Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Елена Николаевна Виноградова,
музыкальный руководитель;
Надежда Валерьевна Лобарева,
воспитатель;
Олеся Игоревна Донская,
воспитатель
МБДОУ № 388 Малышка» Калининского района г. Новосибирска

Проект «Песок, музыка, вода – вот полезная игра»

Истоки способностей и дарований

детей  – на кончиках их пальцев.

В.А. Сухомлинский

Целью данного проекта является раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации в современных условиях. Данный проект необходим педагогу, детям, родителям. Предлагает уникальный способ снятия внутреннего напряжения, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития, дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному Я.

Постановка проблемы. Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазий и реальности. Личность каждого ребенка уникальна. Создание условий «Песок – вода» – одна из тех техник, которая позволяет раскрыть эти способности.

Песок – символ бессознательного, символ принимающего (напоминает маму). Это материнский символ. Демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать, успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды.

Вода (оксид водорода) – прозрачная жидкость, не имеющая цвета (в малом объёме), запаха и вкуса. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Вода издает различные звуки, включая капель, приятное журчание, успокаивающий шум ручья или прибоя, могучий грохот прилива и штормовых волн. «Любая вода символизирует Великую Мать и ассоциируется с рождением, женским началом, вселенским чревом, первичной материей, водами плодородия и обновления, а также с основой жизни». В работе с детьми часто используют воду, это позволяет развивать у них казуальность (и, соответственно, мышление). Вода всегда оживляет что-то.

Музыка вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.

Проанализировав данные статистики по-нашему ДОУ, становится очевидным, что методика «песок – вода» мало используется на занятиях воспитателями.

Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью работать в условиях развития. Многие педагоги осознают современные общественные тенденции и нуждаются в новых программах и технологиях. Однако многие всё же придерживаются традиционных форм и методов работы, используя прежний стиль взаимодействия с детьми.

Мы провели анкетирование родителей, дети которых посещают наш детский сад. Результаты показали, что 89% родителей не знают о понятии «песочная терапия», 11% имеют представление. Все опрошенные родители выступили с пожеланиями использования данной методики на занятиях с детьми.

Анкеты, составленные для педагогов, выявили, что 79% готовы следовать за новыми нетрадиционными формами и методами работы на занятиях с детьми. 21% педагогов изъявили желание продолжать работу по старым наработанным методикам.

Для успешного внедрения новых методик на занятиях с детьми педагогу необходимы такие условия, как:

– мотивационная готовность педагога;

– информированность в данном направлении;

– коммуникативность в отношениях с родителями;

– материальная база.

Данный проект обеспечит рост творческой активности педагога и детей, создаст благоприятную эмоциональную и творческую атмосферу между родителями и педагогами, обеспечивает поиск новых форм работы с детьми, совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей, а значит и успех всего ДОУ.

Цель: раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Задачи:

– разработка и внедрение данной методики в работу ДОУ;

– развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений;

– развитие фантазии, творчества, воображения;

– стабилизация положительного эмоционального фона;

– коррекция психических процессов и развитие связной речи.

Стратегия достижения поставленных целей и задач

 

Подготовительный этап

Вид деятельности

Срок

Ответственный

Ресурсы

Создание творческой группы, планирование работы.

 

Сентябрь

Лобарева Н.В.

Донская О.И.

Виноградова Е.Н.

Полякова Н.Е.

Конькова Н.В.

Расходные материалы (канцтовары),

компьютер,

уголок «Песок-вода»,

водонепроницаемый ящик голубого цвета, наполненный песком.

Проведение диагностических мероприятий педагогов ДОУ и родителей.

 

Сентябрь -май

 

Творческая группа

Расходные материалы (канцтовары).

 

Изучение методической литературы, посещение курсов, семинаров и т.д.

 

Сентябрь – май

 

Творческая группа

Библиотека, интернет, методическая литература.

 

 

Основной этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Изучение методических материалов, разработка детских проектов.

 

 

ДОУ

 

 

Сентябрь-май

 

Лобарева Н.В.

Донская О.И.

Виноградова Е.Н.

Полякова Н.Е.

Конькова Н.В.

Анкетирование и тестирование педагогов и родителей.

 

ДОУ

 

Сентябрь

 

Творческая группа, воспитатели

Организация семинаров, консультаций и тренингов по теме: «Песочная терапия»

 

ДОУ

 

В течение года

 

Старший воспитатель, творческая группа

Организовать работу «Школа песка и воды», «Клуба молодых родителей».

 

 

ДОУ

 

В течение года

 

Старший воспитатель, творческая группа

Разработать и провести «Музыкальную гостиную» для педагогов «Музыка песка и воды»

 

ДОУ

 

В течение года

 

Музыкальный руководитель

Обученить педагогов в вузах, на курсах, семинарах, педсоветах и т.д.

 

Образовательные учреждения города, ДОУ.

 

Систематически

 

Старший воспитатель, воспитатели

Провести тренинги, релаксации, этюды, открытые мероприятия и т.д. среди педагогов.

 

 

ДОУ

 

Систематически

 

Творческая группа, психолог

Обмен опытом между воспитателями, другими ДОУ

 

ДОУ, ДОУ района

 

В течение года

 

Старший воспитатель, творческая группа

Творческий отчёт «Мои находки» (педагоги и дети)

 

ДОУ

 

Май

 

Творческая группа, педагоги

Заключительный этап

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Провести диагностические мероприятия детей  и родителей.

 

ДОУ

 

Май

 

Творческая группа

Участвовать в конкурсах ДОУ «Лучшая постройка из песка», «Рисунок на песке», дидактические игры «Песок - вода», «Музыкальное настроение»

 

 

 

ДОУ

 

 

В течение года

 

 

Творческая группа

Провести «Неделю открытых дверей для родителей»

 

ДОУ

 

Апрель

 

Творческая группа, педагоги

Создать учебно-методический фильм «Песочная феерия»

 

ДОУ

 

Май

 

 

Творческая группа, педагоги

Провести «Круглый стол» «Калейдоскоп»

 

ДОУ

 

Май

 

Старший воспитатель, творческая группа, воспитатели

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

– Должен повыситься интерес педагогов к внедрению инноваций, и должна появиться удовлетворённость качеством своего труда.

– По итогам работы «Школы молодых родителей» и «Школы песка и воды» дети, родители и воспитатели должны получить дополнительные знания, практический опыт работы.

– Повысится мотивационная сфера, раскроется творческий потенциал и воображение детей, родителей и педагогов.

– Улучшится эмоциональное состояние детей, родителей и педагогов.

– Повысится образовательный уровень педагогов.

– Повысится уровень развития мелкой моторики и развития речи, эффективнее будет усвоение программы детьми.

– Проведение «Недели открытых дверей» повысит статус ДОУ в глазах родителей, увеличит степень их участия в жизни ДОУ.

Оценка эффективности проекта

Оценка может быть произведена по завершению проекта. Качественный анализ раскрытия индивидуальности каждого ребенка, разрешения его психологических затруднений, развитие способности осознавать свои желания и возможность их реализации будет проводиться регулярно путём анкетирования, тестирования и бесед с педагогами.

Будет создан учебно-методический фильм «Песочная феерия», пройдёт круглый стол «Калейдоскоп» и творческий отчёт «Мои находки», разработаны детские проекты, что поможет оценить эффективность проводимых мероприятий.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 20)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела