Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Светлана Борисовна Мещерякова,
заведующая кабинетом социологических исследований и
консалтинговых услуг
Научно-методического центра г. Кемерово

Инновационная деятельность в структуре качества образования

В образовательной системе города Кемерово при управлении образования действует Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Научно-методический центр» (далее МОУ ДПО «НМЦ»). МОУ ДПО «НМЦ» имеет в своей структуре отдел научно-методического сопровождения процессов развития образования, в который входит кабинет социологических исследований и консалтинговых услуг. Некоторыми из направлений научно-исследовательской деятельности научно-методического центра являются:

1. Мониторинг состояния муниципальной системы образования;

2. Разработка муниципальной системы оценки качества образования.

В рамках реализации этих направлений проводятся мониторинговые исследования: «Удовлетворенность социума качеством дополнительного, дошкольного и общего образования», «Школа глазами потребителей», «Имидж педагога», «Школьное питание» и ряд других исследований, которые касаются инноваций в образовании, потребностей в образовательных услугах педагогов и социума в целом.

Итоги проведенных исследований используются для оценки состояния развития муниципальной системы образования и составления на этой основе дальнейшей программы развития системы образования в городе Кемерово.

Результаты одного из исследований представлены ниже.

«Удовлетворенность населения г. Кемерово качеством общего образования»

В результате исследования удовлетворенности населения качеством общего образования в городе Кемерово выявилось мнение субъектов образования, касающееся удовлетворенности качеством образования, а также смогли проанализировать структуру потребностей респондентов в сфере образовательных услуг. В таблице представлено процентное распределение ответов оценки качества образования, получаемого в городе Кемерово в 2006/07, 2006/07 и в 2009/10 учебном годах. Распределение в процентном соотношении по городу.

 

Варианты ответа/

Учебный год

Категория, количество выборов (%)

Обучающиеся

Родители

Учителя

06/07

08/09

09/10

06/07

08/09

09/10

06/07

08/09

09/10

отличное

9,9

10,5

15,3

9,9

6,4

19,0

13,6

9,9

15,9

хорошее

27,7

29,0

64,4

29,0

32,0

61,3

43,6

45,2

68,2

удовлетворительное

57,3

49,0

18,4

53,1

55,4

17,2

41,0

44,5

13,6

неудовлетворит.

4,0

10,0

1,2

5,7

4,4

0,6

1,8

0,4

0,0

недопустимое

1,1

1,5

0,7

2,8

1,8

0,0

0,0

0,0

0,0

затрудняюсь ответить

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1,9

0,0

0,0

2,3

 

Также результаты исследования показали, что наиболее значимыми характеристиками респонденты считают предоставление школой необходимых знаний для жизни в современном обществе и предоставление глубоких, прочных знаний по всем предметам. Родители обучающихся признают наиболее значимой характеристикой качественного общего образования его возможность способствовать разностороннему развитию личности ребёнка. Это весьма показательно, поскольку свидетельствует о том, что личностное развитие ребёнка в системе ценностей родителей в настоящее время выходит на первый план. Этот факт ещё раз актуализирует важность рассмотрения качества образования как комплексного показателя, не ограниченного рамками учебно-воспитательного процесса, а интегрирующего все этапы развития личности ребёнка. Обучающиеся также выделяют в числе наиболее значимых характеристик подготовку к выбору и освоению профессии, что объясняется актуальностью для старших школьников проблемы профессионального самоопределения.

Качество образования воспринимается респондентами как основной источник успеха современной личности, как важнейший фактор, влияющий на качество жизни.

Межличностные отношения в школе оказывают существенное влияние на формирование личности молодого человека. Большинство респондентов отметили, что отношения между обучающимися в классе влияют на качество получаемого образования. И все респонденты ответили, что отношения в классах доброжелательные и дружеские. В ОУ города Кемерово отношения между обучающимися и учителями чаще всего строятся на основе уважения и сотрудничества. Именно коммуникативная компетентность педагога в общении с обучающимися определяет, в конечном счете, качество образовательного результата.

Изучая приоритеты основных направлений, по которым должна вестись воспитательная работа в школах г. Кемерово, было выявлено, что большинство обучающихся отдают предпочтение выявлению и развитию у них творческих способностей, а также спортивно-оздоровительному направлению. Также популярным у обучающихся было направление «личностное развитие». Родители согласились с мнением учащихся, что школа должна развивать творческие способности, также к приоритетным направлениям отнесли еще гражданское воспитание. В то же время чуть меньшее количество родителей назвали приоритетным такое направление, как спортивно-оздоровительное.

(Предполагался выбор одного или нескольких вариантов ответов, поэтому процентное соотношение не составляет 100%)

 

Варианты ответов

Категория респондентов

обучающиеся

родители

Спортивно-оздоровительное

22,32

20,96

Профилактика правонарушений

11,74

5,36

Трудовое воспитание

8,24

8,54

Гражданское воспитание

9,08

21,26

Выявление и развитие творческих способностей

22,68

21,9

Личностное развитие

20,18

18,46

Затрудняюсь ответить

5,76

5,42

Другое

0,0

0,0

 

Более половины учреждений города осуществляют инновационную деятельность. Для учителя современной школы умение нешаблонно думать, искать нетрадиционные подходы к «вечным» проблемам гораздо важнее объема знаний. В модели будущего учителя способность и психологическая готовность к созданию, освоению и использованию новшеств, т.е. умение осуществлять инновационную деятельность, занимают центральное место. При ответе на вопрос, который касался наличия трудностей в связи с применением инноваций в учебной деятельности, большинство респондентов не согласились с тем, что трудности существуют. Учителя же только частично согласились с наличием трудностей. Все респонденты ответили, что в их учреждениях на занятиях используются новые технологии и, скорее всего, методики и технологии, которые применяются учителями на занятиях, способствуют повышению качества образования.

Современные дети более подвержены нагрузкам, чем их сверстники 20 лет назад. Ритм современной жизни диктует свои правила не только взрослым, но и детям. Тем не менее, все респонденты считают уровень нагрузки в школе нормальным, средним.

В настоящее время ведется интенсивная комплексная опытно-экспериментальная, научная и практическая работа по выявлению специфических вариантов активизации индивидуальных различий обучаемых как фактора оптимизации получения общего образования в контексте профессионального самоопределения и становления будущего специалиста в различных сферах производства и оказания услуг. Большая часть респондентов уверена, что условия, созданные в ОУ, в основном соответствуют для обучения старшеклассников, реализации профессиональных интересов и намерений в отношении продолжения образования детей. Все категории респондентов в основном согласились с тем, что выпускники смогут продолжать обучение с полученным уровнем знаний. И в большинстве своем все обучающиеся намерены получать высшее образование.

Респонденты считают введение профильного обучения необходимым, исходя из того, что оно способствует обеспечению углубленного изучения отдельных предметов программы школьного образования, дает возможность всем обучающимся реализовать себя в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями и обеспечивает подготовку выпускников ОУ к дальнейшему обучению.

В современных социально-экономических условиях, возникших в нашей стране, востребованы личности, конкурентноспособные на рынке труда, знакомые с современными производственными технологиями. Старшеклассников необходимо подводить к пониманию важности освоения технологической грамотности. Целевая установка в обучении должна быть направлена на формирование «целостной компетенции». В современном производстве востребованы разносторонне развитые цельные личности. Важно, какой смысл вкладывается в это понятие. В данном случае предлагаются организационные условия и формулируются личностные качества, развиваемые в условиях профильного обучения:

– формирование информационной компетенции;

– формирование критического, преобразующего мышления;

– формирование навыков проектной деятельности;

– подготовка выпускников к успешному продолжению образования в учреждениях профессионального образования;

– формирование первичного практического опыта в различных сферах профессиональной деятельности;

– уточнение профессиональных интересов обучающихся;

– создание условий для осознанного и продуктивного выбора обучающимися тех профессиональных сфер, которые соответствуют особенностям их мотивационной и познавательной сферы;

– ориентация на востребованные современным рынком труда профессии;

– социальная адаптация учащихся.

В большинстве своем респонденты выделяют положительные моменты, связанные с введением профильного обучения, так как оно способствует обеспечению углубленного изучения отдельных предметов программы школьного образования, дает возможность всем обучающимся реализовать себя в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями и обеспечивает подготовку выпускников ОУ к дальнейшему обучению.

Важным условием обеспечения устойчивой и эффективной работоспособности ребенка является интерес. Работа с интересом благотворно влияет на формирование психоэмоционального состояния, способствующего снижению тревожности. Учитель, стремящийся заинтересовать учащегося, должен владеть совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, которые помогут ему в различных педагогических ситуациях строить оптимальное взаимодействие с учащимися.

Большее количество респондентов удовлетворено качеством образования, которое получают дети в образовательных учреждениях города Кемерово и оценивают его как хорошее.

Ежегодно МОУ ДПО «НМЦ» разрабатывает новые мониторинговые исследования для изучения эффективности развития системы образования в городе, которая должна максимально удовлетворять запросы потребителей образовательных услуг.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела