Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(2) Ольга Алексеевна Шарыбкина,
учитель математики МБОУ СОШ № 94
Ленинского района г. Новосибирска

Урок-сказка (по мотивам русской народной сказки «Репка»)

Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед» (5 класс).

Цель урока: 1. Повторить понятие прямоугольного параллелепипеда.

2. Проверить умение учащихся:

а) строить прямоугольный параллелепипед;

б) показывать вершины, рёбра и грани прямоугольного параллелепипеда;

в) применять свойства прямоугольного параллелепипеда при решении задач.

3. Закрепить умение учащихся применять формулы  S = vt, S = ab при решении задач.

4. Закрепить математические термины в процессе разгадывания кроссворда.

Тип урока: урок закрепления и обобщения пройденного материала.

Оборудование: модель прямоугольного параллелепипеда; плакат с изображением прямоугольного параллелепипеда; рисунки бабки, деда, внучки, Жучки, кошки и мышки (могут быть выполнены учащимися в процессе подготовки к уроку) (приложение – рис.); иллюстрации к задачам (если это необходимо).

Ход урока

Учитель: Ребята, мы сегодня будем путешествовать по страницам русской народной сказки «Репка». Какие в ней действующие лица? (ученики вспоминают действующих лиц и сюжет сказки).

Учитель: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Дед задумался, если все овощи вырастут такого же размера, хватит ли ему посадочной площади огорода. Дед решил рассчитать площадь огорода. Что нужно измерить деду? (длину и ширину).

Задача: Найдите площадь огорода, если длина равна 40м, а ширина 15м.

Выразите полученное значение площади в сотках.

(S = ab, S = 15 40 = 600м2= 6а = 6 соток)

Решил дед вытащить репку. Тянет – потянет, вытащить не может. Позвал дед бабку.

Бабка в это время из огорода гусей выгоняла. Гуси бегают вдоль забора и никак не могут найти калитку. Давайте поможем бабке и вычислим длину забора. Что для этого нам нужно найти? (периметр).

Задача: Найдите периметр прямоугольного земельного участка, если его длина равна 40м, а ширина 15м.

(P =(a + b) 2, P =(15 + 40) 2 =110м)

Прибежала бабка. Стали они вместе репку тянуть. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку. А внучка решила в своей комнате сделать ремонт. Обои поклеить и пол покрасить. Давайте поможем внучке ответить на возникшие у неё вопросы.

Задача: 1. Начертите прямоугольный параллелепипед.

2. Используя чертёж, ответьте на следующие вопросы:

– Какую форму имеет комната? (форму прямоугольного параллелепипеда).

– Какими гранями являются пол, стены, потолок? (нижней гранью, боковыми гранями, верхней гранью).

– Что является гранью прямоугольного параллелепипеда? (Поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из 6 прямоугольников, каждый из которых называют гранью прямоугольного параллелепипеда.)

– Сколько граней у прямоугольного параллелепипеда? (6)

– Сколько рёбер у прямоугольного параллелепипеда? (12)

– Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда?(8)

– Что называют рёбрами и вершинами у прямоугольного параллелепипеда? (Стороны граней называют рёбрами параллелепипеда, а вершины граней – вершинами параллелепипеда.)

– Сколько измерений имеет прямоугольный параллелепипед? (3)

Назовите их? (длина, ширина, высота).

Выяснила внучка все интересующие её вопросы и прибежала репку тянуть. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут вытянуть не могут. Позвали Жучку. Жучки в это время дома не было, но услышав, что её зовут, прибежала.

Задача: Сколько времени понадобится Жучке, если она находится от дома на расстоянии 300м и её скорость 3м/с?

(S = vt, t = 300:3 =100секунд = 1мин.40сек.)

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут вытянуть не могут. Позвали они кошку. Кошка в это время ловила рыбку в аквариуме. Уронила аквариум, он и разбился. Помогите кошке решить задачу.

Задача: (№772 – работа с учебником)

Аквариум имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Его боковые стенки стеклянные. Определите площадь поверхности стекла, если длина аквариума 50см, ширина 25см, а высота 30см.

(S = (ac + bc) 2, a = 50см,b = 25см,c = 30см. S = (50 30 + 25 30) 2 = 4500см2.)

Прибежала кошка на помощь. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут вытянуть не могут. Позвали они мышку. А мышка в это время решает кроссворд. Давайте поможем мышке.

«Паучок»

1. Мера времени, равная 60 секундам (минута).

2. Математический знак, используемый для записи чисел (цифра).

3. Старинная русская мера длины (верста).

4. Совокупность делений на линейках различных форм (шкала).

5. Упражнение, выполняемое с помощью рассуждений и вычислений (задача).

6. Отрезок, соединяющий любые две точки окружности (хорда) или

[Величина, которая характеризует отрезок (длина)]

7. Одно из измерений прямоугольного параллелепипеда, которого нет у прямоугольника (высота).

8. Геометрическая фигура, являющаяся центром окружности (точка) или

[Геометрическая фигура, являющаяся началом луча (точка)].

 

Мышка решила кроссворд и прибежала на помощь. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут вытянули репку. Вот и сказке конец, а кто слушал – МОЛОДЕЦ!

Домашнее задание: №791,792, деревянные палочки и пластилин – для построения модели прямоугольного параллелепипеда.

№ 791

Сколько понадобится краски, чтобы покрасить поверхность бруса длина которого 40см, ширина 30см, высота 20см. Если для покраски 1дм2 поверхности нужно 2г краски.

№ 792

Прямоугольный участок земли имеет длину 95м, а ширину 67м.Найдите площадь и периметр участка.

 

Литература:

1. Математика: Учебник для 5 класса Общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд; – 19 изд.: Мнемозина.

2. Дидактические материалы для 5 кл. по математике/А.С.Чесноков, К.И.Нешков,М.: Классика стиль, 2006.

3. Математические диктанты для 5-9 классов: КН. для учителя / Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков, Г.Г. Левитас. – М.: Просвещение, 2000.

4. Худадатова С.С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах, 5 класс. – М: Школьная Пресса, 2002. (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып. 16).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 30)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела