Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Ольга Геннадьевна Гиниятова,
заведующая библиотекой
МАОУ гимназии № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска

Из опыта работы библиотеки гимназии № 15 «Содружество»

Размышляя о современной библиотеке образовательного учреждения в условиях модернизации образования, о профессиональных компетентностях школьного библиотекаря, а их немало, безусловно, работая с детьми, библиотекарь должен обладать целым рядом умений и знаний. Особо хотелось бы отметить, что важным моментом в работе является способность к анализу собственной деятельности, умение критически мыслить, искать причины неудач в собственной работе. Библиотекарь также должен отличаться добропорядочностью поведения, уважать ребенка как личность.

Библиотекари наших школ обладают аналитическими, коммуникативными, организаторскими, проектировочными компетентностями. Но предстоит еще немало потрудиться над информационно-коммуникативными, именно они открывают новые возможности и перспективы в работе.

Не обойтись в современной библиотеке без автоматизированной информационно-библиотечной системы, использования ресурсов сети Internet, умения создавать и поддерживать сайт библиотеки или веб-страницу. Все перечисленные выше компетентности необходимо постоянно развивать и совершенствовать.

Библиотека нашей гимназии является информационным центром.

Основная задача библиотеки: оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Всеми видами работы в библиотеке охвачено 789 человек, в том числе учащиеся 1-11 классов, учителя и прочие читатели. Заведующая библиотекой оказывает методическую помощь классным руководителям в проведении тематических классных часов, бесед, родительских собраний.

Библиотека является непосредственным участником всех тематических недель, месячников, коллективных творческих дел, проводимых в гимназии: осуществляется подборка необходимой литературы, проводятся беседы, оформляют выставки книжных новинок. Так, например, в период Недели безопасности была проведена беседа «Современный транспорт – зона повышенной опасности». А в рамках декады «С Сибирью связанные судьбы» для учащихся 5-6 классов был проведен цикл бесед «Мой любимый город»:

– Новосибирск в историческом прошлом;

– Имена на карте города;

– Новосибирск театральный;

– Новосибирск современный;

– Дзержинский район;

– Интеллектуальная игра «Мой любимый Новосибирск» (6-е кл.).

Во время проведения Недели профориентации организовываются тематические беседы для учащихся 6-х классов и знакомство учащихся среднего звена с новой энциклопедией «В мире профессий». В библиотеке  оформляются тематические выставки «Школа… А дальше?».

В школьной библиотеке постоянно проходят встречи с новосибирскими писателями, художниками. Так, к 90-летию со дня рождения новосибирского сказочника, актера, художника Юрия Михайловича Магалифа и 50-летию со дня выхода книги «Приключения Жакони» прошли встречи с супругой Ю.М. Магалифа Тамарой Федоровной Магалиф. Представитель члена Союза писателей и Т.Ф. Магалиф провели встречи в 1А, 1Б, 2А, 2Б, 2В, 3А, 3Б, 3В, 4А классах.

Кроме того были организованы встречи с новосибирскими писателями: Георгием Николаевичем Семеновым, Анатолием Жамалиевичем Садыровым. Информация о данных встречах опубликовывается на школьном сайте.

Для ребят начальной школы библиотека проводила цикл бесед по этикету (1б, 1в, 1г, 2а, 2б, 2в), «Правовой теремок» (3а, 3б, 3в, 4а, 4б, 4в), для учащихся разработаны экологическое мероприятие «Берегите эту Землю», викторины, конкурсы рисунков и стихотворений по правилам дорожного движения среди учащихся начальной школы и 5-х классов, беседы по выбору профессии в 8а, 8б, 7в, литературный час «О страшной войне – стихотворной строкой» (5а,5б, 6а, 6б, 7б, 8а, 8б, 9а, 9б).

Школьная библиотека принимает активное участие в районных и городских конкурсах:

– в городском конкурсе книгочеев, посвященном 115-летию г. Новосибирска (были представлены стихи собственного сочинения Антропова Дениса, Гиниятова Артура);

– в районном фестивале детского творчества «Новосибирск юный», посвященном 115-летию г. Новосибирска (Андрюк Руслан, Антропов Денис, Гиниятов Артур);

– районной интеллектуальной игре, посвященной 115-летию г. Новосибирска (8А кл.).

Учащиеся гимназии принимали участие в районной интеллектуальной игре, посвященной 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Библиотека гимназии тесно сотрудничает с районной библиотекой им. Н.В. Гоголя. Учащиеся гимназии посещали клуб «Вдохновение», который проводил поэт Петр Иванович Зайцев с одаренными детьми.

Большую роль в проведении мероприятий, особенно в начальной школе, играет актив библиотеки. На занятиях актива ребята знакомятся с систематическим каталогом, библиографическими указателями, обрабатывают литературу, работают с книгой. Сами ребята проводят беседы, викторины, конкурсы.

Активом библиотеки были подготовлены беседы, викторины для учащихся младших классов. В течение учебного года уделялось большое внимание семейному чтению, в день семьи проводится беседа для родителей «Читающие дети – будущее мира!».

Современное библиотечное пространство должно изумлять и вдохновлять. Необходимы новые инновационные концепции оформления, дизайна и физического пространства библиотеки. Библиотека всегда была и должна быть привлекательным и комфортным местом для детей, чтобы забегая на переменах и проводя время после уроков, дети чувствовали себя как дома. Библиотекари хорошо знают многих учеников, они вырастают у них на глазах, и это создает доверительно-дружеские отношения, поэтому важно создавать в библиотеке позитивную среду.

Новая школа в реализации образовательных стандартов второго поколения потребует, безусловно, новой библиотеки. Хотелось бы сохранить и продолжить, то лучшее «взять с собой», что было наработано и создано. И, прежде всего, работу с книгой. Воспитание свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, готовой к созидательной и творческой деятельности, нравственному поведению через любовь и уважение к чтению и книге. Сохранить и продолжить традицию незабываемых встреч с интересными людьми: писателями, знаменитыми земляками. Продолжить приоритетные направления в работе по семейному чтению, традиционную работу с активом библиотеки.

Подводя итог, можно сказать следующее. Предстоит основательно потрудиться, чтобы создать современную, привлекательную библиотеку во всех аспектах функционирования.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела