Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания»
Выпуск №32 Декабрь 2010 | Статей в выпуске: 92


Все статьи автора(8) Олеся Игоревна Смирнова,
методист отдела развития семейных форм устройства
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Все статьи автора(3) Татьяна Борисовна Карыткина,
педагог-психолог
отдела развития семейных форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»

Толерантность – важное качество приемных родителей

Понятие толерантности описывает особый тип отношений, при которых человек принимает поведение других без осуждения, без навязывания собственного подхода и видения.

Эффективными приемными родителями становятся те, у кого есть личностные особенности, способствующие принятию проблемного ребенка: открытость, терпимость, ответственность, гибкость и самоконтроль, способность анализировать неудачи. Таким людям свойственны эмоциональная устойчивость и неагрессивность. Они понимают сложность и ответственность своей роли.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют особую категорию, требующую специального ухода в связи с медицинскими, психологическими и педагогическими проблемами. Большинство ребят, переданных на попечение государства, были изъяты из неблагополучных семей. Дети находились в депривационных условиях, очень часто психически травмированы и педагогически запущены, поэтому нуждаются в помощи со стороны специалистов, занимающихся реабилитацией. Часто они не умеют слушать и слышать, агрессивно воспринимают указания педагогов, не принимают во внимание желания сверстников. Из-за грубости и нервозности их не всегда принимают в коллектив, поэтому иногда часть из них оказывается изолированной. Все это создает трудности для полноценного общения. Поэтому работа учителей и школьных психологов должна быть направлена на снятие психического напряжения и комплексов, на формирование умений принимать нормы поведения и оценки, на которые ориентируется группа одноклассников.

Особый вопрос касается сотрудничества приемных родителей и учителей с кровной семьей. Большинство родителей полагают, что они не просто воспитывают «государственных» детей, а усыновляют их и поэтому категорически отказываются сотрудничать с бывшими мамами (папами, бабушками), боясь, что те отнимут детей, либо станут ими манипулировать. Однако, если это не вредит благополучию и безопасности ребенка, необходимо поддерживать связи с его кровными родственниками.

Приоритетным направлением деятельности специалистов МБУ ГЦПСС признается работа по развитию толерантности, которая осуществляется системно и комплексно с самого первого обращения граждан, желающих принять на воспитание в семью детей-сирот. С этой целью проводится работа по отбору, подготовке и сопровождению кандидатов в приемные родители и действующих приемных семей.

1. При собеседовании с потенциальными родителями педагог-психолог всегда задает вопросы, касающиеся ожиданий кандидата, мотивации принятия ребенка в семью. Например, насколько люди готовы взять малыша с соматическими заболеваниями, физическими недостатками и особыми потребностями в обучении. При проведении консультаций кандидатам разъясняются трудности, с которыми они могут столкнуться. Приемному родителю важно осознавать, что задача социализации ребенка охватывает всестороннее развитие его личности, принятие его особенностей. Помимо этого проводится психологическая оценка кандидата. Используются лицензированные электронные психодиагностические методики.

2. Следующим этапом является обучение в Городской школе приемных родителей, на занятиях которой раскрываются юридические, медицинские, социально-педагогические и психолого-педагогические аспекты социализации детей. Слушателей обучают стратегиям взаимодействия с приемным ребенком, построения детско-родительских отношений, воспитанию эмоционально-чувственной сферы, раскрытию личностного потенциала.

3. После обучения граждане, взявшие на воспитание сирот, включаются в программу сопровождения, в рамках которого осуществляется изучение психологического климата в семье, особенности прохождения адаптационного периода, кризисных моментов. Осуществляется помощь и поддержка, даются рекомендации, при необходимости назначаются консультации. Для того чтобы работа была эффективной, необходимо сотрудничество со школой, с классными руководителями и социальными педагогами образовательного учреждения, которое посещает ребенок.

Об этом можно прочитать:

1.  Безюлева Г.В., Бондырева К., Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 152 с.

2.  Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. – М.: Издат. центр АПО, 2002. – 92 с.

3.  Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: Учеб.-метод, пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.

4.  Петрановская Л. К вам в класс пришел приемный ребенок: Книга для учителя. – М.: БО «Адреса милосердия», 2008. – 167 с.

5.  Подымов Н.А. Формирование установок толерантного сознания педагога - Курск: Изд. КГПУ, 2002. – 116 с.

6.  Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001. – 304 с.

7.  Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под. ред. Л.И.Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2005. – 84 с.

8.  Щеколдина Д. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004. – 80 с.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела