Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Все статьи автора(4) Елена Николаевна Воропаева,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 202 Октябрьского района г. Новосибирска

Проектная деятельность как условие формирования социальной компетентности учащихся

Проектная деятельность, осуществляемая в нашем классе, способствует выстраиванию эффективных коммуникационных процессов как внутри школы, так и во внешней среде. Сегодня родители в подавляющем большинстве хотят, чтобы их дети в школе не только получали знания, но и научились позиционировать себя во внешней социальной среде, сумели выдерживать конкуренцию, освоили навыки самостоятельной деятельности, которые позволят им стать успешными в жизни. Система введения в проектную деятельность позволяет успешно решать подобные задачи, оказывая влияние на формирование положительного общественного мнения о работе нашей школы.

Проект «Театральные подмостки»

Школьный театр, прежде всего, дело веселое, ибо именно здесь есть место эксперименту, самодеятельному творчеству, в самом лучшем понимании этого выражения. В такой атмосфере легче всего дают всходы ростки коллективизма, терпимости друг к другу, уважения к индивидуальности.

Этот проект является совместным творчеством детей нашего класса, классного руководителя и, конечно же, родителей. Он направлен на развитие детского театрального творчества и любви к прекрасному искусству сцены. На «подмостках» этого проекта дети учатся актерскому мастерству, правильной и красивой речи, вырабатывают сценический голос, и самое главное – начинают прислушиваться друг к другу, учатся уважать и принимать во внимание чужое мнение – коллектив во время работы очень сильно сплачивается.

Школьный театр ориентирован на нужды и возможности общеобразовательной школы. У него есть развивающие, образовательные, досуговые и эстетические задачи.

Основой проекта является постановка детского спектакля на актуальные для сегодняшнего дня темы, по мотивам с детства любимых и знакомых сказок. Наши актеры, конечно же, дети. С помощью классного руководителя они превращаются на сцене в прекрасных принцесс и добрых принцев, в Золушку и Деда Мороза, в кота и даже в пионера-героя! Своими спектаклями дети хотят подарить каждому из нас частичку своей теплоты, сделать чуть-чуть всех счастливее, ведь театр есть не что иное, как искусство счастья…

Цели проекта «Театральные подмостки» очень обширны, потому что, когда речь идет о детском творчестве, предела совершенству не существует, ведь задача каждого из нас состоит именно в этом – каждую минуту, каждый день совершенствоваться во всем. Нам важно привить детям любовь к искусству театра, научить их не стесняться самих себя, своих ошибок, раскрепоститься и, наконец, выявить таланты, которые, несомненно, есть у каждого из нас. Первоочередная задача – сплотить коллектив в процессе работы, ведь, чтобы создать достойное «произведение искусства», необходимо понимать и уважать друг друга, уметь взаимодействовать и, конечно же, прощать. Подобные проекты учат школьников самостоятельности, умению высказывать свое мнение так, чтобы это было понятно окружающим. Дети начинают прислушиваться друг к другу, к чужому мнению, учатся терпимо относиться к нему.

Однако основной целью проекта является подготовка ребенка к самостоятельному художественному творчеству, связанному с искусством театра. Речь идет об изучении теоретических и практических основ актерского дела, режиссуры, художественной сценической композиции. Наши задачи общеобразовательны, общегуманитарны и целиком направлены на индивидуальное развитие личности.

Наша цель – воспитать не профессионалов, а Любителей театра, в лучшем понимании этого слова.

Для кого осуществляется проект. «Театральные подмостки» – это проект, который осуществляется полностью и безраздельно для наших учеников, для их творческого и личностного развития. Дети здесь могут почувствовать себя настоящими руководителями, ведь именно на них лежит вся ответственность в подготовке и проработке спектакля. Они и актеры, и режиссеры, и сценаристы, и костюмеры, и даже гримеры! Школьники с радостью примеряют на себя все нелегкие обязанности истинных тружеников сцены – самостоятельно создают декорации, вносят свои идеи в сценарий и постановку пьесы, предлагают необычные и оригинальные решения задач, возникающих в процессе работы. Приятно видеть, с каким жаром ребята поддержали саму мысль о создании классного театра, и с каким желанием работают над своим актерским мастерством из года в год, с каким нетерпением ожидают старта новых этапов проекта. Такое отношение детей к работе позволило увеличить количество постановок в год, что, конечно же, порадовало всех наших зрителей: родителей, учителей, учеников начальных классов и даже маленьких зрителей из детского сада № 504. У нас же появилась возможность больше участвовать в различных проектных и театральных конкурсах, а значит повышать свой уровень профессионализма, учиться у других школ, их учеников и преподавателей. Ведь театр – это удивительно прекрасное место, где нет и никогда не будет предела совершенству…

Описание проекта. Наш проект – это очень сложная и ответственная работа. Каждый этап требует максимальной проработки и подготовки, ведь на сцене особенно важны детали. Мы стараемся ничего не упустить, продумывая до мелочей наш выход на театральные подмостки.

В этом году проект для нас начался чуть раньше, чем обычно. Таким образом, у нас появилось гораздо больше времени для творческой работы. А ее совсем немало.

Конечно, окончательная цель наших стараний – это выйти на сцену и представить свой спектакль зрителям. До этого момента нам предстоит написать тематический сценарий, распределить роли, выучить их и продумать свой образ. Затем на протяжении нескольких месяцев последуют бесконечное число репетиций, на каждой из которых мы будем открывать для себя какие-то новые детали, в чем-то менять постановку, додумывать декорации, реквизит и костюмы. И, наконец, последний этап работы – оформление сцены с помощью нарисованных, склеенных, вырезанных нами различных фигурок. Последующий за этим день будет для всех нас одновременно долгожданным и волнительным. Ученики будут переживать за кулисами, учитель волноваться в зрительном зале, а наши гости наслаждаться предвкушением занимательного спектакля…

Когда же, наконец, «упадет занавес» на последней секунде нашего творчества, начнется самая приятная или, наоборот, неприятная часть проекта (всё зависит от того, как мы выступили) – разбор спектакля. К счастью, неприятным такое мероприятие бывает редко, так как ребята стараются выложиться на максимум, а значит, у них все получается просто на «отлично».

Процесс осуществления проекта можно разделить на 4 этапа:

I этап – выбор темы и работа над сценарием;

II этап – постановка спектакля: репетиции, подготовка костюмов, реквизита и декораций;

III этап – непосредственное представление результатов проекта – выступление на сцене, показ спектакля;

IV этап – завершение проделанной нами работы – подведение окончательных итогов и результатов проекта.

В каждом из этапов участвует определенное количество человек, чаще всего весь класс. Хочется отметить, что заинтересовать и вовлечь в работу ребят оказалось делом совсем нетрудным. Дети с радостью встретили все предложения, поддержав классного руководителя в его идее.

Одним из главных залогов успешной постановки спектакля является взаимодействие между школьниками, их родителями и учителями. Оно осуществляется в зависимости от вида деятельности на каждом из этапов подготовки к спектаклю. Ученики и преподаватель сотрудничают в создании сценария, репетициях, подготовке реквизита и оформлении сцены. Учитель организует, корректирует и воплощает план проекта.

Родители поддерживают нас во всем: мамы помогают в создании костюмов, мастерят вместе с «артистами» своими руками (шьют и клеят). Спектакли дали возможность родителям посмотреть на детей совсем по-другому. Для многих мам и пап это было просто открытием: сцена дала ребятам возможность раскрыться, показать свой характер.

Ежегодно на премьеры спектаклей приглашаются ученики начальной школы, ребята из близлежащего детского сада № 504, работники и учителя школы.

В 2010 году мы не только занимаемся постановкой нового спектакля, но и самостоятельным созданием сценария по мотивам сказок Льюиса Кэрролла «Алиса в стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» (наш сценарист – ученица 8 «А» класса – Жданова Наталья). Хочется отметить, что одним из важнейших мероприятий для реализации нашего проекта является премьера спектакля (декабрь 2010 года), т.к. это не только результат совместной работы, но и подарок в новогодние праздники нашим дорогим родителям, ученикам и преподавателям. Не менее значимым для нас является и участие в проектном конкурсе, где мы, конечно же, надеемся на успех.

К сожалению, несмотря на все стремления, у нас нет возможности развернуться и полноценно представить зрителю наши таланты: оборудование сцены, затраты на расходные материалы оставляют желать только лучшего. Например, для того чтобы максимально приблизить постановку к профессиональной, нам не хватает занавеса и хороших микрофонов, освобождающих руки «артистов». Мы не можем позволить себе настоящие театральные костюмы (брать их напрокат), тем самым мы вынуждены создавать их сами. Но это, конечно, всего лишь грустная сторона нашего проекта, который, несмотря на все трудности, продолжает радовать наших зрителей на протяжении вот уже трех лет.

В команде нашего проекта нет четких ограничений обязанностей: мы все работаем только совместно. Вместе подбираем костюмы, готовим декорации и реквизит, украшаем сцену. Именно в этом особом духе единства, где каждый равен каждому, залог особого успеха наших проектов. Сценические же роли распределяются с учетом пожеланий всех ребят. Иногда возникают какие-то разногласия и недоразумения, но, к счастью, мы умеем быстро найти компромисс, в результате которого все остаются довольными. Безусловно, на главные роли выдвигаются кандидатуры детей, способные раскрыть образ, донести до зрителя характер героя, красочно обыграть сцену. Одно можно сказать точно: у нас не бывает обиженных и незадействованных.

Итоги работы будут в основном зависеть от последнего этапа проекта – представления на сцене спектакля. В зависимости от нашего выступления результаты могут быть как положительными, так и не очень. Подводить их будет классный руководитель, основываясь на мнениях наших родителей, собственном опыте и впечатлениях самих ребят. Если найдутся какие-то недочеты, то мы сможем их быстро исправить для последующих удачных выступлений. Ведь театр – это возможность совершенствоваться.

Абсолютно самостоятельно мы никогда бы не смогли создать свой проект таким, какой он есть сейчас. В организации «Театральных подмосток» ежегодно нам помогают родители, создающие в соавторстве с детьми костюмы и декорации, поддерживают нас во всех наших начинаниях, что действительно важно для каждого ребенка. Хотелось бы также отметить вклад в развитие проекта заместителя директора по УВР – Рузановой Светланы Витальевны. Этот человек с самых первых минут существования сценического проекта помогал нам в организации репетиций и премьер, конкурсов, связанных с нашей работой. Без этих людей мы, наверное, никогда бы не смогли воплотить в жизнь нашу театральную мечту.

Хотелось бы сказать, что главными результатами проекта «Театральные подмостки являются неугасающий, а наоборот, все возрастающий из года в год интерес учеников к театру, к сценическому мастерству и к самостоятельной работе; постоянное совершенствование не только на сцене, но и в самой постановке (написание сценария, режиссура), сплачивание коллектива, стремление ребят к познанию чего-то нового и неизведанного, желание примерить различные судьбы и характеры, тем самым найти и определить себя, как личность. Невероятно приятно видеть, как ребята поддерживают и воплощают в жизнь все идеи, связанные с творчеством, добром и теплым, дружеским общением, не только между собой, но и между Актером и Зрителем…

Описание нашего проекта, хотелось бы закончить словами великого русского поэта А.С.Пушкина:

Служенье муз не терпит суеты.

Прекрасное должно быть величаво… 

Проект «Это МЫ»

Данный проект посвящен повышению эффективности проведения ежегодного Дня защиты детей. Направлен на развитие творческих способностей детей, анализ внеурочной деятельности учащихся как в школе, так и в других коллективах по интересам. Кроме того, проект даёт возможность проявить ребятам организаторские способности во время проведения классного мероприятия.

Цели: определить уровень нравственной воспитанности и выяснить особенности ценностного отношения к жизни, к самим себе; формирование общих представлений о характере как психологической характеристике личности.

Задачи:

– выявить интересы школьников среднего звена;

– исследовать акцентуации собственного характера;

– выявить ведущие мотивы участия школьников в различных мероприятиях.

Содержание

1 этап. Анкетирование

Предлагается ряд анкет, направленных на выявление различных интересов: «Мои увлечения», «Отношение к классу», «Нормы коллективной жизни класса», «Успех или неуспех класса в соревновании».

2 этап. Творческий

2.1. Коллаж «Мои увлечения – мой внутренний мир».

2.2. «Рейтинговый» лист «Качества характера от А до Я».

2.3. Сочинение «Мой характер».

З этап. Практический

3.1. Диспут «Что такое характер?»

3.2. Презентация коллажей.

3.3. Тренинг различных проявлений характера.

План проведения мероприятия (3 этап)

I. Диспут «Что такое характер»

– Выделите самое главное в сущности определения понятия «характер».

– Как может проявляться характер? (Характер проявляется через поступки и действия человека, через особенности его речи, через внешний облик).

Характер человека чаще всего описывается через черты характера (именно закреплённые качества личности, проявляющиеся не просто в поступках, а в во внутренней ценностно-мотивационной установке). Так, человек, который получает удовольствие от труда, понимает его значимость для себя, для общества, — трудолюбивый.

Анализ анкеты «Черты характера от А до Я» (см. приложение):

– работа группы экспертов;

– взаимооценка (ребята меняются листочками и дают оценку «со стороны»: справедлив ли был анкетируемый, «говоря» о себе).

II. Тренинг различных проявлений характера.

Работа в группах

1. «Ум, чувства, тело». Участник выбирает из группы троих: кто будет его «умом», кто – «чувствами», кто «телом». Затем он придаёт каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей. После того, как распределены роли между партнерами, и они стали «частями» участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.

2. «Три имени». Каждому участнику выдаётся по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, одноклассники и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть, послужила причиной возникновения этого имени.

3. «Всеобщее внимание». Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу. Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно её выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств.

4. «3ажим». Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определённых мышцах или суставах возникает локальное напряжение, зажим. Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться.

Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

III. Индивидуальная работа

1. «Ярмарка качеств». Каждый ученик записывает на 6 карточках свои 3 положительных и 3 отрицательных качества. В свободном общении ученики пытаются «обменять» свои качества – избавиться от отрицательных и добавить положительные. Но иногда полезно отдать немножко инициативности, меняя на терпеливость, доброту и настойчивость. Обсуждение в группе.

2. «За что мы любим». Предлагается на листочках написать, за какие качества они любят и уважают того или иного участника (индивидуально). Затем характеристика зачитывается вслух, и остальные отгадывают, чей портрет был описан.

3. «Дерево гармонии». Предложите детям написать качества, необходимые для мужчин и женщин (можно по группам – мальчики, девочки). Обсудите, почему качества разные, убедитесь в знании качеств для девочек и мальчиков.

4. «Сокровище сердца». Каждая группа получает большой рисунок сердца. Предложите детям вписать качества, которые характеризуют Человека с Большим Сердцем. Обсудите в группе.

5. «Монолог». Ведущий предлагает участнику читать монолог, который выражает его внутреннее состояние, мыслить вслух. Возможно исполнение в стандартной позе ситуации: на стуле, болтая ногами и т.д., т.е. сидеть свободно и непринужденно. Эффективное средство раскрытия мыслей и чувств.

IV. Презентация коллажей «Мои интересы»:

 анализ анкеты «Мои увлечения» – выступление инициативных групп-«психологов»;

 публичное выступление.

Приложение. Материал, используемый в Приложении, взят из журнала «Воспитательная работа в школе» № 5, 2009 г.

 

Проект «Улица Надежды и площадь Доброты»

У каждого века своё зло,

а доброта на всех одна.

А. Лиханов (детский писатель)

 

Воспитание – это планомерное воздействие на учащегося. Для того чтобы воздействие было эффективным, классному руководителю необходимо выстроить свою работу на несколько лет с учетом возрастных особенностей школьников.

Проектная деятельность осуществляется в двух направлениях: учебно-познавательной и социально-значимой. Для эффективного освоения учащимися технологии проектирования создана система, способствующая развитию и воспитанию.

Цель: воспитание взаимопонимания между детьми; развитие духовных и душевных качеств, положительной самооценки; формирование способности проявления доброты и внимания.

Задачи:

– помочь развитию толерантных отношений школьников;

– научить видеть проблемы окружающих и пытаться помочь им;

– воспитать «чувство локтя»;

– формировать положительную самооценку у подростков.

Проект предназначен для учащихся 5-8 классов.

Класс работает в проектном режиме в течение года под руководством классного руководителя. Координатор школьной проектной деятельности оказывает необходимую консультационную помощь, организует промежуточный контроль, помогает в создании сборника «А доброта на всех одна».

Реализация проектного метода на практике ведёт к изменению позиции учителя, который становится организатором в формировании новых компетенций как новых качеств современного школьника. В результате создаются условия, при которых учащиеся могут проявить творческий потенциал, расширить жизненный опыт, способствующий самоопределению и социализации.

 

Этап проекта, сроки реализации

 Вид деятельности

 Участие

Журналистика

Сентябрь

 

 

Октябрь

1.1.Творческая письменная работа (сочинение, эссе, заметка) по темам «Не покинёт ли нас доброта навсегда?», «Жить надо так, чтоб «небо не коптить…»

1.2.Создание сборника «А доброта на всех одна»

индивидуальная работа школьников

 

 

редакторы

художники-оформители

Художественно-архитектурный

Октябрь

Начало ноября

2.1.Создание мини-проекта (или плана-схемы) «Улица Надежды и площадь Доброты»

2.2. Защита художественно-архитектурного ансамбля.

групповая, индивидуальная, семья (по желанию)

Практический

В течение учебного года

 

3.1.Сотрудничество с детским садом № 504

3.2. Шефство над 4А классом

3.3. Помощь ветеранам и пенсионерам

3.4. Работа наглядно-иллюстративного стенда «Улица Надежды и площадь Доброты»

3.5. Дискуссии, беседы по итогам проведенных акций.

3.6. Организация фотовыставок

индивидуальная работа

инициативная группа тимуровцев

 

самостоятельные фотографы (дети, взрослые)

 

Рефлексия

Май

Письменная работа в свободной форме изложения

индивидуальная работа

Главными результатами проекта должны быть:

– социальная активность учащихся, привлеченных к работе в проекте;

– уровень вовлеченности детей, учителей и родителей к решению проблем взаимопонимания, взаимовыручки и доброго отношения к окружающим и природе;

– воспитание у подростков толерантности. 

Проект «Мир радостей и открытий»

(презентация-отчет образовательных и развивающих проектов)

С 2007 по 2009 учебные года мне пришлось использовать различные образовательные и творческие проекты, так как ребята 5-6 классов успешны в учебе, стремятся узнавать новое и имеют способности и таланты в различных видах деятельности. В течение двух лет сложились определенные направления: участие в олимпиадах разных уровней, научно-практические конференции (школьные, городские, всероссийские), работа с авторскими школами НооГен и «Пифагор», а также участие в концертных программах и театральной деятельности.

Проведение проекта можно использовать как презентацию классного коллектива на Дне открытых дверей, Дне рождении школы, а также для участия в различных конкурсах. В каждом коллективе есть свои традиции, их тоже можно представить в проекте: название даёт широкий диапазон для индивидуализации детского коллектива.

Программа проведения проекта

1. Олимпиады (школьные и всероссийские).

2. Авторская школа НооГен (защита проекта «Мир без правил»).

3. Школа Юного Математика «Пифагор».

4. Региональная олимпиада школ развивающего обучения «Сибирские каникулы»:

– победы и поражения;

– коммуникативные бои: «Комендантский час: за и против», «Виртуальное общение: плюсы и минусы», «Может ли книга быть другом и советчиком?», «Экранизация художественных произведении: да или нет».

5. Научно-практические конференции:

Литературоведение. «Реминисценция и аллюзия в поэзии А. Усачева «Прогулки  по Третьяковской галерее»;

Точные науки. Меркулов Н. «Лист Мебиуса», Петрищев К. «Проект деревянного дома».

6. Проект «Театральные подмостки»

Творческий отчет «Итоги года – 2009»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 19)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела