Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Наталья Александровна Сычева,
учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия № 1»
Центрального района г. Новосибирска, абсолютный победитель городского
конкурса «Классный руководитель» (2009 год),
лауреат городского и областного конкурса «Учитель года 2010»,
участник Всероссийского конкурса «Учитель года России 2010»

Год учителя глазами учителя

То, что 2010 год назван Годом учителя, говорит о том, что проблемы образования выходят на первый план. Ведь, как правило, темой года становится название той сферы, в которой предстоит решить множество вопросов, обеспечить поддержку её работникам, что-то изменить. Кроме того, сама проблема будет в фокусе внимания общества, это уже плюс.

Я не идеалист, и не думаю, что все запланированное будет реализовано. Но даже если малая часть планов будет претворена в жизнь, это будет большой прогресс для сферы образования.

Чего мы ждали от сферы образования?

– Изменения отношения ГОСУДАРСТВА к сфере образования.

– Изменение программ и более тщательный подход к подготовке учебников.

– СМИ в этот год должны были помочь учителю.

– Признание «РОССИЙСКОСТИ» образования.

– К сожалению, мы живём в мире денег…

– Учителю позволят САМОСОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ.

– Уменьшится количество документации.

– Будут пропагандировать здоровый образ жизни, поощрять родителей, участвующих в воспитании своего ребенка, т.е. помогающего учителю.

1. Изменения отношения ГОСУДАРСТВА к сфере образования. В Новосибирске и Новосибирской области вводится много новых инициатив, касающихся учителей: вручение бюджетных образовательных сертификатов педагогическим и руководящим работникам, конкурсная поддержка лучших учителей в рамках реализации ПНПО, поздравление педагогических работников, чествование ветеранов педагогического труда; проведение городских конкурсов «Учитель года», «Новой школе – современный учитель» (конкурс молодых педагогов),         «Учитель года талантлив во всем», «Визитная карточка» (конкурсы учреждений дополнительного образования детей  в сфере культуры и искусства), «Мисс физкультура», «Формула успеха» (конкурс педагогов дополнительного образования отрасли молодежная политика), «Лучший профсоюзный лидер года» и др.; проведение благотворительного марафона по созданию памятника символа Новосибирскому учителю, создание виртуальной Доски Почета работников образования города Новосибирска; торжественное заседание Клуба заслуженных учителей Центрального района (встреча с главой администрации Центрального района).

2. Изменение программ и более тщательный подход к подготовке учебников. Много учебников, много программ, но нет качественных, позволяющих работать легко, без перекраивания материала, хотя, наверное, не перекраивать материал невозможно, потому что каждый учитель индивидуален. Но два слова про учебники сказать хочется. Накипело, как у историка: учебники создаются, издаются и признаются негодными, не «проработав» и года. Как сказала моя коллега: «Все люди читают нормальные книги, а учителя истории – учебники».

Никто не проводит мониторинга по качеству учебников, по их востребованности учениками. «Плохой» учебник – это не только сложности учителя, который вынужден давать на уроке тот материал, которого нет в учебнике, вместо того, чтобы учить ребят находить информацию и работать с ней, это и возрастающая зависимость ученика: основной материал дается на уроке (в учебнике его нет), если ребенок заболел или не смог прийти на урок – он не чувствует себя уверенным на следующем уроке.

3. СМИ в этот год должны были помочь учителю. Многие считают, что именно СМИ сформировали образ современного учителя в сознании. Не думаю, что можно выявить конкретные причины. Но определенную негативную роль сыграли СМИ. Раньше образ учителя ассоциировался с другими понятиями. Я вспоминаю замечательный фильм «Доживем до понедельника». Насколько светлым и позитивным был образ Тихонова. И каков образ учителя сейчас в фильмах и сериалах. Если речь идет о педагоге-женщине – обязательно неустроенная судьба, если это мужчина – то это скорее пародия на мужчину. Такое представление сложилось по разным причинам, но, поверьте, это не портрет нашей профессии.

Учитель – хранитель прошлого и настоящего. Это одна из самых значимых фигур в жизни каждого человека. Это нужно понимать, прежде чем вытаскивать на повестку дня единичные скандалы. Если говорить о СМИ Новосибирска, хочется отметить замечательный проект – конкурс «Классный учитель». Не зря говорят – «СМИ – четвертая власть», кроме того, школа должна быть открытой. Так может предложить нашему новосибирскому ТВ сделать серию программ про известных учителей города. Я думаю, это найдет отклик у многих наших земляков, ведь нас всех учили учителя.

4. Признание «РОССИЙСКОСТИ» российского образования. Не надо нам навязывать модели образования других стран. Конечно, в современном поликультурном мире мы не должны «вариться» в собственном соку и знакомство с моделями образования в других странах необходимо, но нельзя слепо копировать их. Необходимо брать самое лучшее и очень точно представлять, как «их» модели ложатся на нашу действительность.

В обществознании есть тема – социальное познание. И там говорится, что в изучении общества менее предпочтителен такой метод познания, как эксперимент. А наше образование в последнее время находится в постоянном эксперименте. На мой взгляд, самое страшное – это даже не то, что мы в эксперименте, а то, что это часто эксперимент ради эксперимента. В данной ситуации мне менее всего понятна пассивность учителей: нам сказали – мы перешли. Может быть, есть смысл нашему учительскому сообществу быть более активными и не ждать новых моделей и подходов «сверху», а самим предлагать изменения, создавая свою российскую образовательную модель.

5. К сожалению, мы живем в мире денег, поэтому поднять учителя «на ту высоту, на которой он никогда не стоял и не будет стоять в буржуазном обществе» (это, кстати, В. И. Ленин сказал), можно только изменением заработной платы.

6. Привлечение в школу молодежи. В городе и области делаются шаги по привлечению в школы молодежи: конкурсы для молодых специалистов, соцподдержка. Но средний возраст работников образования Новосибирской области – 45 лет. И не каждая школа может похвастаться, что у них работают молодые специалисты. Очень легко найти внешнюю причину: «маленькая зарплата». Да, действительно, зарплата молодого специалиста оставляет желать лучшего. Но иногда за этой причиной мы пытаемся спрятать такие: страшно брать специалиста без опыта (а где же этот опыт взять выпускнику ВУЗа?), чаще всего приходят молодые девушки, а, следовательно, не за горами свадьба, декретный отпуск и т.д. Утрачен институт наставничества. Нельзя сказать, что опытные педагоги не подскажут и не помогут, но в силу огромной нагрузки не всегда хватает времени.

7. Учителю позволят самосовершенствоваться. О повышении квалификации, казалось бы, говорилось уже много, но я хотела бы остановиться на следующих вопросах.  В рамках РФ институтам повышения квалификации предложено организовать курсы, исходя из запросов учителей: во-первых, учитель может, проанализировав свою работу, выявить собственные проблемы и найти помощь в решении особо трудных вопросов.

Во-вторых, большинство курсов связано с преподаваемым предметом либо с методикой. Это замечательно, но в последнее время дети уже не те, которые были хотя бы 10 лет тому назад. Они совершенно другие, а мы, учителя, те же. И очень часто нам не хватает знаний психологии, возрастной физиологии – а это профессиональная компетенция учителя.

Конечно, в Год учителя невозможно решить все проблемы, но радует то, что обратили внимание не только учительства, но и школы. И есть надежда, что проблемы стали более видимыми не только учителям, но и управлениям образования, и, следовательно, будут решаться более конструктивно.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела