Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Ирина Михайловна Дмитриева,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории;

Ольга Николаевна Игнатенко,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 94 Ленинского района г. Новосибирска

Формирование универсальных учебных действий средствами предмета «Окружающий мир»

На учебное дело в России может быть установлен

совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу,

в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе,

ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе,

и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире.

П. Я. Чаадаев

 

Во-первых, необходимо обеспечить условия для освоения детьми общеучебных и коммуникативных УУД, в т.ч. умений работать с разными информационными источниками, позволяющими школьнику успешно войти в любую другую образовательную среду.

Во- вторых, следует обеспечить возможности для осуществления младшими школьниками осознанных выборов (заданий, способов деятельности), участие в диалогических ситуациях, умение принимать решение  и нести за него ответственность, т.е. для развития потенциала личности младших школьников.

Непосредственно опорой в разработке темы явились следующие идеи Выготского Л. С., Давыдова В.В., Эльконина Б.Д., Занкова Л.В.

1 идея: «Образование, состоящее из обучения и воспитания человека, призвано, прежде всего, развивать его личность. Обучение ребёнка должно вести за собой его развитие- только в этом случае его можно признать хорошим». (Выготский Л.С.). Развитие детей понимается не как развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображения, а как общее развитие личности. Под базовыми функциями личности подразумевают: ответственность (избирательность), самореализация, рефлексивность (смыслопоисковая). Для развития базовых функций личности необходима организация учебного процесса, основанного на знании и учёте закономерностей жизни растущей и развивающейся личности. Организация такого обучения предполагает наличие профессиональной ориентации.

2 идея: обучение и воспитание предполагают совместную деятельность учащихся в процессе усвоения ими многообразных духовных ценностей; учащийся является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса.

Важнейшим качеством готовности учащегося к жизнедеятельности в обществе является его умение осуществлять непрерывное самообразование. В этой связи необходимо, чтобы у учащихся были сформированы общеучебные умения и навыки (учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные), которые позволили бы самостоятельно добывать необходимые знания в различных областях на протяжении всей жизни.

3 идея: подлинное обучение и воспитание осуществляется путём сотрудничества взрослых и детей. Предполагает преобразование позиций педагога и позиций учащегося в личностноравные в позиции сотрудничающихся людей.

Сказанное выше позволило поставить цель: создание условий для достижения нового качества начального образования посредством создания устойчивого интереса к знаниям и потребностям в умственном труде, что по-нашему мнению, обеспечивает УМК «Перспективная начальная школа».

Разработчиками стандартов второго поколения отмечено значение предмета «Окружающий мир» и его роль в формировании различных «практикоориентированных знаний и умений». Мы провели оценку УМК «Перспективная начальная школа» с точки зрения возможностей формирования УУД.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» определены ФГОС НОШО представлены в учебниках двумя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество» (содержание блока «Правила безопасной жизни» раскрывается в учебниках по мере изучения двух первых). Сравнительно новым содержательным компонентом ФГОС НОШО являются личностные и универсальные (метапредметные) учебные действия.

Так, например, формирование предметных, личностных и универсальных (метапредметных) способов действий по ОСНОВНОЙ содержательной линии «Человек и природа» представлено заданиями, основная цель которых:

 

Задания

УУД

1.

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Познавательные: информационные, логические.

2.

Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

Познавательные: логические, общеучебные.

3.

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;

Познавательные: логические.

Регулятивные: прогнозирование, оценка.

4.

Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарий) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации.

Познавательные: информационные. Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

5.

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.

Познавательные: информационные. Регулятивные: целеполагание, планирование.

6.

Использовать готовые модели                     (условные знаки, глобус, план, план-карта, карта) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

Познавательные: знаково-символические, информационные.

7.

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение).

Познавательные: логические. Личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

8.

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту).

Познавательные: логические. Личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

9.

Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать помощь при несложных несчастных случаях.

Познавательные: общеучебные, логические.

Личностные нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные: инициативное сотрудничество, взаимодействие.

 

ОСНОВНАЯ содержательная линия «Человек и общество»

 

1.

Работать с картой: находить и показывать на карте РФ, Москву- столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города Золотого кольца, сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией.

Познавательные: знаково-символические, информационные. Личностные: самоопределение.

2.

Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов «Золотого Кольца», своего края.

Познавательные: знаково-символические, информационные. Личностные: самоопределение.

3.

Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносит изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени».

Личностные: самоопределение. Познавательные: общеучебные. Регулятивные: оценка.

4.

Используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.

Познавательные: информационные. Личностные: самоопределение.

5.

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).

Коммуникативные: взаимодействие. Личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: оценка.

6.

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Коммуникативные: взаимодействие, Личностные: нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: планирование.

7.

Воспитывать пиетет (дружеские отношения) к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей.

Личностные: нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные: взаимодействие. Регулятивные: планирование.

8.

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, взаимодействие. Регулятивные: планирование, коррекция. Личностные: самоопределение.

Авторы предлагают различное тематическое содержание курсов и различные подходы «к созданию окружающей картины мира в восприятии ребёнка» (в том числе, и коммуникативно-деятельностный подход). Учебники и рабочие тетради содержат интересные системы заданий и вопросов, способствующих развитию мышления младшего школьника.

На наш взгляд, содержательная линия «Человек и природа» в большей степени позволила сформировать познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Хотелось бы увидеть в содержательной линии «Человек и общество» – личностные и коммуникативные универсальные учебные действия. Между тем, одним из самых важных регулятивных универсальных учебных действий младшего школьного возраста является «умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности». Известно, что большую роль в формировании саморегуляции ученика играют речевые средства, в частности, регулирующая речь. В настоящее время уровень развития коммуникативной компетенции младшего школьника далёк от желаемого. Предложить разработчикам нового проекта ФГОС обратить внимание на коммуникативные универсальные учебные действия.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 33)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела