Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(2) Галина Васильевна Клейменова,
ведущий библиотекарь МБОУ гимназии № 9
Заельцовского района г. Новосибирска

Современная школьная библиотека: новая жизнь, новые проблемы…

За последние 5-6 лет, наверное, ни одно структурное подразделение школы не изменилось так кардинально, как библиотеки. Из хранилищ старых, потрепанных книг и учебников они превратились в информационные центры школ, гимназий, лицеев. Если раньше гордостью и пределом мечтаний библиотекарей были видеомагнитофоны с десятком видеокассет и музыкальные центры, то сейчас нормой становятся АРМ пользователей с выходом в Интернет и копировально-множительная техника. А хозяином и смотрителем всего этого богатства является школьный библиотекарь.

В библиотеке гимназии № 9, в которой я работаю уже восьмой год, новая эра – эра модернизации и информатизации – началась с декабря 2004 года – с момента появления первого АРМ библиотекаря (компьютера и принтера). Началась новая жизнь и у меня – школьного библиотекаря. Чтобы быть всегда чуть-чуть впереди пользователей – потребителей информации, знать чуть-чуть больше, приходилось (да и сейчас приходится) постоянно учиться, совершенствоваться, приобретать новые знания и умения в сфере ИКТ и применять их на практике, в библиотечной работе.

Библиотека преобразилась и внешне – удобная мебель, 2 читальные зоны – одна для детей, другая – для ребят среднего и старшего звена и учителей, компьютерная зона. Происходит замена ветхого книжного фонда, приобретаются детские книжки, напечатанные на хорошей бумаге, с яркими иллюстрациями. И это очень важно, ведь библиотека и печатные книги – понятия пока еще неразрывные.

Стремительно ворвавшиеся в размеренную жизнь школьных библиотек электронные информационные ресурсы – электронные издания (учебно-наглядные пособия, хрестоматии по литературе, энциклопедии, интерактивные карты и т.п.), ЭБД, Интернет-ресурсы – предоставили библиотекарям неограниченные возможности справочно-информационного обслуживания пользователей. Если раньше частенько было сложно найти какую-то информацию, то теперь, наверное, сложно ее не найти.

Копировально-множительная техника (в нашей библиотеке 8 единиц такой техники – подсчитала для отчета и сама ахнула – так много!) значительно облегчает повседневную библиотечную работу: с оформлением выставок, копированием текста, сканированием картинок и фотографий отлично справляются принтеры (особенно нежно мною любимый цветной принтер), сканер, копир, только нажимай необходимые кнопки.

А как изменилась работа с читателями! Презентации, видеоряды делают массовые мероприятия зрелищными, запоминающимися. Книжные выставки, викторины, обзоры – при их подготовке и проведении тоже можно использовать ИКТ.

Не забываю я и о библиотечной программе АИБС МАРК-SQL. Продолжаю создавать электронный каталог. Наверное, как нам обещали, когда-нибудь электронные каталоги городских школьных библиотек соединятся в единую библиотечную сеть, и библиотечные фонды станут открытыми. Только вот не знаю, хотела бы я выдавать из фонда своей библиотеки печатные или электронные издания ученикам других школ? Наверное, нет. Хотя жизнь так быстро меняется, меняя и нас самих…

Можно ли говорить о том, что все проблемы школьных библиотек остались в прошлом, и впереди – светлое будущее? Конечно, нет. Уходят одни проблемы, вместо них появляются другие.

Почти все школьные библиотеки расположены в небольших помещениях (обычный школьный кабинет), поэтому ограничен размер компьютерной зоны – для нашей библиотеки три АРМ пользователей – это предел. Уже устарели компьютеры, когда-то казавшиеся чудом техники – два компьютера необходимо заменить, нужны и новые принтеры к ним.

Интернет становится самым востребованным источником информации, но глобальная сеть породила проблему информационной безопасности детей и подростков. Если в школьной библиотеке ученики ищут необходимую информацию в Интернете, именно школьный библиотекарь должен обеспечить ее безопасность для физического и психического здоровья пользователей. Для этого сам библиотекарь должен свободно ориентироваться в информационном пространстве Интернета, владеть навыками быстрого и безопасного поиска информации.

В нашей библиотеке существует правило – ученики с 1 по 7 класс выходят в Интернет только в сопровождении учителя или библиотекаря. Кроме того, создаются базы данных безопасных сайтов, все АРМ снабжены памятками по безопасному поиску информации, проводятся индивидуальные беседы с учащимися перед выходом в Интернет.

Наверное, всех библиотекарей волнует проблема «нечтения» ребят. Перестали дети и подростки читать – не по программе, за оценку – с этим все нормально, а для души.

Из толпы первоклассников, каждую перемену стоящих в очередь, чтобы взять или поменять книгу, к пятому классу остается 15-20 читающих ребятишек (на всю параллель!), а к 10-11 классу – 1-3 постоянных читателя. Мне кажется, что и электронные книги эту проблему не решат. Свой досуг современные дети и подростки проводят за компьютером – играют или общаются в социальных сетях. Чтение теперь скорее наказание для детей, чем любимое занятие.

«Не люблю читать!» – гордо заявляют девочки и мальчики, и сразу подсчитывают, сколько страниц в рассказе, пьесе или повести, которые нужно прочитать к следующему уроку литературы.

Говорят, что проблемы не надо решать, надо подниматься над ними. Поэтому, несмотря на все трудности своего бытия, школьные библиотеки живут – по-разному, но живут, и , надеюсь, будут жить, помогая и ученикам, и учителям в трудном деле народного образования.

Современная школьная библиотека – это место, где ученики и учителя могут и поработать, и провести неожиданно образовавшееся свободное время, полистав журналы или книги, и просто помечтать о наступившей весне и о долгожданном лете. В библиотеке должно быть светло, уютно и удобно всем. Если в школьной библиотеке всегда много ребятишек и взрослых, значит, эта библиотека жива, с ней все в порядке. Ведь недаром древние говорили, что библиотека – это аптека для души. Важно, чтобы мы, школьные библиотекари, помнили об этом.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела