Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Все статьи автора(6) Светлана Вячеславовна Бобинова,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

Все статьи автора(2) Алла Юрьевна Тышкевич,
заместитель директора по УВР
МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

Основные идеи и принципы образовательной стратегии воспитания толерантности через формирование ключевых компетенций гимназистов

В современной ситуации роста миграционных процессов многие школы Новосибирска становятся многонациональными, и, по прогнозам ученых, полиэтничность будет расти. Гимназия № 13 Центрального района города Новосибирска также сталкивается с проблемами этнокультурного воспитания учащихся, так как расположена около частного сектора, который, в первую очередь, затрагивают миграционные процессы. В социуме происходит изменение ценностных ориентаций, это приводит к поиску нового подхода к формированию личности ученика. К сложившейся модели образования в условиях инновационного развития национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», стандартах второго поколения добавляется опыт образовательного учреждения, идущего по пути эксперимента в педагогике. В нашей гимназии это экспериментальные площадки «Психолого-педагогические условия формирование культуры толерантности», «Компетентностный подход в образовании». В процессе работы в рамках эксперимента творческий коллектив педагогов увидел возможность интегрировать технологические направления этих инновационных начинаний.

Концепция гимназии определяет миссию школы: воспитание гражданской компетентности учащихся. Этой целью определяются все направления образовательной и воспитательной деятельности педагогического коллектива: эколого-краеведческое, патриотическое и воспитание культуры толерантности через формирование ключевых компетенций гимназистов. Системообразующим в развитии содержания гимназического образования является понятие деятельности как основы формирования у гимназистов опыта социальных отношений, формирования ценностных установок, обеспечивающих адаптацию учащихся к новой среде, мобильность и ответственность. Образовательная деятельность ребёнка и обучающая деятельность педагога образуют систему отношений, в которой формируются компетентностные установки на рост и развитие всех участников образовательного пространства.

Не всякая совместная деятельность является системообразующей. Она должна быть творческой и личностно значимой. Для нашей гимназии основной системообразующей составляющей является формирование ключевых компетенций гимназистов через познавательную, органично интегрирующую, информационно-коммуникативную и рефлексивную деятельности.

Реализация компетентностного подхода в гимназии возможна при создании организационно-педагогических условий на основе технологий и методик совместной деятельности всех субъектов образовательного пространства в гимназии. Проблема воспитания толерантности также должна решаться комплексно. В программу каждого года эксперимента входят следующие организационно-педагогические формы: психолого-педагогические тренинги (сентябрь – декабрь), тематические классные часы, коллективно-творческие дела, конкурсы, заседания родительского клуба (январь, май), мастер-классы. При этом происходит социализация личности подрастающего человека. Одновременно это ещё и компетентностная личность, в которой раскрывается культурное самосознание. Человек обретает способность ощущать себя единым целым в широком духовном пространстве. Развитие личности человека, нравственное, духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта и усвоением норм социальных и общечеловеческих взаимоотношений.

Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, и когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через воспитание в деятельности, требующей конкретного стиля общения, соблюдения определенных культурных и этических норм. Это подразумевает сформированность культурно-ценностных ориентиров, поликультурной, гражданской и общекультурной компетентности личности учащегося, т.к. социальное самоопределение, самореализация и познание возможны лишь при наличии конкретных интересов и взглядов, которые могут корректироваться опять же под воздействием окружающей среды в результате творческой деятельности индивида. Наличие творческой направленности отражает потребность самореализоваться через творческий потенциал, что позволяет человеку занять достойное место в социуме и эффективно осуществлять самообразование и т.д.

Таким образом, создание в гимназии условий для развития личности ребенка – это процесс создания системы отношений в педагогической триаде учитель – ученик – родители, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

С целью повышения качества воспитательной работы на современном этапе развития образования педагогический коллектив гимназии работает над программно-методическим обеспечением каждого направления учебно-воспитательной работы.

Учитывая современные подходы к результатам педагогической деятельности и концепцию гимназии, мы использовали компетентностный подход в работе над программой по воспитанию поликультурной компетенции (толерантности) выпускника гимназии № 13.

Диагностика проводится три раза в год (в начале, в середине и в конце учебного года) совместно со школьным психологом.

Ожидаемый результат:

– Ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

– Ребенок, противостоящий интолерантным отношениям;

– Социально-адаптированный ребенок.

Программы, созданные в этом направлении «Мы разные, мы дружим», «Я-МЫ», в данный момент апробируется в нашей гимназии.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей – это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.

Поэтому вместе с родителями проводим праздники, конкурсы, родительские собрания, направленные на воспитание толерантности.

Хотим предложить вниманию читателей конкурсы:

«Моя родословная»

Семья представляет рисунок, где изображено генеалогическое древо всей семьи. Приз получает семья, у которой самое «ветвистее» древо, т.е. кто больше знает своих предков.

Конкурс «Герб моей семьи»

Представление и защита.

Конкурс «Семейный альбом»

Праздник, который мы провели вместе с детьми и родителями на параллели первых классов «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». Дети в национальных костюмах рассказывали стихи, пели песни, каждый о своей стране, танцевали национальные танцы, угощали всех гостей национальными блюдами.

Моя семья

Конкурсная программа

Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вам окунуться в атмосферу семейной жизни с ее укладом, традициями, праздниками и попытаться найти пути решения возникающих в семье конфликтов. Надеюсь, что наша встреча даст вам возможность лучше понять своих родителей, а также узнать что-то новое о себе, проанализировать собственные поступки.

Представление жюри.

Ведущий. Что же такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Я приглашаю наши многонациональные семьи на сцену.

Конкурс «Семейная песня»

Ведущий. Как поется в известном шлягере прошлых лет, «легко на сердце от песни веселой, она скучать не дает никогда». Давайте и мы не будем скучать. Вспомним песни, которые любят родители и дети, которые смогут петь все присутствующие. Команды хором по очереди исполняют песни: кто больше.

Конкурс «Семейная переписка»

Ведущий. Письма. Они хранят неуловимое очарование эпохи, они таинственны, они трогательны. С появлением современных средств связи люди все реже и реже вступают в переписку, все чаще ограничиваются телефонным разговором. Сама культура эпистолярного жанра уходит от нас. А ведь для наших предков письма были основным средством общения на расстоянии. Я предлагаю нашим семьям попытаться возродить эту традицию. Команды составляют письма на заданную тему (в деревню дедушке, тете в Америку, брату в армию). Жюри оценивает оригинальность и остроумие, литературный слог.

Конкурс «Конфликтные ситуации»

Ведущий. В каждой семье случаются конфликтные ситуации, но далеко не у всех они разрешаются положительно. Сейчас вашему вниманию будут предложены такие ситуации, а команды постараются обыграть их, найти наиболее интересное и мирное решение конкретной проблемы.

Ситуации:

1. Гости. Ваши новые соседи неожиданно заходят на огонек. Дети с тремя своими лучшими друзьями смотрят по телевизору любимое шоу. Отец семейства, желая произвести хорошее впечатление на нагрянувших гостей, выключает телевизор и велит детям немедленно, без вопросов привести дом в порядок. Когда сын начинает спрашивать, почему он должен делать это именно сейчас, отец очень злится. Дочь, смущенная отцовским тоном и тем, что свидетелями происходящего стали ее друзья, плачет и убегает в свою комнату.

2. Куртка. Второклассница Света пришла в школу в новой красивой куртке. «Света, какая красивая у тебя куртка!» – встретили ее подружки. Она не скрывала своей радости. Бережно сняла куртку и повесила на вешалку. Через два урока, к концу перемены, она подошла к своей куртке и с плачем кинулась к учительнице. Куртка была порезана. Как должны отреагировать учительница и родители?

3. Дочки-матери. Дочь перестала быть откровенной со своей матерью. Она поняла: что бы она ей ни рассказала, чем бы ни поделилась, это будет использовано против нее. Недавно дочь призналась, что ей нравится парень. А мать сразу же кинулась к соседям наводить справки, расспрашивать о нем. Теперь юноша и девушка не могут вместе пройти по улице. Дочь обратилась к отцу, он принял ее сторону – возник конфликт между родителями.

Ведущий. Пока команды готовятся, на нашей сцене гости.

Номер художественной самодеятельности.

Конкурс «Аукцион семейных праздников»

Ведущий. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. Сейчас мы узнаем, сколько праздников и какие отмечают наши семьи. Команды по очереди называют семейные праздники. Выигрывает команда, последней назвавшая праздник.

Конкурс «Пойми без слов»

Ведущий. В семье, где находится повод посмеяться и живут ощущением радости жизни, душа расцветает. Лучший педагогический прием – юмор, выручающий даже в самых нестандартных ситуациях. Чувство юмора пригодится в этом конкурсе. Командам предлагаются тексты детских песен («Кузнечик», «Улыбка», «Песенка крокодила Гены»), которые нужно изобразить перед зрителями только с помощью пантомимы. Побеждает команда, чью песню зрители быстрее отгадают.

Конкурс «Танцевальная семья»

Ведущий. Танец подобен музыке: главная его задача состоит не в том, чтобы изображать, но в том, чтобы выражать. Достигая органичного слияния танцевальных движений, жестов и мимики, танцовщик создает характер героя, выражает глубину его чувств, передает сущность изображаемых событий. Команды поочередно исполняют танцевальные композиции под классические мелодии в современной обработке: «Танец с саблями», «Танец маленьких лебедей», «Полет шмеля».

Конкурс «Домашнее задание»

Ведущий. Не подлежит сомнению утверждение, что сила семьи в совместных делах и интересах. Как хорошо, когда все вместе занимаются домашними делами, вместе справляются с трудностями, вместе отдыхают!

Конкурс «Умелые руки против скуки»

Выставка творческих работ семьи.

Конкурс «Семейный альбом»

Самая смешная семейная фотография, а также оригинальная подпись.

Ведущий. Все политические партии рано или поздно перестают существовать. «Партия» под названием «семья» живет уже много веков. И за эти столетия люди не придумали иного объединения, но подтвердили мысль: чем больше в семье доброты и взаимопонимания, тем прочнее отчий дом. Десять веков с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью. Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи. Чем больше будет таких семей, какие присутствовали на нашем вечере, тем дело возрождения пойдет быстрее. Я от всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту! Будьте счастливы, и до новых встреч!

Таким образом, компетентностный подход в сочетании с воспитанием культуры толерантности – это возможность получить результат в работе над формированием личности ученика, его индивидуальных потребностей и социализацией, обеспечивающей общественную значимость каждого человека.

Приложение. Работы детей.

1. Генеалогическое древо и история семьи Перцевой Алины.

2. История семьи Абышева Нурлана.

3. Генеалогическое древо и история семьи Колодиной Гали.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела