Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Юлия Александровна Макарова,
учитель английского языка МБОУ СОШ № 57
Дзержинского района г. Новосибирска

Игровые методы текущего контроля на уроках английского языка в начальной школе

В общем виде контроль понимается как выявление отклонений фактических параметров деятельности объекта от нормативных как одна из ведущих функций управления. В процессе обучения контроль призван выполнять три взаимосвязанных функции – воспитательную, развивающую и образовательную. Однако успешная реализация этих функций возможна лишь при соблюдении педагогических требований к организации контроля за учебной деятельностью учащихся. Н.А. Сорокина выделяет следующие из них:

– Индивидуальный характер контроля;

– Систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах обучения;

– Разнообразие форм, обеспечивающее эффективное выполнение трех его функций;

– Всесторонность;

– Объективность;

– Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного предмета и индивидуальные качества учащихся;

– Единство требований учителей, осуществляющих контроль.

Соблюдение этих требовании диктует необходимость применения адекватных форм и методов контроля, а также четкого определения объекта контроля. В пределах эпистемологии, объект – это категория, выражающая нечто, существующее в реальной действительности (то есть независимо от сознания) – предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). В качестве объекта может выступать и сам субъект, в качестве субъекта выступает личность, социальная группа или всё общество. Каков же объект контроля в процессе обучения иностранному языку?

Возрастающая роль владения иностранным языком в современном обществе привела к тому, что основным подходом к обучению ему становится коммуникативный. В содержание обучения входят языковые, речевые, социокультурные знания, навыки, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения. Исходя из этого, объектом контроля должна стать коммуникативная компетенция обучаемых, то есть их умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением, письмом.

Анализ коммуникативной компетенции учащихся происходит в повседневной работе, при выполнении обычных упражнений, характерных для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, а также речевых упражнений, и осуществляется преимущественно в рамках текущего контроля. Он позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность. Однако текущий контроль на начальном этапе обучения имеет свои особенности, определяемые требованиями индивидуального характера и дифференцированного подхода, обозначенными выше. Вспомним основные особенности учебной деятельности учащихся начальной школы, значимые при изучении иностранного языка:

– Неполное владение мнемонической техникой, затрудняющее произвольность и осмысленность воспроизведения изученного материала;

– Слабое развитие самоконтроля;

– Меньший объем внимания и менее развитое умение распределять внимание (особенно ярко неумение распределить внимание проявляется во время написания диктантов, когда надо одновременно слушать, припоминать правила, применять их и писать);

– Ярко выраженный конкретно-образный характер мышления;

– Ведущий характер приобретает учебная деятельность, первичной формой которой служит ее коллективно-распределенное осуществление всем классом или отдельными его группами; затем, в процессе интериоризации начинает формироваться индивидуальная учебная деятельность.

Таким образом, осуществление текущего контроля на уроках английского языка в начальной школе требует подбора методов контроля, соответствующих возрастным особенностям учащихся, с одной стороны, и отвечающих педагогическим требованиям к организации контроля, с другой. Одним их них может стать игровой метод. Игра – вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Задача процесса – доставить участникам ряд переживаний и эмоций, дать процессы, в которых можно приобрести новый опыт через непосредственное практическое участие. У животных стремление играть наблюдается в ювенильном существовании и исчезает по мере взросления. Человек в этом отношении отличается от животных тем, что сохраняет игровое поведение долго после окончания ювенильного этапа развития. Кроме того, человеческие игры, в том числе и детские, являются культурно опосредованными. Согласно теории Гросса, игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. Это полностью соответствует требованиям коммуникативного подхода в обучении иностранному языку и позволяет создавать и моделировать ситуацию «реального» общения, которая, в свою очередь, дает возможность оценивания степени сформированности речевой компетентности учащихся.

Таким образом, игра может выступать как метод текущего контроля на уроках английского языка в начальной школе, поскольку:

  1. Является знакомым «полем деятельности» для младшего школьника (игра была ведущем видом деятельности в дошкольном возрасте);
  2. Позволяет создавать и моделировать ситуации реального общения, в которых речевая компетенция учащихся может быть оценена непосредственно;
  3. В процессе игровой деятельности младшие школьники не испытывают трудностей, обусловленных их возрастными особенностями;
  4. Все 3 функции контроля могут быть реализованы одновременно.

 

Рассмотрим возможности непосредственного применения игровых методов контроля на уроках английского языка в начальной школе.

1. Игра «Chinese whispers race» («Глухой телефон») – позволяет проконтролировать определенный набор лексических единиц, оценить фонематический слух и произносительную сторону речи учащихся, умения пользоваться аудированием.

Подготовка. Перед игрой устно повторите с учащимися те слова и выражения, знание которых вы намерены проконтролировать, например, по теме «Продукты» используйте вопросы типа «Do you like apples? Would you like some cheese?», используя карточки с картинками.

Проведение.

Разделите класс (группу) на 2 команды и постройте их в 2 линии.

Встаньте позади и попросите последнего ученика из каждой команды подойти к вам.

Шепотом произнесите слово/предложение с необходимой лексической единицей каждому из подошедших. Затем эти ученики также шепотом передают ваше сообщение по цепочке в своей команде. Вы в это время перемещаетесь к началу «цепочек».

Когда все учащиеся передали по цепочке слово/фразу, первый стоящий в цепочке поднимает руку. Дождитесь, когда обе команды будут готовы, и попросите первым назвать слово/фразу того, кто поднял руку первым. Если оно соответствует тому, что вы передавали, команда получает балл, в противном случае попросите первого стоящего из второй команды назвать их вариант. Если их вариант верен, балл достается им.

Примечание.

Если кто-то из учеников в процессе передачи произнес слово\фразу слишком громко, остановите игру и дайте другое слово/фразу.

Ведите подсчет баллов на доске.

Если количество учеников нечетное, передайте слово/фразу ученику А, он передает ее ученикам В и С, далее по предыдущей схеме.

После нескольких раундов поменяйте положение учеников в рядах.

2. Игра «Back to the board» – позволяет проконтролировать набор лексических единиц, конструкций по определенной лексической/грамматической теме, оценить умение пользоваться аудированием, чтением и невербальными средствами коммуникации.

Подготовка. Заранее подготовьте список слов/выражений для контроля. Убедитесь, что все они могут быть представлены невербально (мимика, жесты, звукоимитация).

Проведение.

Поставьте перед доской стул. Разделите группу на 2-3 команды.

Попросите ученика из первой команды сесть на стул (спиной к доске). Он не должен оборачиваться. Напишите на доске 3 слова/фразы из списка.

Оставшиеся члены 1-й команды должны изобразить понятие, обозначенной первым словом\фразой, без помощи слов. Когда сидящий на стуле ученик дает верный ответ, они могут переходить к следующему. На каждую попытку дается минута.

За каждое правильно угаданное слово команде начисляется балл. Затем наступает очередь команды 2, и так далее.

Примечание.

Ведите подсчет баллов на доске.

Убедитесь, что слова/фразы идентичны по сложности для всех команд.

Продолжайте игру до тех пор, пока каждый ученик не побывает на месте угадывающего.

Как вариант, позвольте всем командам объяснять слово одновременно.

3. Игра «Simon says» – позволяет проконтролировать знание определенного набора лексических единиц практически по любой теме, (например, «Части тела», а также использования повелительного наклонения.

Проведение

Попросите всех учащихся встать. Актуализируйте/введите слово touch. Попрактикуйтесь в использовании просьб-команд, например, touch your ear, touch your nose, etc.

Объясните, что ученики должны выполнять команду, только если ей предшествует фраза «Simon says».

Давайте ученикам команды, некоторые с использованием ключевой фразы, некоторые без. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Последний оставшийся игрок объявляется победителем.

Примечание. Для продвинутых групп можно использовать лексические единицы, которые можно представить невербально, например, drive a car, be a monkey, read a book, eat a pizza, etc.

4. Игра «Disappearing elephant» – позволяет проконтролировать знание набора лексических единиц, знание учащимися названий букв и их графического облика, умение произносить и записывать слова по буквам.

Подготовка. Подготовьте список слов для контроля и добавьте в него ранее изученные лексические единицы.

Проведение.

Нарисуйте на доске слона.

Выберите слово из списка. На доске начертите столько горизонтальных линий (или квадратов), сколько букв в слове. Попросите учащегося назвать букву. Если такая буква есть в слове, напишите ее в соответствующем месте, если нет – выпишите ее отдельно и сотрите одну часть слона (начните с хобота, затем глаз, рот, ухо, голова и т.д.).

Затем наступает очередь следующего ученика называть букву, при этом приветствуйте желание учащихся назвать букву вне очереди (выкрикивать буквы и слово нельзя).

Если слово не разгадано к тому моменту, когда все части слона стерты, напишите слово сами, повторите его с учащимися в разных конструкциях, и начните игру заново со следующим словом из списка.

Примечание. Вместо слов вы можете использовать предложения определенного типа, например вопросы типа What time is it? Напишите на доске первое слово, вместо остальных начертите линии. Игра проводится так же, как при обычном варианте, но вместо букв учащиеся называют слова.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 320)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела