Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Наталья Анатольевна Зуева,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 136 Ленинского района г. Новосибирска

Воспитание духовных ценностей в семье

Воспитание духовных ценностей в семье – есть воспитание ДУХА молодого человека. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Кто не помнит с детства этих знаменитых пушкинских строк. «Русь» в данном случае не столько та сторона, где живут люди определенного склада характера и ума, сколько сам этот народ. «Народ» – слово, говорящее само за себя – те, кто «народились». Родятся от отца с матерью. Одни родители, другие родители, вот тебе и «род», вот тебе и «народ». Не случайно сегодня говорится, что «семья – первичная ячейка общества». Нет семьи – нет общества.

Образ жизни, семейный уклад, неписаные, но бытующие в роду-племени законы и правила поведения, складывавшиеся веками, определяли характер народа, передавались из уст в уста из поколения в поколение, впитывались с молоком матери.

Любовь к месту обитания, где все было с детства знакомо и дорого; любовь к земле, которая кормила и доставляла эстетическое удовольствие, радуя глаз своей красотой; чувство признательности к старшим – родителям и старейшинам рода, нередко спасавшим род от опасности своими знаниями и опытом – эти и другие не менее важные чувства становились духовными ценностями рода, намеренно формировались у подрастающих поколений.

Дух народа нельзя увидеть, потрогать руками, его можно только «почуять». Как «почуял» его премьер-министр Великобритании Черчилль, когда всматривался в лица русских солдат во время встречи глав коалиционных стран в Тегеране. «Эти победят», – понял, почувствовал он тогда. И не ошибся. Наш народ выстоял в той жестокой битве с врагом. Выстоял только благодаря силе своего духа. Сильными духом должны воспитывать своих детей и мы с вами – потомки тех, кто отстоял нашу независимость, наше существование как народа. Сильными духом и духовно богатыми, духовно красивыми и духовно щедрыми.

Делать это мы, конечно же, должны все вместе – и семья, и школа. Но всем взрослым должно быть изначально ясно, что приоритет в деле воспитания принадлежит семье, как первичной ячейке общества, в которой ребенок проходит первую в его жизни школу, кожей ощущая атмосферу, царящую в семье, по взгляду, по жесту понимая отношение старших к тому или иному явлению жизни, невольно копируя нас, потому что ему не с чем сравнивать, да и критическое отношение к нашим словам и поступкам придет гораздо позднее, в подростковом и юношеском возрасте.

Народная мудрость гласит: «Воспитывать ребенка надо, когда он поперек лавки лежит, а не вдоль нее». И действительно, одни специалисты считают, что характер ребенка складывается к трем годам, другие полагают, что воспитание как таковое завершается к семи годам, а далее возможно лишь перевоспитание. Но как бы то ни было, есть и другая поговорка – «Век живи, век учись». Поэтому никогда не поздно задуматься над тем, сильны ли и красивы ли духом наши дети, смогут ли они достойно продолжать дело наше с вами и наших предков.

«Продолжать дело наше и наших предков». О каком «деле» идет речь? Речь идет о «деле жизни». Народ наш просто должен продолжать жить. Жить, радуясь каждому новому дню, сохраняя жизнь всему живому, даря радость жизни другим.

Уважение к жизни, благоговение перед ней является первейшей общечеловеческой ценностью. С этим перекликается и библейская заповедь «не убий!». Воспитывать в ребенке бережное отношение к окружающему миру – людям, животным, растениям, природным богатствам, вещам как творению рук человеческих – надо с самого раннего детства.

Негативное отношение к вредным привычкам, навыки гигиены, здоровый образ жизни – все это тоже неразрывно связано с духовным воспитанием. Не случайно в народе говорят: «Посеешь привычку, пожнешь характер; посеешь характер, пожнешь судьбу».

Уважение к старшим, почитание предков, знание истории своего народа – не менее важная духовная ценность, чем сама жизнь, так как жизнью может поплатиться тот, кто «дважды наступит на те же грабли». «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». В старину подвиги народные воспевались в песнях, о них в сказках и былинах рассказывали детям малым и юношам безусым, чтобы закалять их дух, дать образцы для подражания. Дети должны гордиться своим родом, знать свои корни. Знания истории своей семьи может прийти только от старших поколений. Поэтому нам, взрослым, нельзя отмахиваться от просьб детей рассказать о нашей молодости, о молодости наших родителей и наших дедушек и бабушек. Давайте вместе с ними посмотрим семейные альбомы, возьмем детей на кладбище, научим их ухаживать за могилами близких, научим приносить цветы на могилы безымянных воинов.

Жизнь, Родина, Труд, Семья, Здоровье. Вот, пожалуй, и все, что нужно человеку для того, чтобы ощущать себя поистине счастливым. Счастье – это то, о чем мечтает каждый, но не каждый хорошо понимает, в чем оно заключается. Нынешние дети хорошо усвоили то, о чем им постоянно твердят с экрана телевизора, со страниц модного журнала – мол, нужно в первую очередь любить себя, иначе другие тебя любить не будут. Вот и бросаются наши дети любить себя с таким азартом, что в этой неистовой любви к себе, они не замечают, что дорогу к своему призрачному счастью, где он – наш ребенок – начальник, а не подчиненный, где у него денег много, а не просто достаточно, они прокладывают по чужим головам. Помните, как у Козьмы Пруткова? «Хочешь быть счастливым, будь им»… но добавим, не за счет других. Если мы с вами сможем вовремя внушить нашим детям эти простые истины, то мы сможем уберечь их от многих бед.

«Правильное мировоззрение», что являет собой «жизнь по совести», определяет жизненный путь ребенка, его судьбу. А значит, и судьбу народа в целом, судьбу государства, в котором мы живем. Государство – это действительно мы с вами, потому что чиновники, которых принято считать «государством», являются чьими-то сыновьями и дочерьми и «вышли» они «все из народа». Бисмарк когда-то сказал: «Народ достоин своего правителя». Мы живем в том государстве, какое строим сами, или которое строится кем-то с нашего молчаливого согласия. Вдумчивое отношение ко всему – это тоже признак духовной силы.

Нам нужно учить ребенка задумываться над причинами того или иного явления, просчитывать последствия своих поступков, руководствоваться заповедью «не навреди». Надо больше приобщать ребенка к народной мудрости, сохранившейся и дошедшей до нас в народных пословицах и поговорках. Разве скажешь лучше, чем пословица? «Как аукнется, так и откликнется», «Обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой». Народная педагогика учила, нельзя плевать на землю, нельзя мочиться в реку. Только на первый взгляд эти вещи кажутся не имеющими ничего общего с духовностью. На самом деле, любое наше деяние, даже самое простейшее, продиктовано нашими внутренними установками, которые складывались и продолжают складываться на протяжении всей нашей жизни под влиянием нашего семейного и общественного окружения, тех книг, которые мы читаем, тех фильмов, которые мы смотрим, под влиянием всего того, что мы видим вокруг нас.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела