Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Наталья Николаевна Гончарова,
воспитатель логопедической группы
МБДОУ № 388 «Малышка» Калининского района г. Новосибирска

Дай потрогать, и я не забуду этого никогда

Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.

Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают

удивляться многочисленным чудесам живой жизни.

А. Эйнштейн

 

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии, и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество. Малыш стремится понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни.

С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к поиску и экспериментированию, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать). Я думаю, что если использовать наряду с другими приемами, методами и средствами поисково-исследовательский, то становление ребенка как самостоятельной, инициативной личности будет проходить успешнее. Во время опытов идёт речевое сопровождение детей, выдвигаются гипотезы и догадки, дети пытаются предугадать результаты. Как следствие, развивается речь, дети учатся выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Так, в процессе поисково-исследовательской деятельности дети учатся:

– видеть и выделять проблему;

– принимать и ставить цель;

– анализировать, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять, предполагать, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, экспериментировать;

– рассуждать, делать выводы и умозаключения;

– фиксировать результаты своих действий.

Доминирование исследовательского метода в обучении не исключает иных методов и приемов, оно предполагает лишь его преобладание.     Для того чтобы качественно проводить экспериментирование, необходимо правильно подобрать материал и оборудование. Поэтому в группе создан уголок экспериментирования, в котором есть всё необходимое: микроскоп, магниты, увеличительные стёкла, магниты, природный материал, различные ёмкости, песочные часы и др.

Группа, в которой я работаю, логопедическая. Поэтому занятия познавательного цикла соответствуют тематическому материалу, предложенному нам логопедом. И обязательно работа по плану, где в тематической, конструктивной, изобразительной, речевой деятельности развиваю познавательную инициативу ребенка.

Для достижения результатов я применяю следующие формы работы: опыты в исследовательском уголке, «Путешествие по реке времени», осуществление исследовательских проектов, коллекционирование, наблюдения, эксперименты в живой и неживой природе, развивающие игры. Знакомство с новым строю таким образом, чтобы дети закрепили старые знания и получили новые, применяя исследовательские методы обучения в детском саду.

Результаты диагностики на момент поступления детей в группу показали (2009-2010 учебный год, старшая группа), что 80% детей имеют (условно) низкий интерес к поисково-исследовательской деятельности. К концу обучения в подготовительной группе результаты диагностики показали, что, применяя в работе методы исследовательского обучения, я получила более высокий (условный) результат.

У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Улучшилась речь детей (она понятна окружающим). Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

Я хочу поделиться одним из множества впечатлений в процессе поисково-познавательной деятельности. На занятии в подготовительной группе «Для чего нужен язык?» путём исследовательской деятельности мы с детьми выяснили, что этот орган выполняет много разных функций: воспринимает вкусы, участвует в пережёвывании пищи и в образовании речи. Они попробовали все эти действия проделать без его помощи и пришли к выводу о важности языка для организма человека, а также закрепили правила ухода за ротовой полостью, которые выполняют сами и рекомендуют сверстникам и взрослым.

Исследовательский проект «Что такое микробы» помог дать детям простейшие представления о том, что такое микроорганизмы, познакомил детей с простыми способами борьбы с болезнетворными микробами, позволил сформировать у детей культурно-гигиенические навыки, как залог здоровья каждого человека. Опыты всегда вызывают живой интерес у детей, они сразу же хотят их повторить. Таким образом, дети знакомятся с различными свойствами веществ, получают элементарные знания о свойствах и явлениях различных предметов и явлений.

Поддержку и помощь в развитии детского экспериментирования оказали родители наших воспитанников. Они помогают нам в поиске интересных и доступных материалов для проведения опытов. Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание, поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников: проводим «Вечера вопросов и ответов», «Мастер-классы», организуем тематические фотовыставки. Темами заседаний «Круглого стола» стали: «Способы получения ребёнком знаний», «Воспитание любознательности средствами природы», «Лечим простуду народными средствами». На таких мероприятиях родители обмениваются своим опытом, выработанным путём экспериментирования, проб и ошибок.

Результаты анкетирования родителей на начало учебного года показали, что 73% родителей знают, какими предметами и материалами любят экспериментировать дети, называют их. Часто продолжают исследование дома, принимают участие в них. Родители отмечают, что дети стали более открытыми, самостоятельными. Дети могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. Мне удалось приобрести в лице родителей заинтересованных, понимающих партнеров.

Мой опыт позволяет сделать вывод, что в процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения. Было бы трудно найти лучший способ воспитания, чем тот, который уже был найден опытом стольких веков; он может быть вкратце определен как гимнастические упражнения для тела и музыка для души. Ребёнок получает возможность применить полученные знания из разных областей на практике, ощутить уверенность в себе, почувствовать вкус к исследовательской деятельности, развить самостоятельность.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела