Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(3) Наталия Витальевна Сунцова,
руководитель музея МБОУ «Аэрокосмический лицей
им. Ю.В.Кондратюка» г. Новосибирска

Мониторинг качества деятельности музея

Музейная деятельность имеет свою давнюю историю. Она строго регламентирована, традиционна и призвана хранить память нашего народа. Прежде чем говорить о мониторинге деятельности музея, вспомним о трех его основных функциях: социальной, научно-исследовательской и культурно-просветительской. Некоторые источники определяют еще две дополнительные функции: хранительскую (охранную) и коммуникативную.

Существуют различные направления мониторинга деятельности музея. В основном, это касается государственных музеев, где идет разделение на определение социальной эффективности музея (охват услугами населения, число выставок, экскурсий, проведенные мероприятия) и производственной эффективности музея (численные показатели на 1 кв. мной площади и 1 специалиста музея).

Определением эффективности качества работы нашего музея авиации и космонавтики мы начали заниматься с 2005 года, когда впервые команда нашего лицея участвовала в Международных общественно-научных чтениях, посвященных памяти Ю.А. Гагарина. Именно там, на заседании секции «Музеи космонавтики: опыт, проблемы, перспективы» рассматривались формы и методы оценки деятельности музея.

Задачей музейного мониторинга на тот момент было определение интереса посетителей нашего музея к экспозициям и экскурсии. Тогда нами была составлена анкета, в которой главными вопросами были:

– Что больше всего Вам понравилось в музее?

– Что бы Вы хотели увидеть в нашем музее?

– О чем Вы хотели бы узнать во время экскурсии по нашему музею?

Во время экскурсии всегда находился представитель Совета музея, который фиксировал возраст посетителей, вопросы, которые они задают, интерес к экспонатам, продолжительность экскурсии. Эти данные позволили нам скорректировать деятельность Совета музея на работу по изготовлению действующих моделей и макетов, написание текстов экскурсий для разного возраста учащихся и взрослых посетителей, а также определить оптимальное время их проведения.

Следующим этапом мониторинга качества работы музея было определение элементарных знаний по истории космонавтики среди школьников города и нашего лицея. Анкета с обработанными данными по городу Королеву Московской области была взята у космонавта отряда космонавтов РКК «Энергия» Сергея Ревина. Таким образом, мы могли проследить, насколько эффективна работа музея в образовательном направлении. Результат работы обрадовал: знания и интерес к истории космонавтики у учащихся нашего лицея оказался значительно выше, чем у учащихся школ подмосковного Королева, не говоря уже об учащихся школ города Новосибирска. Это помогло нам разработать программу аэрокосмического образования для учащихся начальной школы. Программа создавалась с учетом знаний, которые получали ребята на уроках «Окружающий мир». Так постепенно мы пришли к той форме мониторинга качества работы музея, которая существует на сегодняшний день.

К настоящему моменту мы поняли, что анализировать работу музея можно исходя из его функций и направлений деятельности. Рассмотрим это на примере мониторинга качества работы нашего музея.

Научно-исследовательская функция. Большое значение в работе музея имеет исследовательская работа. Она позволяет обновлять экспозиции, материалы экскурсий и создавать новый современный музейный продукт. Результат научно-исследовательской и поисковой работы Актива музея можно видеть в экспозициях нашего музея в качестве новых экспонатов. Ребята-исследователи становятся экскурсоводами. Музейщики представляют свои исследования на конференциях различных уровней (от лицейского до международного), конкурсах и фестивалях.

Социальная функция. Многие исследователи к социальной функции относят и научно-исследовательскую работу, и образование и воспитание, и организацию досуга, и участие в различных социально-значимых проектах. Действительно, трудно четко разделить все эти функции в музейной деятельности вообще, а в деятельности школьных музеев особенно. Мы в данном вопросе решили выделить социально-значимые проекты, досуговую и общественно-значимую деятельность.

Деятельность современного музея не ограничивается происходящим в его стенах. Мы является свидетелями того, как активно музей «внедряется» в жизнь общества, предлагая события, способные заинтересовать самые широкие слои населения, дающие возможность каждому человеку принять в них живое участие. Осознать свой творческий потенциал и реализовать его могут помочь инновационные формы музейной работы. Музей в большей степени, способен инициировать активные формы деятельности. Такой формой являются общественно-значимые проекты.

Подготовка и проведение проекта предусматривает этап рефлексии, изучающий результативность и уровень значимости данного проекта.

К вопросу о целевой аудитории. Нам кажется важным посмотреть целевую аудиторию нашего музея.

Такие графики помогают отследить интерес и востребованность услуг нашего музея у различных групп целевой аудитории.

Главной задачей музейной социологии является определение эффективности музейной деятельности путем изучения воздействия музейной экспозиции и различных форм культурно-образовательной работы на разные категории посетителей. При этом анализируются такие аспекты экспозиции, как предметность, наглядность, доступность, последовательность, образность, эмоциональное воздействие в целом. На основе результатов подобного анализа разрабатываются конкретные рекомендации по подготовке экспозиций и определяются наиболее эффективные формы выражения их содержания.

Как упоминалось выше, мы проводили анкетирование среди своих посетителей. Это были анкеты с ответами на вопросы и рисунки наиболее понравившихся экспонатов.

Учащиеся работают в Совете музея, как правило, не один год: ведут исследования, занимаются поиском, конструированием и моделированием. А это говорит о том, что музейная деятельность становится сферой интересов учащихся, их досугом. В данном случае мы можем говорить о досуговой функции музея.

Культурно-просветительская функция. Одной из важных функций музея является образовательная и воспитательная. В арсенале музея такие формы работы, как: классные часы, экскурсии, видеолектории, космические уроки, соревнования, интеллектуальные игры, образовательный туризм.

Музей активно занимается разработкой космических уроков как на русском, так и на английском языках. В настоящее время создано 7 космических уроков и три CD-диска:

– «Виртуальные экскурсии по Байконуру»;

– «Энциклопедия. Жизнь замечательных конструкторов»;

– «Энциклопедия. Они были первыми».

Результатом активной просветительской работы стало создание отряда «Юный гагаринец» на базе 4 класса школы № 136.

Образовательной и просветительской деятельностью занимаются и руководители музея, выступая на различных семинарах, конференциях, проводя мастер-классы, участвуя в конкурсах и публикуя свои материалы различных средствах массовой информации.

Музей продолжает работу в направлении организации образовательного туризма по местам, связанным с историей космонавтики. Руководителями музея были организованы поездки:

2007-2008 учебный год

– в Крымскую обсерваторию;

– в Центр дальней космической связи –г. Севастополь (лето 2007);

– на космодром Байконур (июль 2008);

– в Пулковскую обсерваторию (лето 2008).

2008-2009 учебный год

– в Дом-музей Г.С.Титова (ноябрь 2008);

– на космодром Байконур (июнь 2009).

2009-2010учебный год

– Москва – Петербург (ноябрь 2009);

– Омск – (ноябрь 2009);

– на космодром Байконур (июнь 2010);

– Москва – Петербург (ноябрь 2009);

– Омск – (ноябрь 2009);

– на космодром Байконур (июнь 2010).

Хранительская (охранная) функция. Эта функция связана с хранением музейных предметов, их описанием и учетом. Учет поступления ведется в специальных книгах, а в диаграмме можно наглядно увидеть динамику поступления экспонатов в фонд музея.

На основании этих данных заполняются основные таблицы по эффективности работы музея, опубликованные в «Положении о школьных музеях». Такая форма мониторинга позволяет отследить деятельность музея по всем направлениям.

Итак, строго организованный мониторинг качества музейной деятельности, являясь составляющей общелицейского системного мониторинга качества образования, позволяет планировать, проводить и изучать результаты деятельности в рамках единого образовательного пространства.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 50)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела