Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Все статьи автора(10) Валентина Михайловна Куликова,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
руководитель музея МБОУ СОШ № 15
Ленинского района г. Новосибирска

Опыт поисково-исследовательской деятельности в музее Боевой славы 278-й Сибирской Сталинской Краснознаменной ордена Суворова истребительной авиадивизии

Любой школьный музей должен непрерывно развиваться, обновляться, пополняться новыми и новыми экспонатами, идти в ногу с современностью. Если музей останавливается в своем развитии, он превращается в мертвое собрание коллекций, перестает играть активную роль в педагогическом процессе, теряет свой научный смысл и воспитательное значение. Чтобы этого не произошло, перед активистами музея надо постоянно, систематически ставить задачи, решение которых приносит школьникам новые знания, умения и навыки, развивает их, воспитывает. Именно поэтому исследовательская деятельность – одно из основных направлений развития музейного дела в образовательных учреждениях.

Исследовательский метод обучения, как утверждал известный педагог Михаил Николаевич Скаткин, «находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предположение (гипотезу), определяют способ её проверки, проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают их, классифицируют, обобщают, доказывают, делают выводы, пишут рефераты. Здесь достигается наибольшая самостоятельность мысли учащихся, развитие их творческих способностей».

Поисково-исследовательская деятельность нашего музея имеет свою историю. В 1972 году мы начали поиск ветеранов Великой Отечественной войны, летчиков 278-й Сибирской сталинской краснознаменной ордена Суворова истребительной авиадивизии. Началом поисковой работы послужило письмо на радио ветерана дивизии, проживающего в Новосибирской области на станции Чик, учительницы начальных классов Суровцевой Антонины Ивановны (её мы разыскали в 1978 году.) В письме она высказала просьбу и желание хоть когда-нибудь по радио и по телевидению услышать слова поздравления в адрес ветеранов 278-й авиадивизии, которая была сформирована в г. Новосибирске. Направляющую роль в работе следопытов сыграл бывший заместитель начальника политотдела дивизии, подполковник в отставке Александр Иванович Горбачев, после войны проживающий в Новосибирске.

Первый поход по местам боевой славы дивизии наши учащиеся совершили в 1973 году. Маршрут похода: НОВОСИБИРСК – КРАСНОДАР – АБИНСК – НОВОРОССИЙСК – МАЛАЯ ЗЕМЛЯ – пос. ГОРНЫЙ – СЕВАСТОПОЛЬ – ЯЛТА.

Ребята встречались с ветеранами 278-й авиадивизии, слушали рассказы о боевых операциях и фронтовых буднях; обменивались фотографиями и адресами, собирали необходимые документы и материалы для будущего музея. В Севастополе, наряду с поиском ветеранов дивизии, ребята разыскали дзот № 1, в котором сражался и героически погиб в числе 11 моряков наш земляк Алексей Калюжный, последние слова которого высечены на граните у Монумента Славы.

К 30-летию Великой Победы в школе был открыт музей Боевой Славы, посвященный летчикам 278-й Сибирской Сталинской Краснознаменной ордена Суворова авиадивизии. В мае 1978 года красных следопытов пригласили в Москву на встречу с ветеранами дивизии, ребята выступили с обстоятельным докладом о проделанной работе, подарили ветеранам альбом о работе музея. Работу красных следопытов оценили. На фото справа Е.Я. Савицкий, Дважды Герой Советского Союза, маршал авиации.

На день открытия музея следопыты установили имена 60 ветеранов, налажена переписка с 280-ю ветеранами. За годы работы музея установлены ещё десятки имён ветеранов 278-й авиадивизии, восстановлен Боевой путь дивизии, по сей день поддерживается переписка с некоторыми ветеранами. Большие возможности нам открылись благодаря всемирной информационной сети Интернет. Так, в 2007 году мы с ребятами нашли много новой информации о 278-й авиадивизии, также нашли адрес Александры Ефимовны Чернаткиной, бывшей оружейницы 43-го авиаполка, входившего в состав 278-й авиадивизии. Завязалась переписка с Александрой Ефимовной, и она выявила желание передать нам в музей рукопись своей книги «От Кавказа до Берлина». Эту рукопись нам переслал сын Александры Ефимовны Евгений.

Таким образом, сегодня музей продолжает свой поиск!

Каковы же методика и практика поисковой и исследовательской работы в музее нашего образовательного учреждения?

Прежде всего, определим цели и задачи такой деятельности. Это расширение кругозора учащихся в интересующей их области; побуждение у школьников интереса к открытиям, исследованиям; активное включение ребят в процесс самообразования и саморазвития; совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции; вовлечение учащихся в научный поиск, стимулирование активного участия в научно-исследовательской жизни школы, города, своей страны.

Научно-исследовательская работа учащихся проходит через несколько этапов, каждый из которых требует использования разнообразных форм и методов работы:

– Подготовительный этап: ознакомление учащихся с методикой исследовательской работы с архивными документами, работы с книгой, газетой, каталогом и др., а также знакомство с различными приемами науки логики: анализом, синтезом, сопоставлением, сравнением, обобщением);

– Выбор темы и обсуждение её на заседании секции или индивидуальной консультации с руководителем;

– Накопление фактического материала. Основными путями его получения является работа с литературными источниками, переписка с ветеранами 278-й авиадивизии, работа с документами музея (фронтовыми письмами и газетами; личными делами лётчиков и др.), беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, запросы в государственные учреждения и т.д.;

– Изучение и отбор накопленных материалов: определение достоверности, исторической ценности материалов, определение задач, возникших в результате анализа получения материалов;

– Выполнение на основе изученного материала небольшого исследования (здесь широко используется метод анализа, картографический метод, сравнительно-исторический);

– Оформление работы и подготовка на основе её содержания небольшого выступления (7-10 минут).

Ежегодно наши учащиеся принимают активное участие в районных и городских научно-практических конференциях. На примере одной такой работы подробнее рассмотрим все этапы исследовательской деятельности, её методы и приемы.

В 2004-05 учебном году ученица 9 класса нашей школы Гейко Александра выступила на городской конференции ДТД УМ «Юниор» с работой «История Боевого пути 278-й авиадивизии». Вместе с ней мы последовательно прошли все этапы исследовательской деятельности. С чего же мы начали?

Поскольку в основе исследовательского метода лежит самостоятельная работа, то именно с выработки навыков такой работы мы и начали. С этой целью мы провели несколько занятий в школьной библиотеке. Учились работать со справочной литературой: словарями, энциклопедиями, альманахами, ежегодниками, справочниками по общественным дисциплинам; с библиографическими и юридическими изданиями. Знакомились с методикой исследовательской работы с архивными документами, с материалами периодической печати. Теперь предстояло сделать выбор темы исследования. Это немаловажный момент. Тема должна быть посильной, по возможности, локальной, лежать в общем течении главных исторических событий, проходивших в нашей стране. Тема должна быть по крайней мере мало изучена, чтобы ученик стал в какой-то степени первооткрывателем(!), что всегда повышает интерес к исследовательской работе. А открытие ребенок всегда сможет сделать, ведь в ученических исследованиях таких открытий различают два вида: субъективный – открытые истины, известной обществу, но неизвестной самому ученику («переоткрытие»); объективный – открытие нового, еще неизвестного в науке, имеющего научно-практическое значение. Предметом исследования стал Боевой путь 278-й авиадивизии.

Основными источниками для написания данной работы послужили материалы школьного музея, это: письма, книги, воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, материалы Министерства Обороны СССР, вещи, которые были переданы ветеранами, их матерями и женами, родными и близкими, мемуары А. Ситковского, командира 15-го истребительного авиационного полка, входящего в состав 278-й истребительной авиационной дивизии.

Изучив эти источники, нами были поставлены задачи: систематизировать материалы музея 278-й истребительной авиационной дивизии и более подробно исследовать Боевой путь данной дивизии. В основе исследования лежал картографический метод: по карте был восстановлен боевой путь 278-й истребительной авиадивизии. Данная работа была представлена на конференции, проводимой ДТД УМ «Юниор» (получила диплом лауреата) и на городской научно-практической конференции школьников. Кроме того, Гейко Александра стала участником Всероссийского открытого заочного конкурса «Познание и творчество» к 60-летию Победы.

С применением другого исследовательского метода (а именно, метода анализа, сравнения и обобщения) выполнена работа Габриль Яны, ученицы 7 класса (2005-06 уч. год). Работу мы назвали так: «О чем молчат фронтовые письма?» Основными источниками для написания данной работы послужили фронтовые письма Колокольникова Михаила, хранящиеся в фонде нашего музея, а также документальные материалы о Великой Отечественной войне: книги, справочники.

Изучив эти источники, ученица поставила задачу: по фронтовым письмам Колокольникова Михаила Семеновича родным восстановить его судьбу на конкретном отрезке времени и соотнести события, описываемые Михаилом, с фактическими событиями Великой Отечественной войны, взятых из других источников.

Работа Габриль Яны на конференции ДТД УМ «Юниор» была отмечена Дипломом лауреата. Эту работу мы отправили на Всероссийский заочный конкур «Уникальный экспонат». Отрывок из работы был напечатан в Учительской газете № 24 от 13 июня 2006 г.

Вот вывод, который сделала ученица: «Таким образом, по фронтовым письмам, хранящимся в школьном музее, я узнала о фронтовой судьбе нашего земляка Колокольникова Михаила. Я мало узнала о его участии в боях; совсем ничего не известно о его боевых наградах. Слишком короткая боевая судьба досталась ему: всего один год. Но у меня есть еще возможность узнать о нем больше: ведь адрес на конвертах: ул. Тульская, 345 – это совсем недалеко от нашей школы! Мы с моими одноклассниками обязательно сходим по этому адресу и попробуем связаться с соседями, а, возможно, и родными Михаила». Девочка сделала для себя и, возможно, для нас свое, пусть небольшое, но важное открытие!

В 2006-07 учебном году на научно-практическую конференцию подготовила исследовательскую работу ученица 5 класса Луцук Татьяна. Она исследовала священную землю с мест боев, хранящуюся в нашем музее. Основными источниками для написания данной работы послужили материалы школьного музея: письма; воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны; материалы; мемуары А. Ситковского, командира 15-го истребительного авиационного полка, входящего в состав 278-й истребительной авиационной дивизии; воспоминания бывших «Красных следопытов» (Миргородская Лидия Васильевна и Япарова Раиса Николаевна, учителя нашей школы).

Изучив эти источники, ученица поставила следующие задачи: рассказать об образцах земли; проследить боевой путь 278-й авиадивизии и рассказать о боевых действиях в тех местах, откуда взята земля.

В заключение своей работы Таня пишет: «Проследив боевой путь 278-й авиадивизии, я попыталась связать музейные экспонаты (а именно священную землю), города, из которых эта земля привезена, события Великой Отечественной войны, произошедшие в этих местах и участие в этих событиях летчиков 278-й авиадивизии. Оказывается, обыкновенная земля, заключенная под стекло, может рассказать многое не только о тех местах, откуда она взята, но и о тех людях, которые сражались за её освобождение!»

Четыре года Татьяна занимается исследовательской работой в музее. Последняя её работа выполнена по воспоминаниям родных, близких, учителях и одноклассниках выпускника школы Красовского Ильи, погибшего в 2002 году во время выполнения боевого задания на территории Чеченской республики. Татьяна проявила мужество и терпение, изучая историю Чеченской войны; проявила огромное внимание и такт в беседах с родителями Ильи; вложила столько доброты, понимания в свою работу, что никто из слушателей не остался равнодушным. Эта работа была представлена не только на школьной и Городской научно-практической конференции НОУ Сибирь, но и на Региональной научно-практической конференции школьников Сибирского федерального округа «Эврика», что стало значимым событием в жизни восьмиклассницы, отдавшей вот уже четыре года работе в музее.

В 2005 году в нашем музее впервые побывал корреспондент радио «Слово» Сергей Кузьмин. Он познакомился с работой не только музея, но и всей школы. Отметил системность, преемственность и ту серьезность, с которой наши ученики изучают прошлое. Затем по радио прошла серия передач о работе нашего музея. У нас хранятся записи этих передач. С этих пор Сергей Кузьмин – частый гость в нашей школе. На торжественной линейке, проводимой в память о Красовском Илье в декабре 2009 года, он взял интервью у ребят и пришёл к такому выводу: «Многих терзает вопрос: В чём смысл жизни? Есть ли смысл умереть в 24 года, как Илья Красовский? Многие ученики школы № 15 очень серьёзно отнеслись к поиску ответа на этот волнующий всех вопрос. Отметки за такой ответ не ставят. Их ставит жизнь».

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод: результатом научного поиска учащихся является не только красочно оформленный отчет с фотографиями, выписками из архивных источников и книг, но и приобретённый ими опыт исследовательской работы, обогащение историческими знаниями, что, в конечном счёте, воспитывает у них доверие и уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску и критическому отношению к собранному материалу.

Исследовательская деятельность выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2063)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Нормативные документы, регламентирующие работу школьного музея
2. Опыт поисково-исследовательской деятельности в музее Боевой славы 278-й Сибирской Сталинской Краснознаменной ордена Суворова истребительной авиадивизии
3. Школа – судьба…
4. Сердце матери (праздник, посвященный Дню матери)