Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Все статьи автора(14) Ирина Ивановна Петричук,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории,
заведующая предметным объединением
учителей английского языка
МАОУ «Лицей № 9» Железнодорожного района г. Новосибирска

Проектная деятельность учащихся при обучении английскому языку

Реализация личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе и английскому) является основным требованием новых государственных стандартов обучения иностранному языку. Основной целью обучения иностранному языку в средней школе становится развитие у обучающихся необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетенции при одновременном формировании и совершенствовании личности ребенка, способной не только к дальнейшему самообразованию в изучении иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем. Таким образом, обучение английскому языку, в соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования, прежде всего, нацелено на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами изучаемого языка.

Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение в процесс обучения новых и модернизированных педагогических технологий и прогрессивных методов. Традиционная технология, представляющая собой авторитарную педагогику требований, сменяется личностно-ориентированными технологиями, ставящими в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося, формирование у него положительной «Я»-концепции.

Оставаясь в рамках традиционной классно-урочной системы образования, каждый неравнодушный педагог создает свою собственную педагогическую технологию, включающую элементы тех технологий и методов, которые лично он считает наиболее эффективными.

В процессе своей деятельности учителя, работая на протяжении многих лет над проблемой повышения не только качества знаний по предмету «английский язык», но и мотивации учащихся, я пришла к выводу, что особую значимость в решении этих проблем приобретает метод проектов. Исследовательский проект как элемент творческой деятельности учащихся сегодня прочно занял свое место среди современных педагогических технологий и в той или иной мере используется многими педагогами. Введение в образовательный процесс элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность, развивать компетентность учащихся. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только (а, иногда, и не столько на интеграцию фактических знаний), но и на приобретение новых (чаще всего путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов деятельности.

Конечно, сегодня проектный метод не рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащегося, развития его творческих способностей и формирования у него определенных личностных качеств.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного материала, и текущим – в этом случае на самообразование и проектную деятельность выносится часть содержания обучения.

В соответствии с основными целями проекта временные затраты также очень варьируются: от мини-проектов, выполняемых за один-два урока, до пролонгированных, которыми учащиеся могут заниматься в течение учебного полугодия, года или даже нескольких лет.

Элементы проектной деятельности можно и нужно вводить в образовательный процесс с самых ранних этапов обучения предмету. Так, например, ученикам, изучающим английский язык первый год, уже через пару месяцев можно предложить создать свою иллюстрированную азбуку или постер-алфавит с яркими картинками или рисунками, а чуть позже – стенную газету к Рождеству, Новому году, 8 Марта и т.п. Ведь проект – это любая деятельность учащегося (индивидуальная или групповая), как аудиторная, так и внеаудиторная, которая включает в себя элементы самообразования (сбор, анализ и синтез информации по определенной теме), систематизацию собранного материала и, в конечном итоге, оформление его в некий «продукт», который, как правило, защищается в форме презентации, доклада, дискуссии, театрализованной постановки, радиопередачи и т.д.

Работа над проектом (особенно на этапе его защиты или презентации) создает максимально благоприятные условия для создания мотивации к говорению, т.е. стремление к реализации своих знаний в ситуации приближенной к реальной коммуникации, развивает воображение, фантазию, мышление. В случае выполнения группового проекта развивается умение рационально разделить обязанности. Появляется чувство ответственности за свою часть работы. При достижении поставленной цели появляется удовлетворение от деятельности, нередко повышается самооценка. Поскольку при выполнении проекта отсутствует формализм официального занятия, работа над ним происходит в более комфортной эмоциональной обстановке.

Используя метод проектов в своей педагогической деятельности довольно давно, я, тем не менее, всегда с интересом посещаю семинары, мастер-классы, открытые уроки, представляющие этот вид деятельности, т.к. сам метод представляет такой широкий выбор тем, форм работы и форм конечного продукта, что на подобных мероприятиях всегда есть чему удивиться и чему поучиться.

Поскольку, как сказано выше, в своей педагогической деятельности я использую проектный метод давно, мне бы тоже хотелось поделиться с коллегами своим опытом, мыслями и идеями по этому поводу.

Как правило, в процессе изучения английского языка большинство моих учащихся выполняют проекты. Темы возможных проектов предлагаются учащимся учителем, т.е. мной, и связаны с тематикой учебно-методического комплекса. Некоторые темы предлагаются самими учащимися и дополняют и обогащают изучаемую тематику. Некоторые темы проектов не связаны с тематикой УМК, а отражают интересы и увлечения самих учащихся. И очень часто именно эти проекты становятся самыми интересными, яркими, запоминающимися. Проекты выполняются учащимися разных классов, имеющими разный уровень языковой компетенции. Некоторые проекты выполняются при помощи учителя, другие абсолютно самостоятельно. Иногда выполненный самостоятельно проект содержит речевые ошибки, которые после защиты проекта обязательно обсуждаются, но не всегда исправляются в готовом «продукте» в силу технической сложности, например, если проект был представлен в формате видеоклипа, анимации, электронной презентации. Тем не менее, проект всегда имеет положительный результат: во-первых, происходит совершенствование речевых умений и навыков, во-вторых, предоставляется возможность реализации творческих идей, в-третьих, совершенствуются навыки самостоятельной учебной деятельности, приобретается опыт получения удовольствия от деятельности как таковой, удовлетворения от полученного результата и, наконец, создаются условия, формирующие желание учащихся общаться на изучаемом языке.

Первый этап работы над проектом – это определение формата проекта, «мозговой штурм», набрасывание идей, распределение обязанностей. Второй этап – это индивидуальная работа по сбору, отбору и систематизации информации, где учащиеся выбирают, что они хотели бы включить в общий проект; а также подбор иллюстративного материала. Затем следуют два не менее важных этапа: систематизация всего собранного материала, оформление его в общий «продукт» и устная презентация. Работа над проектом, как правило, происходит в атмосфере увлеченности, творчества, эмоционального комфорта, что, несомненно, влияет на повышение мотивации учащихся к изучению английского языка и учебной деятельности в целом.

Очень интересны бывают межгрупповые проекты, которые, кроме всех преимуществ любой проектной деятельности, имеют еще одну очень важную цель – объединение по интересам учащихся разных групп (как учебных, так и возрастных). Пару лет назад учащиеся моих языковых групп выполнили два межгрупповых проекта: «Мы – путешественники» и «Экстремальные виды спорта», объединивших учащихся разных классов. Оба проекта были представлены на лицейской проектной неделе, что позволило не только представить интересующие ребят темы, обменяться информацией и тем самым расширить представления присутствующей аудитории как о разных городах и странах, так и о разных экстремальных видах спорта и причинах их популярности, но и найти последователей, готовых и дальше работать над этими темами. В прошлом году мы выполнили также два межгрупповых проекта: «Молодежные субкультуры» и «Молодежная музыка». Темами межгрупповых проектов могут быть также «Современное кино, его жанры и направления», «Проблемы экологии и пути их решения в разных странах», «Праздники и традиции в англоязычных странах и России» и многое-многое другое, что требует сбора обширной информации. Межгрупповые проекты хороши еще и тем, что при их выполнении всегда включается элемент соревновательности, рождающий дополнительную мотивацию к качественному выполнению своей части работы.

Два года назад мы впервые решились на международный проект. Тема проекта очень актуальна – «Права ребенка в современном обществе». Проект разрабатывался совместно со студентами одного Канадского университета (координатором проекта выступил профессор, доктор филологических наук Проскурин Сергей Геннадьевич). С нашей стороны учащимися 11 класса был собран объемный материал об истории вопроса, о международных правовых актах. Учащиеся много работали над сбором информации о том, как права ребенка соблюдаются в нашей стране, а канадские студенты проводили такое же исследование в отношении своей страны. Была проделана большая работа, но по ряду причин, она не была завершена и была передана для завершения нынешним учащимся. Тем ценнее эта работа, которая предполагает сотрудничество не только здесь и сейчас, но и между поколениями учащихся.

Не могу не рассказать о некоторых индивидуальных проектах и проектах мини-групп, которые вызвали интерес не только у меня, как учителя, но и учащихся. Два года назад с одной из учащихся 10 класса мы определили тему проекта «Мой Лондон», которая, конечно же, не была оригинальной, но вызывала интерес, т.к. эта девушка мечтала не только побывать, но и работать в Лондоне. Особенно она загорелась этой мечтой после того, как её подруга побывала в этом великом городе. Но поскольку эта девушка – натура необычайно творческая, её тяготила банальность темы. Работа шла очень вяло. И вдруг она пришла ко мне и сказала, что придумала, как выполнить этот проект и буквально недели за две выполнила свой проект в формате настольной игры: нарисовала игру, оформила её фигурками, придумала правила, составила три вида вопросов: игра была разделена на три зоны сложности: первая зона – вопросы на догадку, логику, нестандартность мышления, вторая – вопросы по истории и географии Великобритании, третья – вопросы, основанные на знании грамматики английского языка. Нужно ли добавлять, что работа вызвала чувство радости и удовлетворение у автора и большой интерес и одобрение аудитории. Кроме того, я, как учитель, получила прекрасное дидактическое средство, которое могу использовать для контроля знаний учащихся по определенным лексико-грамматическим темам, не создавая при этом эмоционального стресса, присущего контролю, а наоборот, создавая атмосферу интереса, увлеченности, эмоционального комфорта. Прекрасными учебными пособиями стали также работы учащихся, выполненные по темам «Праздники в Великобритании», «Творчество Сальвадора Дали», «История футбола», «Христофор Колумб» и многие другие. В прошедшем учебном году один из моих учащихся принял участие в международном конкурсе проектов, проводимом организацией EF, который он выполнил в виде образовательно-информационного сайта на тему «Король Артур – миф или реальная личность».

Группа учащихся также создала информационный сайт по теме «Достопримечательности Новосибирска», небольшое учебное пособие (в электронном виде с видеосопровождением) по теме «Устройство компьютера» и многое другое, что я с удовольствием использую в своей работе.

Поэтому тем учителям, которые хотят работать со своими учениками над какими-либо проектами, но жалеют или не находят времени на этот вид деятельности, я хочу с уверенностью сказать, что не только учащиеся многое получают от этого вида работы (как уже упоминалось, это – новые знания, умения и учебные навыки, эмоциональное удовлетворение от процесса и результата и т.п.), но и учитель, кроме эмоционального удовольствия от общения со своими учащимися в более комфортной обстановке, кроме удовольствия видеть своих учеников личностями, мыслящими и творческими, получает вполне конкретную выгоду – пополнение копилки учебных и дидактических материалов (причем в том формате, в котором не каждый из нас смог бы выполнить это сам).

Конечно, не все проекты выполняются на таком высоком уровне, что становятся потом учебными или дидактическими пособиями. Некоторые из проектов выполняются просто для того, чтобы поделиться своими интересами и увлечениями с друзьями. Примерами таких проектов были совершенно очаровательные и добрые проекты: «Медведи», повествующие о медведе-животном, медведе-игрушке, медведе – герое мультфильмов и художественных произведений и т.д., «Как понять лошадь по выражению её морды», «Губка Боб и его друзья» или «Мой питомец». Некоторые проекты создаются просто для того, чтобы развлечься и развлечь одноклассников или даже учителей. Так, например, группа девушек 10 класса выполнила проект-исследование «Что мы помним о мифах Древней Греции». Девушки за основу взяли самые известные мифы и задавали вопросы ученикам и учителям лицея и на основе этих ответов подготовили «Мифы Древней Греции по версии учащихся и учителей лицея № 9». Скажу по секрету, что кроме огромного удовольствия, полученного от просмотра этой видео-версии, лично я (думаю, не я одна) получила еще кое-что – решение немедленно перечитать все мифы. Огромным подарком оказался еще один проект, выполненный втайне от меня (я даже не представляю, когда дети вели съемку) и совсем не для оценки – «Идеальный учитель», в котором авторы нашли теплые слова о каждом учителе, преподающем в их классе.

Невозможно рассказать обо всех проектах, выполняемых или планируемых к выполнению учениками по предмету английский язык. Впрочем, это и не ставилось целью. Целью было поделиться с коллегами удовольствием от работы с учащимися в формате проекта и, может быть, увлечь этим видом деятельности тех, кто еще до сих пор не нашел времени, сил или желания попробовать учиться и учить с удовольствием, в атмосфере взаимообмена знаниями, идеями и интересами, в атмосфере сотрудничества и творчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новые государственные стандарты по иностранному языку. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – М., Творческий центр, 2007.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 31)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела