Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Все статьи автора(6) Светлана Вячеславовна Бобинова,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

Воспитание поликультурной компетентности (толерантности) в детском пришкольном лагере «Бригантина»

В нашей гимназии уже более 15 лет действует лагерь «Бригантина». Его история передается в песнях и стихах, даже школьная газета носит название «Бригантина».

Инновации в педагогике открывают новые направления в этой деятельности. И наш лагерь приобрел структурирование. В настоящее время – это отряд «Ромашка» (дети младшего школьного возраста) и отряд «Исток» – современное направление для одаренных гимназистов, объединяющее обучающихся 5-8 классов в творческие мастерские по разным видам совместной деятельности.

В лагере работают специалисты социально-психологической службы центра «Ника». Педагоги-психологи помогают ребёнку найти свой стиль в многообразии характеров и построить взаимоотношения с социумом.

Социально значимые проекты, реализуемые в летнем пришкольном лагере «Бригантина» МБОУ «Гимназия № 13» города Новосибирска, – «Воспитание культуры толерантности», «Формирование компетентностной индивидуальности».

В отряде «Ромашка» с детьми младшего школьного возраста реализация проекта происходит силами педагогов гимназии № 13, студентов НГПУ, гимназистов 7-8-классов, являющихся вожатыми малышей и тем самым осуществляющих межвозрастную связь обучающихся. В этом направлении были проведены психолого-педагогические тренинги, игры, конкурсы, направленные на воспитание культуры толерантности.

На базе лагеря в этом году реализуется двухуровневый социально значимый проект «Воспитание культуры толерантности в летнем пришкольном лагере «Бригантина».

МБОУ «Гимназия № 13» – это акции, тренинги, диспуты, беседы и другие формы, творчески организующие совместную деятельность.

В отряде «Ромашка» с детьми младшего школьного возраста реализуется первый уровень проекта: психолого-педагогические тренинги, игры, конкурсы, направленные на воспитание культуры толерантности. Мероприятия проводятся педагогами МБОУ «Гимназия № 13», студентами НГПУ, сотрудниками центра «Ника».

В отряде «Исток» с детьми старшего школьного возраста реализуется второй уровень проекта: проводятся акции, направленные на формирование толерантности. Мероприятия разрабатываются педагогами МБОУ «Гимназия № 13», студентами НГПУ.

Акции, посвященные проблеме толерантности

Акция № 1. «Путь к толерантности»

Целью акции являлось обучение детей межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Задачи:

– познакомить подростков с понятием «толерантность» и «толерантная личность»;

– показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных ситуациях;

– научить участников акции конкретным приемам, позволяющим развить воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию.

В ходе акции дети ознакомились с понятием «толерантность», а также обсуждали следующие вопросы:

Почему возникают конфликты на межнациональной почве?

Почему одна нация не может понять другую?

Как научиться принимать другого человека?

С детьми были проведены творческие задания «Создание миров» и «Космическое путешествие». В игре «Создание миров» детям нужно было придумать тот мир, в котором они хотели бы жить, герб и девиз своего народа. Затем каждая команда продемонстрировала свой «мир».

В игре «Космическое путешествие» детям было предложено совершить воображаемое путешествие на другую планету, где каждой команде было необходимо выжить. Для того чтобы сосуществовать, надо объединиться и договориться. Поэтому детям нужно было создать общие законы и правила, которые учитывали бы все интересы и которые должны выполнять все без исключения.

Дети успешно справились с заданиями и усвоили основные принципы толерантности.

Акция № 2. «Я среди других»

Целью акции являлась профилактика употребления ПАВ и формирование толерантного поведения.

Задачи:

– дать установку на неупотребление ПАВ, ориентирование детей и подростков на здоровый образ жизни;

– показать альтернативное проведение свободного времени в подростковой среде;

– развитие коммуникативных способностей и уверенности в себе.

В первую очередь детям было предложено обсудить следующие вопросы:

Что делать, если нет друзей, и вы от этого страдаете?

Как сделать свою жизнь интересной? Что делать, когда очень скучно и плохое настроение?

Как стать уверенным в себе?

Далее – вопросы, касающиеся вредных привычек:

Что такое наркотики?

Как человек втягивается в употребление наркотиков?

Как можно отказаться от принятия наркотиков, спиртных напитков, противоправного поведения?

Также дети обсуждали следующие ситуации: как отказаться от принятия наркотиков, когда предлагают выпить пиво; как отказаться от предложенной сигареты, когда предлагают избить человека.

Затем каждая команда нарисовала и продемонстрировала плакаты на тему «Я – за здоровый образ жизни». Все дети активно участвовали в обсуждении вопросов и усвоили необходимость толерантной устойчивости к приему наркотиков, алкоголя, табака.

Акция № 3. «Толерантное сознание»

Цель: профилактика асоциального поведения, формирование у детей и подростков толерантного сознания.

Задачи:

– развитие потребности в правовых знаниях;

– формирование коммуникативных способностей и уверенности в себе;

– дать установку на законопослушное поведение;

–формирование доброжелательных отношений в лагере.

Детям необходимо было выполнить задание под названием «Законы моего племени», где от каждой команды требовалось представить себя единым племенем и придумать название, девиз, герб, внешние атрибуты своего племени, выбрать вождя и составить перечень законов существования племени. После выполнения задания дети демонстрировали свои работы, делая акцент на законах.

В заключение всех акций для лучшего усвоения понятия и принципов толерантности детям было предложено самостоятельно составить определение «толерантность» и характеристику толерантной личности. В помощь для выполнения задания детям раздали стихотворения о толерантности из книги Ю. Макаренко «Новое путешествие Проповедника». После обсуждения выполненной работы были подведены итоги акций.

В заключение всех акций для лучшего усвоения понятия и принципов толерантности детям предлагается самостоятельно составить определение «толерантность» и характеристику толерантной личности.

В результате проведения трех акций дети усваивают понятие «толерантность», знакомятся с принципами толерантности, учатся самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений.

Работа в лагере нацелена на выход творческого потенциала в социум. Интернет-общение, межвозрастные диспуты, конкурсы всех уровней. Как пример – традиционно ребята принимают участие в конкурсе социально-значимых плакатов «Дружат дети всей Земли». Ежегодно конкурс приносит призовые места.

На базе лагеря реализуется тематическое направление гимназии, являющееся основой инновационного поля образовательного учреждения: «Формирование компетентностной индивидуальности через развитие творческого потенциала гимназистов».

Формирование ключевых компетенций через проявление своей одарённости у гимназистов среднего звена происходит в отряде «Исток» нашего лагеря. Дети развиваются и совершенствуют свои способности в творческих мастерских, где с ними работают заинтересованные взрослые: художественная мастерская, музыкально-хоровая студия, спортивная секция, поэтическая студия, танцевальная группа, прикладное творчество.

Каждое направление реализует свою программу, сочетающуюся с новинками в науке, инновациями в педагогике, а главное, с интересами и потребностями гимназистов.

Художественная мастерская помогает увидеть мир в ярких красках.

Поэтическое слово мастерской с филологическим направлением позволяет гимназистам раскрепощено мыслить, «говорить стихами» в прямом смысле.

Результатом работы прикладных направлений и творческих мастерских является выставка проектов.

Проекты гимназистов оформляются в выставку, которую с интересом посещают родители, удивляясь талантам своих детей.

Процесс общения настолько затягивает детей, что ни разница в возрасте, ни различия в интересах, ни особенности мышления не могут прервать процесс создания общего группового проекта. Дети не сидят в классах, планом отряда предусмотрены экскурсии, встречи с интересными людьми, общение с природой.

Цель достигнута: за все проведённые сезоны не встречалось ни одного факта асоциального поведения.

Наш лагерь – это реальная возможность формирования у детей и подростков толерантного сознания, творческого подхода к любому делу, желания заботиться о своём здоровье и благополучии тех, кто рядом с тобой.

В заключение каждого сезона ребята участвуют в психологическом тестировании. Результаты обрабатываются гимназической социально-психологической службой для корректировки педагогических условий работы лагеря в следующем году. Неординарная практика закрепилась в летнем лагере – детям предлагается создать свои анкеты для друзей, отразив в них всё, что кажется важным в данное время. Их исследование и анализ позволяет сделать выводы о положительной динамике развития коммуникативных компетенций гимназистов нашей гимназии.

В 2007 году и 2009 году лагерь «Бригантина» участвовал в городском смотре-конкурсе детских оздоровительно-образовательных лагерей и стал лауреатом.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела