Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(4) Сергей Борисович Аммосов,
учитель истории, обществознания и права
ГОУ СОШ № 494 Выборгского района
г. Санкт-Петербурга

Урок обществознания с элементами социального проектирования «Глобальные проблемы и пути их решения»

Цель: подготовить учащихся к решению социальных проблем современного общества.

Задачи:

– познакомить учащихся с системой социального проектирования;

– включить учащихся в проектную деятельность;

– отработать основные умения и навыки участников проектной деятельности.

План урока:

1. Беседа «Глобальные проблемы». Что такое глобальные проблемы? Взаимосвязь глобальных проблем. Пути решения глобальных проблем.

2. Практическое занятие «Социальное проектирование». Подготовка к работе над проектом. Выбор проблемы. Сбор и анализ информации. Разработка собственного варианта решения проблемы. Реализация плана действий. Составление портфолио и выставочных материалов для презентации. Презентация.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поведём разговор о глобальных проблемах, сделаем попытку к их решению. Пойти по этому пути нам поможет уже существующий опыт социального проектирования.

Последние десятилетия XX века поставили перед народами много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Прежде всего, предлагаю определиться, какие проблемы мы можем называть «глобальными».

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для решения объединения усилий, совместных действий всех государств и народов.

Думаю, что выражение: «Мы не унаследовали Землю у наших предков. Мы берём её взаймы у наших потомков» очень хорошо подчёркивает важность и необходимость решения глобальных проблем.

В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где число их варьирует от 8-10 до 40-45.

Чем это можно объяснить? Объяснить это можно тем, что наряду с главными, приоритетными существует ещё целый ряд более частных, но так же очень важных проблем.

Остановимся на проблемах, которые в конце XX века выдвинулись на первый план.

Ученики называют проблемы. На доске размещаются таблички с названиями проблем:

1. Экологическая

2. Мира и разоружения

3. Демографическая

4. Продовольственная

5. Энергетическая

6. Проблема здоровья людей

7. Использование Мирового океана

8. Мирное освоение космоса

9. Преодоление отсталости развивающихся стран

10. Возрождение культурных и нравственных ценностей

Актуальность каждой из названных проблем и необходимость их решения вы подчёркивали на уроках истории, обществознания, географии. Вы обращали внимание на то, что каждая проблема имеет своё конкретное содержание, но все они тесно взаимосвязаны, необходим комплексный подход в их решении.

Что нужно учитывать при решении глобальных проблем? Считаю, что решение глобальных проблем надо начинать с отдельных стран, городов, сёл. А результат их решения зависит как от международных организаций, правительств разных стран, так и от каждого человека.

На доске появляется высказывание: «Думай глобально, действуй локально».

Когда речь заходит «о каждом человеке», необходимо помнить, что все должны объединиться.

На доске появляется высказывание: «В единстве сила!»

–Человек с детства должен понимать серьёзность этих проблем, иметь чувство ответственности.

– Решению этих проблем надо учиться!

На доске появляется высказывание: «Школа решения проблем».

Подведём итог нашим рассуждениям: «Мы должны объединиться для того, чтобы учиться решать проблемы, прежде всего на уровне школы, города, района».

Ребята! Вопрос, который вы сейчас поднимаете, является одним из самых важных, и найти пути к его решению можно воспользовавшись методами социального проектирования.

Социальное проектирование призвано помочь вам, ребята, стать гражданами современного общества: прежде всего, действительно свободными, способными реализовать и отстаивать свои права, жить в условиях современного демократического общества; быть активным, инициативным, уверенным в себе, деятельным, предприимчивым человеком, который может в системе рыночной экономики найти приложение своим способностям, материально обеспечивая себя и своих близких, преумножая общественное богатство; гражданин нового общества немыслим без развитого чувства гражданского долга и ответственности, патриотизма, глубокого уважения к законности и праву.

Данный проект предполагает проведение исследования по определённой логике, которую можно структурно представить следующей схемой:

– знакомство с проблемами;

– выбор проблемы;

– актуализация проблемы (знакомство с законодательной базой, изучение мнения в социуме, мнение СМИ);

– деление на группы (аналитиков, правоведов, социологов, журналистов). (Идёт работа со схемой по этапам проектной деятельности).

Ознакомившись с проектной деятельностью, можно приступить ко второму этапу, этапу выбора проблемы.

Предлагаю из проблем, которые вы назвали, выбрать наиболее важную.

У каждого из вас есть лист для голосования, вы прикрепляете его к проблеме, на ваш взгляд наиважнейшей (проблемы уже были помещены на доске ранее). Идёт голосование, в ходе которого определяется проблема.

Проблема выбрана и теперь мы можем приступить к этапу сбора и анализа информации.

– Почему выбрана именно эта проблема? (идет актуализация проблемы)

– Что должно стать опорой на данном этапе деятельности (знакомство с законодательной базой, изучение мнения в социуме, мнение СМИ).

Ребята, предлагаю распределиться по группам, которые и будут изучать информацию в разных направлениях деятельности.

Результаты работы групп помещаются в портфолио и на стендах для презентации.

Идет деление на группы.

Группа аналитиков разрабатывает:

– актуальность проблемы;

– цели и задачи проекта;

– программу действий, опираясь на материалы, которые размещают другие группы в портфолио.

Группа правоведов знакомится и собирает материалы законодательно-правовой базы по исследуемой проблеме.

Группа социологов разрабатывает вопросы, которые необходимо выяснить и решает мнение каких категорий населения их интересует. Далее проводит анкеты, беседы, интервью, опросы. Подводит итог в виде диаграмм, таблиц.

Группа журналистов изучает мнение СМИ по исследуемой проблеме.

Домашнее задание: группам подготовить материалы для портфолио и презентации.

Работа в группе считается законченной после того, как будет оформлено портфолио и выставочные стенды для презентации. Следующий этап – этап ПРЕЗЕНТАЦИИ.

План презентации:

Название проекта.

Участники проекта.

Актуальность проекта.

Цель проекта.

Задачи проекта.

Результаты социологического исследования.

Законодательная база вопроса.

Мнение СМИ по проблеме.

Программа действий.

Обращение к сверстникам с призывом заниматься проектной деятельностью, решать наиважнейшие проблемы.

Приложение. Презентация к уроку

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела