Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(6) Ольга Константиновна Костина,

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории,

библиотекарь МБОУ СОШ № 94 Ленинского района
г. Новосибирска

Процесс информатизации школьной библиотеки. Взгляд изнутри

Я думаю, многие читатели согласятся со мной, что школьным библиотекам принадлежит особое место в библиотечном пространстве нашего города. Прежде всего, школьная библиотека является структурным подразделением школы, и ее работа направлена на помощь в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Во всем мире вот уже несколько лет идут процессы превращения библиотек школ в информационные центры, обеспечивающие потребности учителей и учащихся, в медиатеки, активно работающие со всеми видами информации как на традиционных, так и на нетрадиционных носителях, Активно в работе школьных библиотек используются Интернет-ресурсы.

То, что происходит в Ленинском районе г. Новосибирска в библиотеках образовательных учреждений, я приблизительно знаю, так как у нас в районе очень плодотворно работает методическое объединение школьных библиотекарей. Нами руководят Корешкова Надежда Александровна, методист методической службы Ленинского района, и Томилова Наталья Михайловна, председатель районного объединения библиотекарей образовательных учреждений, заведующая библиотекой МАОУ ИЭЛ (информационно-экономического лицея). Мы на своих заседаниях часто и откровенно обсуждаем проблемы, связанные с новыми требованиями к библиотекам, в связи и с глобальной информатизацией, и с переходом на новые образовательные стандарты. Это проблемы, которые беспокоят многих наших коллег – нехватка компьютеров в библиотеках, ограниченное количество копировальной техники, нет выхода в Интернет, а если и есть, то только через компьютер библиотекаря.

Особая роль школьной библиотеки и школьного библиотекаря в деле формирования информационной культуры подрастающего поколения определяется, как минимум, тремя факторами:

– наличием соответствующих информационных ресурсов, определяемых «Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения», включая ресурсы на разных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (СД-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

– профессиональной готовностью школьного библиотекаря к формированию информационной культуры учащихся;

– уровнем информатизации самой школьной библиотеки.

По поводу первого посыла – практически все школы находятся в одинаковом положении. Есть и книжный фонд, и фонд периодических изданий, есть в той или иной мере и фонд магнитных и цифровых носителей, все-таки во многих школах библиотеки подключены и к Интернету, и включены в локальные школьные сети.

К информатизации школьных библиотек многие заведующие библиотеками профессионально также подготовлены. Тому способствовали многочисленные курсы по формированию информационной культуры для работников школьных библиотек, как в районе, так и в городе.

Но для передачи знаний и умений учителям и учащимся необходимо в библиотеке иметь в наличии не только компьютер для библиотекаря, но и рабочее место для учителя и для учеников, в количестве хоты бы трех компьютеров, соединенных локальной сетью, имеющих выход в Интернет.

И именно этот факт стал некоторое время назад камнем преткновения в работе и в нашей школе. В городе можно по пальцам пересчитать школы, а точнее статусные образовательные учреждения, где в полной мере прошел процесс информатизации библиотеки. И не потому, что кто-то не уделяет этому должного внимания. Просто все еще «пока не до вас». Значит, нужно не сидеть и ждать, когда вспомнят о наших нуждах, а действовать самим.

В 2008 году был объявлен городской конкурс социально-значимых проектов среди образовательных учреждений города Новосибирска. Одной из задач конкурса являлось формирование условий для обновления и укрепления учебной и материально-технической базы образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность в области информационных технологий. Нельзя было упустить такой шанс – принять участие в конкурсе. Тем более что годом раньше был для меня успешный опыт работы над другим проектом – организация музея истории микрорайона «Телецентр» и истории школы № 94. Был выигран грант, закуплено музейное оборудование, и в ноябре 2008 года открыт музей «ВМЕСТЕ».

Участие в конкурсе по информатизации оказалось для меня также удачным. Среди 31 проекта в номинации «Информатизация образования», указанных в приказе Главного управления образования мэрии города Новосибирска о финансировании победителей конкурса социально-значимых проектов, был и наш проект «Проект по информатизации библиотеки МОУ СОШ №94». И только два проекта (наш и МОУ СОШ № 178 Дзержинского района) посвящены были развитию информатизации школьных библиотек.

Тогда, два с лишним года назад, даже и не верилось, что купленная на виртуальном аукционе техника, когда-то займет свое место в нашей библиотеке. Сегодня прошло уже достаточно времени, чтобы посмотреть на результаты того моего отчаянного поступка. «Отчаянного», потому что тогда я совершенно была уверена, что если не я, то кто?

Итак, на сегодняшний день, в библиотеке школы, кроме компьютера библиотекаря, работают два (оба подключены к сети Интернет и к локальной школьной сети) для учителей и учащихся, лазерный цветной принтер, черно-белый принтер-сканер. Кроме того, два ноутбука используются в работе заместителей директора, и еще один компьютер работает в школьном музее.

Как это сказалось на развитии информационной культуры учащихся в нашей школе? Какие это дало результаты? Конечно, за эти два года возрос пользовательский уровень ребят. И дома у многих теперь есть компьютеры, и умения явно выросли. Все чаще с поиском информации в Интернет заглядывают ученики 3-4 классов. Они умеют работать с ресурсами, а если им и нужна помощь, то только в качестве небольших подсказок. Статьи по разным предметным линиям, сообщения, проектная деятельность (с использованием энциклопедий, научно-популярных изданий, Интернет ресурсов), результатом которой становятся презентации, теперь для нас это норма в работе.

За это время выросло число участников школьной научно-практической конференции почти в три раза. А учащиеся, с которыми я готовила работы в разных городских конкурсных проектах, становились и дипломантами, и призерами, и победителями городской НПК (секция музеологии). Это, безусловно, те факты, которые радуют и придают силы. Не все так печально в нашем непростом библиотечном деле!

Я желаю всем работникам школьных библиотек здоровья, интересных идей, уверенности в своих силах! Буду рада вашим откликам на страницах «Интерактивного образования» или на мою почту bibl94@inbox.ru.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 415)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела