Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Все статьи автора(3) Наталья Павловна Архипова,
учитель первой квалификационной категории,
руководитель музея «Русская народная культура»
МБОУ СОШ № 15 Ленинского района г. Новосибирска

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья: детский оздоровительный лагерь дневного пребывания «Здоровячок»

Летний лагерь дневного пребывания при МБОУ СОШ № 15 организуется для учащихся от 7 до 15 лет. Лагерь открывается приказом директора на основании приказа по Главному Управлению Образования города Новосибирска и акта приёмки оздоровительного учреждения с дневным пребыванием Федеральной Службы по Надзору в сфере Защиты прав потребителей и благополучия человека, а также актом приёмки Управлением Образования Администрации Ленинского района.

Содержание, формы и методы работы лагеря определяются его педагогическим коллективом, исходя из принципов гуманности, демократизма, поощрения инициативы и самостоятельности учащихся, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Цель – создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей; формирование патриотического и гражданского воспитания детей.

Задачи:

1. Поддерживать и укреплять здоровье детей через разнообразные виды деятельности.

2. Создать необходимые условия для самоопределения и самоутверждения личности в коллективе, через раскрытие и реализацию детских способностей (умственных, художественных, спортивных).

3. Формировать патриотическое воспитание детей через расширение знаний истории своей Родины и города, семьи.

4. Воспитывать бережное отношение к природе через познания детей в области экологии.

Лагерь работает по следующим направлениям:

– оздоровление детей – «Спорт и здоровье»;

– развитие творческих способностей детей – «Успех»;

– формирование основ краеведческой и экологической культуры – «Эрудит»;

– формирования патриотического и гражданского воспитания детей – «Патриот».

Вся работа с детьми велась строго по плану. Для того чтобы жизнь в летнем лагере дневного пребывания была насыщенной, полной событий и встреч, педагоги лагеря старались использовать все возможности для интересного и полезного общения детей со сверстниками и взрослыми. Ребёнок – главная фигура в лагере, очень важно, чтобы он чувствовал себя по-настоящему комфортно. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумывает все возможности для раскрытия потенциала каждого ребёнка, при этом воспитатели учитывают желания и любимые развлечения детей (анкетирование детей в начале смены), чутко реагируют на запросы, интересы, настроения детей, умеют выслушать каждого ребёнка.

Конечно же, готового рецепта «Звонкого лета» не существует, в нашей школе накопился богатый опыт по работе летнего лагеря, который помог решить задачи, поставленные в начале лагерной смены:

1. Поддерживать и укреплять здоровье детей, через разнообразные виды деятельности. Выполнить эту задачу помогли такие мероприятия: «Будь здоров!», «Спорт – здоровье», «Я здоровье берегу, сам себе и помогу», «Вредные привычки» (курение, наркомания), «Международный Олимпийский день». Весь сезон в лагере проходили эстафеты, подвижные игры, «Весёлые старты».

2. Создать необходимые условия для самоопределения и самоутверждения личности в коллективе, через раскрытие и реализацию детских способностей (умственных, художественных, спортивных). Для реализации данной задачи были намечены следующие мероприятия: Конкурс чтецов по произведениям А.С. Пушкина, музыкальный калейдоскоп «Мы с планеты Детства», день рождения студии «Союзмультфильм» – «Герои российских мультфильмов», музыкально-игровая программа «Как приходит лето красное, ярче светит солнце ясное», «Здравствуй, книга детская!», «Карнавал сказочных героев».

3. Формировать патриотическое воспитание детей через расширение знаний истории своей Родины и города, семьи. Выполнить эту задачу помогли разработки: «День эколога», «Праздник русской берёзы», «Сохраним удивительный мир природы», День России «Географическое путешествие», Ботанический сад (открытый грунт), День города «Знаешь ли ты свой город?».

4. Воспитывать бережное отношение к природе через познания детей в области экологии. Для достижения этой задачи были запланированы следующие мероприятия: «Международный день друзей», «Международный день невинных детей жертв агрессии», День России «Географическое путешествие», «День памяти и скорби», «День рыцаря», День города «Знаешь ли ты свой город?».

Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, развивает его мышление и эмоции. Оздоровительные составляющие жизни летнего лагеря в нашей школе – это оптимальный двигательный режим, сбалансированное питание, гигиенические навыки и правильный образ жизни.

Работа по пропаганде здорового образа жизни в школе ведётся систематически в течение учебного года. Летом данная деятельность педагогического коллектива продолжается. Планируя работу в лагере, обязательно включаем оздоровительные мероприятия: оптимальный двигательный режим, профилактический осмотр детей, витаминотерапию, профилактические беседы по формированию здорового образа жизни.

С помощью спорта и физкультуры в лагере решались задачи физического воспитания детей. Каждый день в летнем лагере проводятся различные мероприятия физкультурной направленности. Яркие, зрелищные, увлекательные «Весёлые старты», утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе, соревнования и многие-многие другие мероприятия, которые дали возможность ребёнку реализовать свои физические способности.

Непременным условием жизнедеятельности в лагере является общественно-полезный труд. Мы старались организовать деятельность детей интересно, с выдумкой, увлечь их полезными практическими занятиями: это и благоустройство территории и помещений, и поддержание в лагере чистоты и порядка, оформление лагеря к тематическим мероприятиям и т.д. При этом дифференцированно подходили к каждой возрастной группе детей и подростков.

Ежедневные линейки, вынос флага с символикой лагеря, всё это дисциплинировало детей. У каждого отряда было своё название, речёвка, песня и свой символический атрибут – галстук.

Политику летней оздоровительной кампании определяет уровень подготовленности педагогических кадров. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития и воспитания ребёнка. Развитие, воспитание и оздоровление детей в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к работе взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в лагере в течение каждого дня. Важным для педагогического коллектива школы является то, что каникулы – свободное от учёбы время ребёнка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребёнок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности.

Основа педагогического коллектива лагеря – педагоги школы, во время работы в лагере складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива. В своей работе педагоги пользуются золотыми правилами педагогики – 7 «О»: организация, образование, оздоровление, общение, оптимизм, одухотворенность, отдых.

В период работы лагеря ребята живут под девизом «Песни петь, шутить всегда – не падать духом никогда!», используя речёвку: «Если ты такой пугливый, если ты такой ленивый и не хочешь закаляться, в лагерь к нам не приходи!»; увлекательно проводят свой досуг.

Лето – это маленькая жизнь! Цель, поставленная в начале лагерного сезона, была достигнута, об этом свидетельствуют отзывы родителей и анкетирование детей в конце лагерного сезона. Воспитатели сделали всё зависящее от них, чтобы дети вернулись в школу более здоровыми, полными сил и энергии! И есть надежда на то, что набор детей на следующий лагерный сезон не составит затруднений.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 122)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела