Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Константин Олегович Галенко,
председатель Новосибирского экологического общественного движения
«Зеленая планета»

Не догоним, так согреемся

7 декабря 2010 года в Доме Молодежи Новосибирской области прошло очередное собрание Форсайт-клуба с участием известного футуролога Сергея Борисовича Переслегина. Мы привлекаем неординарных людей, заинтересованных увидеть сценарии развития будущего Сибири и России в целом. Работа клуба идет в разных направлениях, одно из них – конкурс эссе «Образ будущего Сибирь – 2050», который проводится при поддержке Всероссийского фонда «Национальные Перспективы».

По мнению С.Б. Переслегина, опираясь на различные исследования событий во временном пространстве, мир стоит на пороге фазового кризиса развития человечества. Сейчас необходимо вкладываться в долгосрочные проекты, которые не несут сиюминутной выгоды и необходимы для выхода гражданского общества на новый уровень развития. Сейчас государство и бизнес должны вкладываться в проекты социальной справедливости. Несправедливо для тех, кто инвестирует, но справедливо для тех, кто пользуется результатом. Это относится и к альтернативной экологии – замыкание циклов без отходов. Все системы выжили благодаря этому принципу. Но без поддержки государства предпринимателям заниматься этим невыгодно, проще заплатить штраф.

Одним из проявлений «Фазового кризиса» является кризис управления. Элита государств решила, что может «договориться», но кризис никто не учел. Мир меняется независимо от договоренностей. Нам хватает инструмента управления будущим.

Множество проблем, связанных с востребованными технологиями, и никто сегодня не знает, как их решать. Никто в мире не умеет управлять научно-исследовательскими разработками, нет способов капитализации информации, нет официальной структуры (штаба) который бы занимался исследованием проблем будущего, нет единого языка, что усложняет работу со сферой будущего. Нет людей, которые могут мыслить в процессах происходящего. Спасти нас может новый качественных прорыв в сферах биотехнологии, информатизации, нанотехнологии, экологии.

Но, несмотря на все проблемы, нужно искать их решение по принципу «не догоним, так согреемся». Если не произойдет качественный прорыв в экономическом развитии, то мы сможем сгладить протекание кризиса. Вариант развития благоприятного будущего с позиции «ничего не делать, ничего плохого не произойдет» – не сработает.

Колониальный этап развития Сибири закончился. Встает вопрос, что такое Сибирь? Какие задачи можно ставить для развития Сибири? Проблема Академгородка звучит как «чемодан без ручки» – нести неудобно и бросить жалко. Что с ним можно сделать, не учитывая его ликвидации? Академгородок по развитию отстает от города Новосибирска на 12 лет, хотя по замыслу, он на 12 лет должен опережать. Если мы решим проблему Академгородка, то решим проблему всех закрытых территориальных административных образований.

По мнению Переслегина, точка невозврата из кризиса была пройдена в 2001-2003 годах. Сейчас перед нами стоит вопрос, сможем ли мы управлять кризисом? Если нет, то с 2020 по 2050 годы нас ждет точка обрыва… На сегодняшний день единственная мировая держава скатывается в глубокий кризис, ее раздирают внутренние противоречия. Если она посчитает, что ей для своего спасения необходима глобальная война, кризис будет искусственно ускорен, что в ближайшее время может приблизить точку обрыва.

После того, как были взорваны «башни Близнецы», американские исследователи при прогнозировании будущего стали учитывать так называемые «Дикие карты» – события, которые невозможно спрогнозировать, но которые могут повлиять на ход истории. Классическими примерами являются Жанна Д’Арк, Сталин. Это показатель того, что даже один человек или событие может изменить картину истории.

Франция и Германия решают проблему миграции, когда она набрала критическую массу. Россию ожидает такая же ситуация, если мы сейчас не начнем решать вопросы условий пребывания, труда, образования и включения иммигрантов в социально-культурные особенности и традиции российского народа. И подобных проблем в России множество. Все требуют переосмысления, поиска путей преодоления и внедрения инновационных методов решения.

Проблема образования сегодня очевидна. Почему бы не экспериментировать с образованием в небольших группах и на определенной территории? По принципу «не догоним, так согреемся». Студенты учатся в 4 разных городах, перемещаясь каждый год в новый вуз нового города. Начинают в городе Новосибирске, далее Томск, Кемерово, Барнаул и возвращаются в Новосибирск. Интересно, что из этого получится? Хуже чем есть, точно не будет.

Сегодня перед нами стоит важная, глобальная задача – создать конкуренцию для качественного прорыва. Этим может служить предстоящая знаменательная дата 12 апреля 2011 года – 50 лет со дня первого полета человека в космос. Должна начаться новая гонка за космос, что спасет все страны от глобального кризиса.

Как будет развиться Сибирь и как это повлияет на Россию в целом? Выскажи свою идею прорыва Сибири, участвуй в конкурсе эссе! Подробности на сайте: www.novoterra.ru

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела