Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании»
Выпуск №33 Февраль 2011 | Статей в выпуске: 77


Все статьи автора(14) Людмила Анатольевна Гайдай,

учитель географии высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
Октябрьского района г. Новосибирска

Формирование ключевых компетенций учащихся при изучении географии

В связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования получили распространение такие понятия, как «компетентностный подход», «ключевые компетентности», «ключевые компетенции».

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Принципы компетентностного подхода:

– развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт учащихся;

– содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем;

– создание условий образовательного процесса для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, организационных, коммуникативных, нравственных проблем;

– оценка результатов и анализ уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Модернизация образования, то есть обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда – в той или иной мере. Эта мера зависит от способности системы образования к изменениям. А способность определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. Каким будет мир в середине ХХI века? Трудно себе представить, поэтому школа должна готовить своих учащихся к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, конструктивность, динамизм, адаптивность.

В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. Наиболее точно сегодня могут быть определены новые требования к выпускникам школ на рынке труда: необходим переход от хорошего специалиста – к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник – это не только хороший специалист, но и человек, который может работать в команде, способен к инновациям, самостоятельно принимает решения, проявляя инициативу. Идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда. С позиций компетентностного подхода уровень образованности и личностного развития определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, то есть чему должен научиться ученик за годы обучения в школе – рост их личностного потенциала и развитие нравственных качеств, формирование системы ценностей.

С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей (уровень образованности учащихся) и компетенций (круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом). В данном случае под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

В результате образовательной деятельности цели школьного образования и каждого учителя заключаются в следующем:

– Научить учиться, научить решать проблемы в сфере учебной деятельности; определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию. Уметь работать с большими информационными массивами, сегодня умение работать с информацией становится ключевой задачей, поскольку информация каждые полгода на Земле удваивается, то каждый человек, решающий конкретную задачу, должен уметь отобрать и воспользоваться именно той информацией, которая необходима для решения вопроса. Находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.

– Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, то есть решать познавательные проблемы.

– Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни (экологических, экономических, политических…), то есть решать аналитические проблемы.

– Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, то есть решать аксиологические проблемы. Духовное и нравственное воспитание сегодня является ключевым, поскольку любую глобальную мировую проблему (равно как и любую проблему местного, то есть локального масштаба) можно решить, только опираясь на базисные нравственные ценности.

– Научить решать проблемы социального, профессионального направлений.

– Развивать системное мышление.

Моя цель, как педагога, ориентирована на создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности:

– расширение круга проблем;

– повышение сложности проблем;

– расширение возможностей выбора, эффективных способов решения проблем.

Каждый человек уникален и индивидуален, поэтому не может быть единых жестких требований к каждому выпускнику. В моём понимании выпускник – это личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентированная на успех:

Цель своего учительского труда вижу в воспитании целостной личности, формируя у школьников ключевые компетенции, через проектную деятельность, развивая творческие способности учащихся, что позволяет добиваться положительной динамики качества образования.

Творческий поиск учителя связан с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного образования. Это позволяет решить проблему мотивации учебной деятельности школьников, создать модель «учения с увлечением».

Приоритетным направлением в моей работе является использование учащимися компьютера, электронных учебных пособий, интернет-ресурсов, интерактивной доски, что позволяет сделать любой урок привлекательным и современным. Активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, что повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает системное и логическое мышление. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях и на занятиях спецкурса, во внеклассной работе по географии, экологии и как классный руководитель, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. Компьютер использую на всех этапах урока: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для учащихся он выполняет различные функции: учителя (это источник учебной информации, наглядное пособие с возможностями  мультимедиа), рабочего инструмента, объекта обучения (индивидуальное информационное пространство; тренажёр; средство диагностики и контроля), игровой среды. Мною создано методическое пособие по работе с электронными учебниками.

Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции, развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность. Учащиеся чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Используя метод проекта, мои учащиеся не только делают компьютерные презентации, но участвуют в конкурсах научно-инновационных проектов в рамках международных программ, в научно-практических конференциях. В конкурсе научно-инновационных проектов «Город для людей» моя ученица Андреева Дарья заняла первое место по Сибирскому федеральному округу и третье место по России. Проект представляет план реализации и позволяет выполнить задачи, направленные на повышение качества жизни людей.

Петухова Татьяна (11 «А» класс) заняла 4 место по Сибирскому Федеральному округу. Важность работы состоит в том, что в ней поставлена практическая задача утилизации навоза в конкретном хозяйстве, расположенном рядом с крупным мегаполисом. Биогаз может быть использован не только для нужд животноводческого комплекса, но и в теплицах, построенных рядом с животноводческой фермой.

У нас в гостях представители компании «Сименс» в России

 

На награждении в «белом зале» кинотеатра имени В. Маяковского

 

Ученик 11 Г класса Корякин Ростислав – участник международного экологического саммита в Саппоро. 

 

Всё, чему я стремлюсь научить детей, происходит на уроках географии, занятиях кружка, элективах, профилях и во внеурочной деятельности, принимая участие в различных конкурсных программах. География имеет большие возможности для развития личности, для формирования общечеловеческих ценностей: она учит мыслить, развивает умение прогнозировать, формирует умение ставить цель и осуществлять её, развивает инициативу, творчество, воспитывает трудолюбие и взаимоуважение.

Открытые письма учителю от учеников:

Крисецкая Екатерина, Евтушенко Светлана, Шпенёва Маргарита, Васильева Мария: «Людмила Анатольевна! Вы замечательный человек и учитель. Ваши уроки проходят незаметно и очень интересно. Один урок не похож на другой: это и работа по научно-познавательным фильмам, и работа в Интернете по созданию слайд-программ, деловые игры, составление и разгадывание кроссвордов по различным терминам и понятиям, синквейны и буриме, предлагаются различные формы работы, что позволяет проявить своё творчество каждому из нас».

Широкие возможности для работы учителя даёт использование УМК издательства «Просвещение» СФЕРЫ. Это деятельностный подход в образовательных стандартах:

– позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевые задачи развития учащихся» и «формирование универсальных способов учебных и познавательных действий»;

– обусловливает изменение общей парадигмы образования, где основными новообразованиями выступают:

а) формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

б) включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

в) целенаправленная организация образовательной деятельности ученика и планомерное формирование, создание индивидуальных образовательных траекторий;

г) признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Да, наши учащиеся, оканчивая гимназию, выходят во взрослую профессиональную жизнь, где компетенции играют большую, решающую роль. Сегодня в бизнесе, да и в государственных структурах используется понятие «компетенция» очень широко. Трудно определить и проконтролировать, куда мы идём, как только мы начинаем работать в узком направлении, мы сразу видим вектор направления развития, имея дело с компетенциями. Мы видим точку отсчёта и точку конечного результата. Нам легко запланировать, организовать, проконтролировать этот процесс в векторе развития компетенций с помощью различных форм и методов. Разбить общее на отдельные компетенции и умения шагать по вектору развития компетенций. Мы учим шагать. А значит, нашим учащимся будет комфортно в жизни. Формируя компетенции, мы делаем ребят более адаптивными к взрослой жизни. Это не только профессиональный, но и личностный рост по отдельным составляющим. И нужно уметь выделять эти составляющие, тогда каждому человеку в развитии своей Личности гарантирован и профессиональный, и личностный рост.

Мы, учителя, начиная ориентироваться на современные подходы, в частности обучая по компетенциям, тоже имеем положительный момент в своём профессиональном росте, используя различные подходы, так как мы не даём только теорию, а используем современную жизнь, современные методы обучения, тем самым сближая будущую работу учащихся и школьное обучение. Мы не отрываемся от жизни, а изучаем, что происходит в жизни. Мы должны быть современными жизни. А это и есть наш учительский профессиональный и личностный рост. В процессе обучения есть две стороны, когда движемся к росту, это и есть синтез того большого развития, к которому стремится каждый учитель, каждая школа, страна и весь мир в целом. Это и есть те самые передовые технологии.

Учение должно быть с увлечением, поэтому личность ученика я ставлю в центр учебного процесса, а учителя – в позицию исследователя. Уметь зажигать звёзды детских сердец, уметь искать, находить и взращивать ребячьи таланты – это главная ценность учительского труда. Я горжусь своими учениками и желаю всем успешных результатов.

Литература

1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Научно-практический журнал школьного технолога (завуча). Школьные технологии № 5 – 2004.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1128)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела