Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Ольга Викторовна Важенина,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска

Мотивация учения в начальной школе

Современный этап развития российского общества характеризуется принципиальными изменениями во всех сферах социального, экономического, культурного развития страны. Эти изменения отразились в реформах, которые осуществляются в последнее десятилетие в системе образования. Проблема формирования мотивации учения актуальна для современной школы, потому что именно мотивы определяют позицию человека в жизни. Мотивы влияют на устойчивые интересы, на становление адекватной самооценки и духовный рост человека.

Условия современного мира таковы, что в профессиональной деятельности человека происходит постоянное быстрое обновление знаний. Следовательно, современному обществу нужен человек инициативный, творческий, духовно свободный, способный быстро мобилизовать свой личностный потенциал, накопленный опыт для ориентирования не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Так, сегодня каждый человек должен быть заинтересован в своем образовании, а следовательно, у него должно быть сформировано положительное отношение к учебе.

Актуальность проблемы формирования мотивации учения также обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [2, с.3]. В соответствии с данной концепцией педагоги встали перед необходимостью целенаправленного формирования мотивации достижения (учения) школьников, начиная с первых дней обучения.

Формирование мотивации учения – это важнейшее условие успешности или неуспешности ребенка. Формируемая положительная мотивация учения уже в начальной школе позволит учащимся быть успешными не только в дальнейшем обучении, но и в повседневной жизни. Ведь мотивация учения влияет также на отношения между ребенком и его родителями, а также на отношения и с другими окружающими его людьми.

Учебная деятельность является одним из эффективных путей формирования мотивации учения. Изучив психолого-педагогические исследования А.К. Марковой, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, М.В Матюхиной, Н.А. Менчинской и других, можно сделать вывод, что у учащихся складывается внутренняя и достаточно устойчивая мотивация к учению, если содержание обучения строится как система задач для учащихся. Решая эти задачи, они самостоятельно подходят к изучению нового материала.

Следовательно, мотивация учения неразрывно связана с развитием познавательного интереса школьников. Познавательный интерес направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах [4]. Он может приобретать характер склонности, если усиленно им заниматься, выделять из других. Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему.

Познавательный интерес выступает как важнейший мотив личности, ее познавательной деятельности. Своеобразие этого интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, к знаниям о них, к научным областям их изучающим. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Под влиянием познавательного интереса в интеллектуальной деятельности проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные проявления, как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться вне формирования познавательного интереса. Особенность познавательного интереса как мотива учебной деятельности в том, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьниками: «интересно – неинтересно» – основные критерии детей [6].

Успешная учёба, осознание своих потребностей, умений качественно выполнять разные задания приводит к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируются, то у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности: могут возникнуть компенсаторные самооценка и мотивациям [3].

Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

Формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться невозможной.

Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Согласно последним нормативным документам, формирование мотивации учения в процессе учебной деятельности имеет важное практическое значение в свете решения главной задачи российской образовательной политики – обеспечения нового качества образования, на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным, перспективным потребностям общества и государства.

Список литературы

1. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации [Текст] / Л. В. Гончарик // Начальная школа. – 2004. – № 11.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

3. Локтева, О.С. Формирование мотивации учения через игру. http://festival.1september.ru/articles/412415/

4. Маркова А.К., Маттис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя, Просвещение, 1990.

5. Сарпова Н. М. Формирование учебной мотивации у младших школьников//Сибирский учитель. – 2006. – №2.

6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 1971.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела