Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании»
Выпуск №33 Февраль 2011 | Статей в выпуске: 77


Все статьи автора(2) Елена Владимировна Чувашова,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Галактика»
г. Новосибирска

Формирование социальных компетенций в младшем дошкольном возрасте

Студия раннего развития «Тропинка к школе»» Центра внешкольной работы «Галактика» на базе клуба «Калейдоскоп» работает с 1995 года. Целью ее деятельности является создание благоприятных условий для выявления и развития интересов, склонностей и способностей детей дошкольного возраста (3-7 лет), формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.

Дошкольный возраст – это период подготовки к будущей жизни, но очень важно не потерять его «самоценность», т.е. помочь ребенку с великой радостью и увлеченностью «проживать» эпоху детства. Чтобы это проживание было интересным и увлекательным, необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Дети этого возраста продолжают интенсивно развиваться физически. У них совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность активного бодрствования, ребенок может на короткое время сдержать свои действия и желания; но еще проявляется эмоциональная неустойчивость в восприятии нового или в их собственном настроении.

Дети продолжают овладевать разнообразными представлениями и понятиями об окружающем мире: предметы и их свойства, функции, цвет, форма, величина, размер, пространственные и временные соотношения. Чтобы эти знания были глубокими, необходимо в процессе познания детям дать возможность совершать действия, делать пробы и т.д.; т.к. для детей данного возраста характерно наглядно-действенное мышление. Развиваются память и внимание.

В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем мире, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения детей проявляются в игровой деятельности. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Эта игра становится основой для развития воображения. Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах детской деятельности (игровой, рисовании, конструировании), а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивого внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно ради другого.

В дошкольном возрасте педагоги помогают детям стать неповторимой индивидуальностью (личностью) с собственными вкусами и способностями.

Поэтому в работе с детьми младшего дошкольного возраста актуально развивать следующие компетенции:

– коммуникативныет.к. ребенок, общаясь и сотрудничая с новыми взрослыми и со сверстниками, начинает с большим желанием и интересом познавать окружающий мир (мир предметов, мир чувств и переживаний, мир определенных норм и правил);

– социально-личностные – взаимодействуя со взрослыми и другими детьми (сверстниками) ребенок познает самого себя: свой пол, свои возможности, способности, свои умения и навыки и т.д.;

– компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе – дети знакомятся с новой культурой, с традициями других народов, участвуют в таких мероприятиях, как «Праздники народов мира»; знакомятся с национальными играми.

Коммуникативная компетенция

Рождаясь, малыш попадает в общество взрослых и детей. Первые контакты происходят с мамой и папой. В дальнейшем его круг расширяется в образовательных учреждениях.

Когда к нам приходят маленькие дети, нам очень важно установить с ними эмоциональный контакт, доверительные, добрые отношения, т.к. ребенок должен чувствовать себя комфортно и защищенно при любых ситуациях.

Для этого мы используем:

– знакомые детям игрушки (зайка, медвежонок, белка и т.д.);

– знакомые сказочные персонажи (колобок, Айболит, и т.д.);

– обязательно организуем совместную игровую ситуацию, где ребенку становится интересно и он уже не испытывает беспокойство и страх.

В дальнейшем игровая ситуация с взрослым переходит в детское сообщество, где дети сами начинают играть друг с другом и учатся выстраивать детские взаимоотношения разными способами (чаще всего связанные с игрушками).

В результате мы развиваем умения детей взаимодействовать друг с другом разными способами с помощью речи (речевых эталонов).

Социально-личностная компетенция

Главная задача этого направления состоит в том, чтобы содействовать становлению ребенка, как маленькой личности, ее индивидуальности и неповторимости.

Решение этой задачи осуществляется практически на всех занятиях: математике, развитии речи, музыке, рисовании, познавательных играх.

Основой этих занятий становится игровая деятельность и различные игровые ситуации. В игре дети через предметы-заместители (или модели) приобщаются к разным профессиям, учатся владеть разными инструментами, узнают их функции; учатся выстраивать взаимоотношения с другими детьми через речевые эталоны; познают окружающий мир (например: игра «Доктор Айболит», «Зайка заболел»).

В результате дети познают окружающую реальность, выстраивают взаимосвязи внутри; развиваются познавательные и творческие способности; дети познают свои умения, навыки, способности и возможности в различных видах детской деятельности.

Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе

В настоящее время стираются границы между государствами, многие люди могут свободно переезжать из одной страны в другую, а также путешествовать по всему миру. Поэтому мы можем знакомить детей с культурой и традициями не только своего народа, но и других.

Чаще всего это происходит через знакомство с играми разных народов («Заинька, выходи», «Ходит Ваня» р.н.п.).

Таким образом, развивая эти компетенции, мы помогаем детям знакомиться с окружающим, развивать свои творческие и познавательные способности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела