Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
Современное образование претерпевает изменения. Одним из приоритетов системы образования в школе становится достижение нового образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся. Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.
Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение среди педагогов школы. Школьнику необходимо получить добротное образование, уметь на протяжении всей своей жизни обновлять и пополнять знания, уметь реализовывать свои лучшие качества, чтобы быть востребованным. Мы, педагоги, должны формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Как в условиях модернизации российского образования помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков учащимся. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для преодоления возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия по достижению целей, а также эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетентности школьников является интерактивное обучение. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Сравнительная характеристика систем традиционного и интерактивного обучения
Параметры
|
Традиционное обучение
|
Интерактивное обучение
|
Цели обучения
|
Усвоение ЗУН
|
Общее развитие школьника (ума, воли, чувств)
|
Методы обучения
|
Объяснительно-иллюстративные (методы сообщения готовых знаний)
|
Диалогические (проблемно-поисковые) методы
|
Учитель
|
Дающий знания
|
Создаёт условия для инициативы учащихся, побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
|
Ученик
|
Объект обучения
|
Активный участник, организатор учебного процесса
|
Если в традиционной системе целью обучения является усвоение знаний, то в системе интерактивного обучения – общее развитие школьников, т.е. развитие ума, воли и чувств, что, в конечном счёте, направлено на развитие коммуникативных компетенций учащихся.
При традиционном обучении чаще всего используются объяснительно-иллюстративные методы, т.е. методы сообщения учащимся готовых знаний. При интерактивном обучении преобладают деятельно-развивающие методы, когда знания не даются в готовом виде, а учитель организовывает учащихся на добывание знаний.
Учитель в системе традиционного обучения – дающий знания, играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, а ученик – объект обучения. В системе интерактивного обучения учитель играет роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации, а учащиеся выступают полноправными участниками образовательного процесса.
Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
Технологии интерактивного обучения
Технологий и методов интерактивного обучения существует огромное количество. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками.
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проекта, что стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков (обмен материалом, обсуждение их). Работая над проектом, учащиеся проверяют себя на самоорганизованность, самодисциплину, на уровень творчества и неординарность мышления.
В работу над проектом включаются все дети. Каждый работает в том направлении, которое выбрал сам по своим интересам: сочиняют сказки, пишут стихи, сочинения, рефераты, создают презентации.

Коллективная работа по методу проектов избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию.

Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической или практической проблеме, связанной с существующей реальностью.
В процессе обучения физике все чаще используется кейс-метод обучения (метод активного обучения на основе реальных ситуаций), который позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – включает элементы творчества и подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. В процессе обучения физике кейс выступает как объект изучения и как эффективное средство обучения. Встраивание в методическую систему личностно-ориентированных методов обучения, индивидуализация, дифференциация, применение проектно-исследовательских методов способствует развитию ключевых компетентностей личности.



Использование интерактивной доски повышает мотивацию учеников, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных уроках.

Интерактивная доска создает позитивную среду обучения, вовлекающую в активную работу школьников, они увлекаются её освоением, работают в классе с большим желанием. Учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что, в свою очередь, развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении отдельных предметов, но и информатики и мультимедийных технологий, т.е. развивает коммуникативные компетенции.
За счет активного использования в учебном процессе интерактивных и проектных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий возможно достижение образовательных результатов, необходимых для жизни в информационном обществе, а именно:
– повышение познавательной активности на основе умения получать информацию из различных источников;
– становление активной позиции в учебной деятельности, вплоть до создания собственных образовательных информационных ресурсов;
– развитие навыков общения и взаимодействия, как в малой группе, так и со своими сверстниками через Интернет;
– принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, межкультурного взаимодействия, т.е. воспитание толерантности.
В заключение отмечу, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.