Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Все статьи автора(3) Элина Геннадьевна Фомина,

заместитель директора по УВР

высшей квалификационной категории

МАОУ «Вторая Новосибирская Гимназия»

Программно-целевой подход в организации работы гимназии полного дня

Коллектив Второй гимназии никогда не останавливался на достигнутом. Новые победы, новые достижения лишь побуждали к дальнейшему развитию, самосовершенствованию. В 2005 году рождается новая идея: создание гимназии полного дня, которая бы позволила наполнить образовательное пространство новым содержанием и в основе такого содержания не усвоение учебных дисциплин, а формирование у учащихся универсальных компетентностей. Создание новой модели образовательного учреждения не начиналось с нуля. Не один год функционировали в образовательном пространстве различные подпрограммы и проекты, которые на новом этапе обновлялись и пересматривались. И сегодня мы имеем свою модель гимназии полного дня. Чем наполнено ее образовательное пространство?

На уровне государства огромное внимание уделяется организации системы поиска и поддержки талантливых детей, а также сопровождению их в течение всего периода становления личности. Для Второй гимназии вопросы поддержки талантливых детей всегда были актуальны. Не один десяток лет в стенах нашего образовательного учреждения реализуется программа «Одаренные дети», которая изначально была призвана развивать творческие способности учащихся через организацию исследовательской деятельности. Сегодня формирование интеллектуальных компетентностей учащихся через организацию исследовательской деятельности одна из глобальных задач, реализуемых педагогами гимназии успешно. Согласно этой программе, вовлечены в эту деятельность учащиеся всех образовательных ступеней, а результаты своих первых исследований представляют на традиционных общегимназических НПК. Для каждой ступени обучения это свое масштабное мероприятие: «Юные таланты» в начальной школе, «Достижения юных» в среднем звене и «Достижения молодых» в старшем.

Для организации успешной исследовательской деятельности важно иметь возможность выбора собственной траектории развития, а обеспечить такую возможность можно предоставив на выбор разнообразные спецкурсы и факультативы, индивидуальные занятия с научными руководителями, преподавателями ВУЗов, выделив время и, конечно, при наличии желания. В расписании каждого гимназиста во второй половине дня появилось новое учебное занятие «Курс по выбору».

Но таланты детей не ограничиваются только исследовательской деятельностью, им интересно многое: снимать фильм, создавать мультик, писать статью, танцевать, петь, играть в КВН и многое другое. Для развития таких талантов в гимназии функционирует программа «Творчество после звонка», благодаря которой создана и работает второй десятилетие Ассоциация творческих коллективов. Сегодня занятие в творческом коллективе является одной из составляющих индивидуального учебного плана гимназистов. А программа, которая описывает инновационные подходы коллектива гимназии в вопросе реализации современного содержания образования, называется «Индивидуальные образовательные программы гимназистов с использованием элементов профильного обучения». В рамках программы гимназистам предоставляется возможность выбора содержания образования в соответствии с их интересами, способностями, склонностями, жизненными планами. Что сегодня предлагает гимназия на выбор обучающимся?

1. Три варианта учебного плана:

А: естественно-математическое направление;

Б: гуманитарное;

В: социально-экономическое.

За каждым из направлений закреплен свой набор учебных дисциплин, предлагаемых к углубленному изучению:

А: математика, физика, химия, программирование;

Б: русский язык, литература, иностранные языка, основы искусствознания;

В: история, обществознание, право, экономика.

2. Второе: набор факультативов и спецкурсов, выбор которых может являться логическим продолжением углубленного изучения предметов, а может наполнять индивидуальную образовательную программу гимназистов совершенно другими областями знаний, связанными с удовлетворением личных образовательных интересов, потребностей и склонностей ребенка.

3. Третья обязательная часть индивидуальной образовательной программы – участие в работе АТК, где происходит дальнейшее формирование общекультурных ценностей. Обязательность такого выбора – принципиальная позиция нашей образовательной стратегии, поскольку неакадемические формы занятий существенно влияют на становление социально-коммуникативной компетентности. В условиях открытого образовательного пространства эта деятельность не обязательно должна иметь место в стенах гимназии. Это могут быть занятия в музыкальных, спортивных школах, дистанционное обучение и другое.

Содержательное наполнение дня гимназиста не ограничивается только образовательной программой. Учащиеся активны и в построении общественной жизни гимназии и класса. В рамках программы «Учимся демократии» в гимназии сегодня трудится ГСС седьмого созыва, избираемый тайным голосованием. По инициативе Совета самоуправления реализуются многие подпрограммы и проекты в гимназии: «Забота о гимназии – дело гимназиста», программа, ориентированная на развитие социальной активности личности, сознательного соблюдения правил внутреннего распорядка. Проект «Класс года», акции «Приведи свой дом в порядок», «Зеленый пояс планеты» и многое другое. Не остается без внимания общественная жизнь города, страны. Старшеклассники приняли участие во Всероссийской акции «Мы выбираем спорт, как альтернативу пагубным привычкам!», проведя три массовых мероприятия: утреннюю зарядку, агитационный пробег и флешмоб: http://gym2.nsk.ru/news/687-2010-12-01-06-07-55.

Проектную деятельность классных коллективов, структурных подразделений, в которую включены все без исключения гимназисты, объединяет программа «От ярмарки идей к фестивалю проектов». Как пример, проект, стартовавший в этом учебном году и объединивший всю гимназию без исключения – «Создание музея «История песни – история страны».

Понятно, что при таком содержательном наполнении дня одной первой половины не достаточно. В работе гимназии полного дня появляются три составляющих – это образовательная, развивающая и оздоравливающая среды. Про образовательную и развивающую среды сказано выше, а что подразумевает под собой оздоравливающая среда. В гимназии создан, лицензирован и работает оздоровительно-профилактический центр, оказывая огромную помощь в реализации программы «Здоровый гимназист – здоровая Россия». В рамках этой программы проводятся профилактические мероприятия, предотвращающие заболевания детей, поддерживающие их во время сессии, конкурсов, олимпиад: фиточаи, кислородные коктейли, спелеотератия, физиопроцедуры, массаж. Детям оказывается первая помощь при первых болезненных ощущениях и обращениях к врачу. Для переболевших детей проводятся реабилитационные мероприятия. Подпрограмма «Здоровье в тарелке» и сотрудничество с Институтом правильного питания позволяют обеспечить наших гимназистов сбалансированным горячим питанием в течение полного дня. В рационе каждого гимназиста еженедельно присутствуют биопродукты: бифилин и биомороженое.

При такой занятости должно найтись время и место для отдыха и восстановления гимназистов в течение полного дня. В расписании имеется динамическая пауза, оборудованы помещения и уголки гимназии под отдых детей. Свободное образовательное пространство представлено медиатекой, библиотекой, оснащенными компьютерами с выходом в интернет, столовой, оздоровительно-профилактическим центром, зелеными зонами с мягкими и удобными диванчиками, зонами релаксации – аквариумами. Все это создает атмосферу комфорта и уюта, дает возможность в свободное время отдохнуть и восстановить силы.

Задуманная пять лет назад модель образовательного учреждения нового типа сегодня обеспечивает в комплексе организацию общеобразовательной, развивающей, художественно-эстетической, спортивной, оздоровительной деятельности в соответствии с учебным планом и индивидуальными интересами гимназистов. Позволяет нам выявлять и развивать различные таланты детей, что актуально в свете президентской инициативы.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1775)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела