Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Елена Викторовна Пронченко,
заведующая библиотекой МБОУ Гимназии № 12
Калининского района г. Новосибирска,
руководитель РМО заведующих школьными библиотеками

Школьная библиотека… особое место, особое подразделение

Библиотека … сердце, мозг

и системообразующий элемент школы.

Пресс-служба РШБА

«Тихая гавань кораблей мысли»? О да! Дети забегают на перемене, спрашивают: «А можно мы у вас тут посидим? У вас тут тихо…» И сидят, листают журналы, наслаждаются т и ш и н о й… здесь нет дамоклова меча «Надо!», здесь не требуют решать задачки, когда хочется смотреть в окно… Но время от времени какая-нибудь параллель взрывается ажиотажем: аааа, быстрей в библиотеку, книг на всех не хватит! И выстраивается нервная очередь ожидающих, и как приговор звучат для них слова библиотекаря: «Ребята, первые 15 человек в очереди останьтесь, остальным рекомендую пойти за книгой в ЦРБ»…

Будни школьной библиотеки. Без чего не может существовать библиотека сегодня? Без книг, конечно. То, что мы, библиотекари, называем словом «фонд». Книжный (бумажный) фонд сегодня не единственный носитель информации, и в перспективе, вполне возможно, бумажные носители будут полностью заменены электронными. Но сегодня мы можем передать детям любовь к книге – такой, какой любят ее их родители, бабушки и дедушки.

Без реальных, взлохмаченных иногда, с горящими или мечтательными глазами читателей тоже не может существовать библиотека! Хотя, если перевести все в цифру, обслуживание читателей сведется к обслуживанию электронного ресурса… Но это будет уже другая история, и школьные библиотеки, не обладающие уникальным фондом, просто вымрут в этой, другой, истории…А сегодня они приходят сюда не просто «сдать-взять», а спросить, поделиться, посоветовать (!), обсудить…Еще здесь они могут просто понаблюдать за рыбками, величаво плавающими в аквариуме. Это была их затея, взлохмаченных, вихрастых, нетерпеливых… Девять лет назад они организовали и провели акцию «Живой уголок – в библиотеку!» и создали такой уголок эмоциональной разгрузки. Подключить сумели всех, и родителей, и учителей. С тех пор аквариум «вырос» с 20-ти литрового до 60-ти литрового и по прежнему притягивает взгляды посетителей библиотеки.

Библиотека невозможна без родителей и бабушек юных читателей, поддерживающих страсть ребятишек к чтению, дарящих книги, заводящих в школьной библиотеке семейный формуляр… Таких формуляров в библиотеке гимназии немного, но они есть, и такое сотрудничество, возможность напрямую, неформально поговорить с теми, кто задает юному читателю первую программу чтения, очень радует. Так, помочь родителям осознать ценность детского чтения библиотекарь может. Помочь понять, какое это эффективное средство образования и воспитания школьников, – может. Дать родителям осознать важность интеллектуального ресурса развития личности ребёнка как залога учебного, а затем и жизненного успеха, – может… и всё это – принимая участие в подготовке родительского собрания… А вот вовлечь родителя в решение проблемы детского чтения и развития читательской среды детей помогают такие беседы наедине. Часто дети просто берут книгу «для мамы, папы, бабушки», и чаще всего – это классика. Долгие вечера, когда родители читают классические произведения и, может быть, зачитывают своим детям отрывки, вместе обсуждают прочитанное, – неоценимы…

И, конечно, каждый учитель является и читателем школьной библиотеки. Методическая литература, периодика, выход в интернет, досуговое чтение – все это в их распоряжении.

Таким образом, библиотека может и должна становится консолидирующим центром, вокруг которого объединяются дети, родители и учителя, заинтересованные в активизации детского чтения и улучшении его качества.

А кто сегодня представит себе библиотеку без Интернета? И обозначаться скоро все школьные библиотеки будут аббревиатурой ИБЦ (Информационно-библиотечный Центр)… В этом направлении, волей-неволей, работать нам всем предстоит активней, к этому уже сейчас подвигает библиотекарей пункт 27 «Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования», в котором говорится об учебно-методическом и информационном обеспечении реализации основной образовательной программы и поставлены такие задачи: «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления…». А, следовательно, каждая библиотека должна быть готова предоставить пользователю рабочее место и доступ к интернету.

Сегодня в библиотеке гимназии четыре компьютера с выходом в интернет и возможностью пользоваться электронным каталогом и медиатекой, содержащей 250 изданий на электронных носителях. Пройдя курсы повышения квалификации в ОблЦИТе и Городском центре информатизации «Эгида», я осуществляю «информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг…»

Интернет открывает новые возможности, но он же отучает детей от книги. Когда предлагаешь одну и ту же информацию на выбор: из книги или из интернета? – большинство читателей предпочитают интернет. Но где же еще найдешь информацию, не содержащуюся в книгах библиотечного фонда? А еще есть замечательные электронные издания, помогающие детям при подготовке к урокам: интерактивные пособия, тренажеры, практикумы… Ребятам нравится раз за разом выполнять тесты,  делая  всё меньше и меньше ошибок  и попутно запоминая правильные ответы.

Я и сама сегодня не представляю свою работу без использования компьютера, интернета. Каждый библиотечный урок, интеллектуальная игра, викторина сопровождаются презентацией, ведь зрительные образы улучшают восприятие и способствуют запоминанию…

Да, библиотека в школе сегодня – мультифункциональна, и школьный библиотекарь – «и жнец, и швец, и на дуде игрец», только не ведет ли это к дилетантизму? Там не все знаем, тут не все умеем – и каков же будет результат? За рубежом на каждую тысячу учащихся работает 4-6 библиотекарей – ещё и поэтому библиотека действительно является «сердцем, мозгом и системообразующим элементом школы»…

Что остается нам? Беречь то, что имеем; изучать и внедрять новое; разглядеть и радужные перспективы за жесткими требованиями нового Стандарта…

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 45)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела