Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Анастасия Старцева,
ученица 4 «А» класса МБОУ СОШ № 100
Заельцовского района г. Новосибирска

Влияние русского фольклора на моё творческое развитие

Руководитель проекта – Ольга Владимировна Боброва, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 100 Заельцовского района г. Новосибирска.

Мне очень близка и интересна тема русского народного творчества. Целью моей работы является расширение представлений о жанрах русского фольклора для моего творческого развития. Для этого мне необходимо решить следующие задачи:

– знакомство с литературой по данной теме;

– сбор фольклорного материала в родной деревне;

– составление сборника «Мое творчество»;

– привлечение моих одноклассников к участию в фольклорных праздниках.

Сейчас я живу в городе Новосибирске вместе со своими родителями. Но совсем недавно мы жили в селе Николаевка (русский поселок) республики Мордовия. Все свои семь лет я видела нашу сельскую жизнь во всех ее деталях. С раннего детства мои родные погрузили меня в атмосферу творчества.

Папа заведовал сельским Домом Культуры и руководил русским народным ансамблем «Рябинушка», а мама – детским театром «Каляда» при средней школе. С четырех лет я стала выступать на сцене Дома Культуры, исполняя народные песни, запевки, частушки, потешки, собранные участниками папиного ансамбля. Костюмы для выступлений мы шили своими руками, находя эскизы в литературе и со слов старейших жителей села (см. приложение). Я видела, как трудятся люди и как они отдыхают. Помню шумные, веселые деревенские свадьбы, посиделки, калядования.

Мои родные бабушки знают много старинных русских песен, пословиц, частушек, страданий и сами частенько их сочиняют. А сейчас уже и я так увлеклась народным творчеством, что и сама придумываю сказки, небылицы, загадки, песенки. Это так интересно и увлекательно, что даже мои одноклассники с удовольствием принимают участие в инсценировках этих произведений.

Вот и выходит, что именно я и мои друзья являемся продолжателями традиций моей семьи и нашего народа. На моем примере видно, как народные традиции передаются из поколения в поколение, не прерывается связь прошлого, настоящего и будущего.

Раздайся, народ!

Чернобровая идет!

Чернобровая, бедовая

Нигде не пропадет!

«Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские, былины, сборники песен, – советовал А.М. Горький. – Вникайте в прелесть простонародной речи, в строение фразы в песне, в сказе… Вы увидите тут поразительное богатство образов, мягкость сравнений, простоту, чарующую силу, изумительную красоту. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создает образ двумя-тремя словами».

Волшебное царство народного творчества необъятно. Оно создавалось столетиями. В устной народной поэзии (или фольклоре, как называет эту поэзию международная наука) очень много жанров. В переводе на русский язык английское слово «фольклор» означает «народная мудрость», «народное знание», «народное творчество» – всё то, что создано духовной культурой трудового народа за века его исторической жизни. И если мы вчитаемся, вдумаемся в наш русский фольклор, мы увидим, что он действительно отразил в себе многое: и родную историю, и игру народной фантазии, и веселый народный смех, и глубокие народные думы о человеческой жизни; слушая сказки и песни своих предков, задумывались люди над многими сложными вопросами своего трудового, общественного и семейного быта; размышляли о том, как бороться за счастливую долю, каким должен быть хороший человек, а какие черты людского характера нужно порицать и высмеивать.

Фольклор – народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких массах народа. Различают фольклор словесный (народнопоэтическое творчество), музыкальный, танцевальный. Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров – былины, сказки, песни, исторические предания, загадки, пословицы, поговорки, величания, календарные припевки.

Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. «Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного восприятия», – говорил А.С. Макаренко. Умная глубокая народная сказка не только развлекает и веселит, она учит, воспитывает, заставляет задумываться над сложными вопросами жизни. Народная сказка учит тому, каким должен быть человек.

Сказки вызвали большой интерес и желание самой сочинять их. Для этого необходимо знание видов сказок, разнообразия особых сказочных слов (жили-были, братец, сестрица, избушка и т.д.) и немного фантазии (см. приложение «Сказки»).

Небылички – разновидность прибауток. Чуковский их называл «перевертышами». Небылички обостряют чувство реального, помогают разобраться в облике впечатлений, развивают чувство юмора. А такую небыличку сочинила я сама (см. приложение «Небылицы»).

Частушка – жанр русского народного словесно-музыкального творчества, короткая народная песенка лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания. В очередной раз разрабатывая сценарий народного праздника, мы с папой придумываем для него частушки (см. приложение «Частушки»).

Загадки – это «гимнастика ума», – писал М. Горький. Загадки указывают на особые признаки и свойства предмета, по которым нужно узнать сам предмет. Загадки открывают в самых прозаических вещах высокую поэзию. Образы в них красочны, сочны, резко очерчены. Попробуйте отгадать мои загадки (см. приложение «Загадки»).

Колыбельные песенки – в народе зовут байками (от глагола баять или бают – говорить, шептать, заговаривать). Сюжеты и образы колыбельных песен взяты из окружающего мира и овеяны сказочностью. Это образы: Сон, Дрема, Кот Баюн (связано с поверьем, что кот приносит сон), Гулики. Ритм колыбельных песен мастерски передает покачивание люльки, язык насыщен ласкательными формами. А эту колыбельную я сочинила и пела для своей младшей сестры Аленки (см. приложение «Колыбельные песенки»).

Все это возникало, повторялось, переходя из уст в уста, от поколения к поколению, от отца к сыну, от бабушек к внучкам. Нередко исполнители при этом вносили в полюбившийся текст и что-то своё, слегка меняя отдельные образы, подробности, выражения, незаметно оттачивая и совершенствуя песню или сказку, созданную до них.

Произведения устного художественного творчества создавались всем народом. Народные песни и сказки не могли складываться самим собой, без авторов. Каждая сказка и песня в основе своей создавалась каким-нибудь одним первоначальным певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение безвестного поэта из народа бывало удачным, художественным, правильно передавало народные мысли и чувства, оно тотчас же подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста.

По дороге случалось, что то или иное место в песне или сказке менялось, исполнитель мог забыть какое-нибудь слово или ему казалось, что одно место надо рассказать подробнее, а другое сократить. И поэтому пел песню и рассказывал сказку каждый по-своему, как помнил, как хотел. И катилась песня или сказка все дальше, изменялась и украшалась в устах каждого исполнителя. О сказке (песне), прошедшей такой путь, мы говорим: «Она – народная», потому что множество исполнителей внесло в нее что-то свое, освоило ее как родную.

Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с их маленькими избенками, частоколами, колодцами, огородами. Деревушки серенькие, невидимые; столетиями жители этих деревушек трудились на своих полях и огородах, носили на коромыслах тяжёлые ведра с водой, варили щи и кашу, пекли пироги в больших жарких «русских» печах… (см. приложение) Нелегкой была эта жизнь, и не так уж много было в ней радости. А людям хотелось отдыха и покоя усталому телу после тяжёлого труда, простора и свободы для творческой мысли, хотелось красоты, которая заслонила бы убогий повседневный быт. Но обо всём этом можно было только мечтать.

И люди мечтали. Давая волю воображению, расписывали серые фасады изб невиданными яркими цветами, птицами, а порою даже фигурками львов с курчавыми гривами и кисточкой на кончике хвоста; обрамляли окна затейливой деревянной резьбой; вытачивали из лесных чурок причудливые ковши, чаши и «солонцы» – солонки в виде лебедей, коней, уточек – для крупной серой деревенской соли; плели узоры тончайших белоснежных кружев, напоминавших узоры мороза на стекле; вышивали крестиками и петельками на концах домотканых полотенец ширококрылых жар-птиц и ряды пляшущих девичьих фигурок в пышных сарафанах и в платочках, повязанных треугольником. Сколько во всём этом было богатой творческой фантазии, мастерства и любви к прекрасному!

Из произведений русского народного творчества мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших далеких предков, о том, как они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, к чему они стремились и с чем боролись.

В нашей семье любовь к народному творчеству передается от старших к младшим, мы все им увлечены. Не проходит ни одного дня без шуток, прибауток, загадок, подготовок к фольклорным праздникам. Хочу сказать большое спасибо моим бабушкам, жителям родной деревни, моим родителям, которые помогают мне в изучении народного творчества, раскрывают передо мной все его радужные краски. Я понимаю, что русское народное творчество можно исследовать всю жизнь. Я ещё не знаю, кем я стану в будущем, но я твердо убеждена, что оно будет сопровождать меня всю мою жизнь.

«Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его, – говорил А.М. Горький. – Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».

Вот почему я изучаю народное творчество!

Приложение. Произведения народного творчества собственного сочинения

Список литературы:

1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – Новосибирск, 1991.

2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М., 1977.

3. Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – С-П., 1999.

4. Булатов М. Русские волшебные сказки. – М., 1988.

5. Волшебный цветок. Сказки народов РСФСР. – Казань, 1983.

6. Делу время, потехе час. – М., 1988.

7. Ильин М.Я. Сто тысяч почему. – Л., 1989.

8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П., 1998.

9. Колпакова Н.П. На Буяне, славном острове. – Л., 1976.

10. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М., 2004.

11. Науменко Г. Березовая карусель. – М., 1980.

12. Русские народные сказки. – Новосибирск, 1989.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела