Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Валерий Олегович Попов,
руководитель методического центра
традиционного образования «Источник» имени И.А. Ильина

Семья и школа – две части одного целого

С 8 ноября по 4 декабря 2010 года в Новосибирске проходило Единое городское родительское собрание «Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье» в рамках темы «Семья и школа: реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Вот уже в четвертый раз в образовательных учреждениях проводились общие собрания родителей для того, чтобы обсудить важные вопросы, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Неравнодушные мамы и папы приходили послушать педагогов, психологов и других специалистов, которые тем или иным образом оказывают влияние на развитие и формирование личности ребенка.

Собрание родителей учащихся с 1 по 11 классы, на котором мне довелось выступить, было организовано завучем по воспитательной работе школы № 183 Любовью Анатольевной Кобзевой. Признаюсь честно, когда я узнал тему встречи, решил, что столь длинная официальная, сухая формулировка предполагает столь же скучное содержание. Однако я ошибся и после не пожалел, что стал его непосредственным участником. Я воочию убедился, что все присутствующие (ни много ни мало восемьдесят родителей) были увлечены словом выступающих специалистов: на лицах присутствующих не видно было ни усталости, ни скуки, и это несмотря на то, что многие пришли после напряженного рабочего дня.

Первой выступила методист отдела профилактической работы с семьей Городского центра по профилактике социального сиротства «Солнечный круг» Ольга Ильинична Прошина, которая обозначила проблему конструктивного диалога семьи и школы и пути ее решения. Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. В ее выступлении говорилось о том, как организовать функциональное взаимодействие и позитивные взаимоотношения равноправных участников образовательного процесса: родителей, учителей, детей. Что необходимо делать взрослым совместно с педагогами школы, для улучшения взаимоотношения, чтобы ребята чувствовали психологический комфорт, личную уверенность, проявляли интерес к познанию, искали свое предназначение, проявляли сочувствие, заботились о ближнем. Прозвучали рекомендации по созданию условий для духовно-нравственного и творческого развития детей.

Кто-то из педагогов перед собранием высказался скептически, примерно так: «Да чего вы хотите от этих отцов и матерей, они сами такие же неблагополучные выходцы из рабочих кварталов, смогут ли они когда-нибудь бросить пить, ссориться и подавлять детей?» Присутствуя на собрании, глядя в глаза родителей, я совершенно был уверен, что слова того учителя неверны.

Столь заинтересовавшая родителей речь специалиста была, конечно, не экспромтом. В нашем городе уже не первый год социальные педагоги, психологи и методисты занимаются разработкой духовно-нравственных основ учебно-воспитательного процесса в современных условиях. Усилиями сотрудников центра «Солнечный круг» разработаны основы взаимопонимания и взаимодействия родителей и школы. Эти основы разработаны в форме видеопрезентации «Духовное здоровье нации и будущее наших детей».

Реакция слушателей показала, что тема духовно-нравственных основ жизнеустроения очень интересует родителей, примерно как глоток свежей воды для жаждущих. И если не все имеют возможность за хлопотами повседневности осмыслить пути, ведущие к семейному и жизненному благу, то для работников образовательных учреждений эта задача – профессиональный долг перед согражданами. Школьные педагоги, компетентные в вопросах воспитания, должны доносить до родителей знания, нужные для полноценного развития детей, в условиях сотрудничества и взаимной поддержки.

Вслед за специалистом из «Солнечного круга» было предоставлено слово мне. Я говорил родителям о том, как велика их власть над судьбой ребенка. О том, что любовь вносит в жизнь каждого чудотворные и радостные веления, придает силу и успешность человеку, входящему в жизнь. Я напомнил присутствующим, как высоко ценилась издревле в народе сила родительского благословения, бережное отношение к словам и умение чувствовать, проявлять искренность, выражать словом добрые эмоции. Была представлена родителям книга «Азы», написанная мной, о ценности наследного знания, переданного нам нашими многомудрыми предками.

Я поинтересовался впечатлением о собрании у организатора данного мероприятия, Любови Анатольевны Кобзевой. С ее слов все прошло на одном дыхании и заинтересовало участников. Родители проявили интерес к умению устанавливать и поддерживать дружелюбные взаимоотношения с детьми, укреплять в семье доверие, взаимную любовь и доброжелательность. Хотя папы и мамы собрались в конце рабочего дня, чувствовалась их высокая собранность и сконцентрированность на теме. Они искренне стремились вникнуть в процесс взаимодействия родителей и школы в деле воспитания их детей, нравственно здоровых и благополучных.

По окончании встречи многие хоть и устали, все же двинулись не к выходу, а к выступавшим, чтобы продолжить обсуждение взволновавших их вопросов и приобрести книгу.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела