Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Валентина Яковлевна Портнягина,
библиотекарь МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

Библиотека гимназии № 13: опыт работы и перспективы развития

Библиотека – это открытый стол идей, за который приглашен

каждый, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет.

Это запасной магазин, куда одни положили свои мысли и

 открытия, а другие берут в рост.

Александр Иванович Герцен

Сегодня школьная библиотека – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающими с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными. А библиотекарь, как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения.

История нашей библиотеки начинается с 1936 года, со дня открытия средней общеобразовательной школы №46 г. Новосибирска. А потом случилась война. Многие выпускники школы уходили на фронт мимо притихшей школы. Некогда веселая школа наполнилась болью. Было принято решение сделать в ней госпиталь, сначала – для наших солдат, потом – для пленных немцев. Только в 1948 году снова зазвенел школьный звонок. Но теперь это уже была средняя школа № 79.

А в 2004 году по итогам аттестации школе присвоили статус гимназии № 13. Библиотека гимназии № 13 находится в постоянном поиске и совершенствовании своей деятельности. Являясь неотъемлемой частью школы, наша библиотека имеет востребованный потенциал в условиях происходящего в обществе обновления системы образования и воспитания.

За последние десятилетия школьные библиотеки сильно изменились, они постепенно превращаются в крупные информационные центры, обеспечивающие информационную поддержку. В школьной практике появилось новое направление – медиообразование.  Медиообразование ориентировано на повышение общекультурного уровня, обучение информационному взаимодействию. И библиотека гимназии № 13 не остается в стороне. В 2007 году гимназия выиграла конкурс в Национальном проекте и получила миллион. Администрация гимназии понимает, что школьная библиотека может обеспечить другой, более высокий уровень образования. И поэтому большая часть денег пошла на создание на базе библиотеки информационно-медиатечного центра. Именно в библиотеке проведен широкополосный Интернет, потому что все ресурсы у нас сосредоточены в одном месте.

Библиотека гимназии была полностью оснащена новой мебелью, приобретены новые стеллажи для книг, круглый стол для читального зала, столы для компьютеров, кресла, диванчики, журнальные столики. Были поставлены в библиотеку три компьютера для индивидуальной работы пользователей библиотеки, плазменный телевизор, принтер, сканер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, которая имеет большие возможности: позволяет развивать творческие возможности, формировать пространственное мышление.

Благодаря активной позиции руководства гимназии, понимания ими значения книги в процессе образования, а также благодаря постоянной финансовой поддержке, библиотеке удалось не только скомплектовать обширный фонд, состоящий из книг по различным отраслям знаний, справочной литературы и энциклопедий, но и положить начало комплектованию фонда на нетрадиционных носителях информации: на видео- и аудиокассетах, электронных носителях.

На сегодняшний день школьная библиотека востребована всеми участниками образовательного процесса, в том числе педагогами и родителями на 100%. Общий фонд библиотеки – 14598 экземпляра: 13598 – книги, брошюры, журналы. 1030 учебников, 316 электронных образовательных дисков и 64 видеоматериалов.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

– Обучающееся начальной школы;

– средней школы;

– старшей школы;

– предшколы – 20;

– педагогический коллектив – 56;

– обслуживающий персонал – 15.

Главное в библиотеке – фонд литературы, и он укомплектован так, чтобы читатель любого возраста, пола, с любыми пристрастиями, интересами, характером и темпераментом мог найти для себя в этом фонде то, что необходимо ему, притом именно тогда, когда необходима та или иная книга, тот или иной материал.

Книжный фонд библиотеки пополняется. Новые поступления литературы ориентированы на современный читательский спрос, на поддержку образования. Этому способствует и фонд периодических изданий для детского, подросткового и семейного чтения. На 2011 год оформлена подписка на периодическую печать 74680 рублей.

Читальный зал пополнился новыми детскими энциклопедиями:

«Детская энциклопедия Аванта +» – 44 книги;

Энциклопедия «Я познаю мир» – 129 книг;

По различным отраслям знаний энциклопедий – 214 книг;

Большая Российская энциклопедия (из 30 томов) – 17 томов.

Продолжается работа по введению библиотечного фонда в электронный каталог введено в электронный каталог 1560 книг.

Структура библиотеки: абонемент, читальный зал, книгохранение. Созданы все условия для плодотворной работы. Обстановка в библиотеке привлекательна, гостеприимна, благоприятна для обучения. Здесь достаточно пространства как для индивидуальной работы и отдыха.

В читальный зал библиотеки дети приходят, чтобы получить библиографическую справку, почитать для души, посмотреть новые детские журналы, написать реферат, найти сценарий для проведения внеклассного мероприятия, сесть за компьютер и выйти в Интернет. Здесь мы проводим библиотечные уроки, уроки-диспуты, встречи с интересными людьми, громкие чтения и обсуждения, беседы, обзоры, просмотры видеофильмов, презентации. Читальный зал выполняет функции и конференц-зала.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки может удовлетворить самые разнообразные запросы читателей – это традиционные и электронные носители информации. Медиатека в школьной библиотеке помогает детям углубленно изучать тот или иной предмет, тему, работать над различными проектами, решать проблемы, заниматься поиском информации. Использование медиаресурсов позволяет вывести на новый качественный уровень проведение различных массовых мероприятий, библиотечных уроков и т. д.

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях. Заведующая библиотекой постоянно контролирует соблюдение « Правил пользования библиотекой», формирует у читателей навыки независимых библиотечных пользователей.

Библиотека вместе с педагогическим коллективом использует различные формы работы по пропаганде книги. Это книжные выставки, утренники, беседы, викторины, обзоры книг, громкие чтения в младших классах, дискуссии о прочитанном, библиотечные уроки, встречи с писателями и другие.

Книжные выставки – хорошая форма работы по пропаганде книги и библиотека широко использует эту форму. В библиотеке оформлены постоянно действующие книжные выставки , «Хочу все знать», « Где? Что? Почему?», «Путешествие в волшебную страну», «Мой Новосибирск родной», «А вы читали?»

Хочу отметить, что в структуре фонда нашей библиотеки большую роль играют нетрадиционные носители информации: аудио-, видео-, электронные издания, Интернет. Именно здесь у пользователей имеется возможность доступа к самой разнообразной информации, которая предоставляет широкие возможности всем участникам образовательного процесса. Те, у кого нет дома компьютера, работают в читальном зале, а те, у кого имеется возможность работать дома, отбирают необходимую информацию, переводят ее в электронный вариант и работают с ней дома. Очень часто теперь обучающиеся 6-11 классов готовят на базе библиотеки презентации по многим учебным предметам и для классных часов. Естественно, при этом большую роль играет материально-техническая база и в первую очередь компьютеры, сканеры, принтер, ксерокс. Все это дает возможность оказывать качественные образовательные услуги всем участникам образовательного процесса. И это правильно, потому что при отсутствии нужной информации на традиционных носителях, можно легко найти ее в электронных базах данных и на сайтах Интернета. Все это повышает оперативность, полноту и точность получаемой информации, экономит время, расширяет спектр оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, дает возможность наиболее полно использовать ресурсы, повышает комфортность работы пользователей.

Использование медиаресурсов позволяет вывести на новый качественный уровень проведение различных массовых мероприятий, библиотечных уроков. В этом учебном году замечательно использовались познавательные фильмы о животных «Ребятам о зверятах» для проведения уроков природоведения. На уроках географии и классных часах – «Золотой глобус» (захватывающее путешествие на DVD).

Одной из ведущих задач школьной библиотеки является формирование у учащихся информационной культуры, культуры чтения и навыков независимого библиотечного пользователя. Решению данной задачи способствуют библиотечные уроки, экскурсии в областную детскую библиотеку им. А. Горького.

В целях привлечения детей в библиотеку проводится неделя детской книги. Дети знакомятся с книгами-юбилярами / писателями-юбилярами, новинками детских книг, участвуют в викторинах по произведениям, встречах поэтов и писателей г. Новосибирска.

Применение современных информационных технологий, наряду с традиционными формами работы, способствует формированию у обучающихся навыков работы с периодической печатью, развитию интереса к чтению, стимулированию познавательной и творческой активности школьников и педагогов. Результативность этой работы подтверждается тем, что услугами библиотеки ежедневно пользуются 60-80 детей и педагогов.

 

Приложение 1. Презентация «Библиотека гимназии № 13»

Приложение 2. Презентация «Обзор педагогической печати для педагогов»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 58)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела