Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(6) Ольга Константиновна Костина,

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории,

библиотекарь МБОУ СОШ № 94 Ленинского района
г. Новосибирска

Совместная деятельность школьного музея и школьной библиотеки

Школьная библиотека и школьный музей – два подразделения в общеобразовательном учреждении, которые напрямую не связаны с процессом обучения, но являются помощниками в учебно-воспитательном процессе. Деятельность обоих подразделений направлена, прежде всего, на развитие и воспитание разносторонней личности. И это было всегда, и в советские времена, и в эпоху реформирования школьного образования, и, наверно, многие со мной согласятся, сыграет особую роль при внедрении школы ФГОС.

Так сложилось в нашей школе, что я являюсь и школьным библиотекарем, и руковожу школьным музеем «ВМЕСТЕ» (это музей истории микрорайона «Телецентр» и истории школы № 94). Такая «совместная работа» в моем лице ведется уже третий год, и мне кажется, что уже можно подвести кое-какие итоги.

Современная школьная библиотека – это не только хранилище художественной, научно-публицистической, энциклопедической и учебной литературы. Это и компьютеризированные места для работы читателей (учеников и учителей) с выходом в Интернет, и наличие оргтехники для разнообразных целей. Все это имеется в нашей библиотеке.

Конечно, имея в наличии такой потенциал, я, как руководитель школьного музея, не могу им не воспользоваться. Поэтому технически вся наша с Советом музея работа проходит очень быстро и плодотворно. Это и оформление документации музея, и написание методических разработок, и создание презентаций к беседам и экскурсиям, проводимым членами Совета музея, и работы по подготовке к научно-практическим конференциям разного уровня (школьным, районным, городским).

Приведу несколько примеров.

В 2008 году ученики Макаров Никита и Благодарова Кристина (оба члены Совета музея в то время) решили написать работу по истории герба города Новосибирска. Работа была инициирована мной. Я рассказала ребятам об одном диске из фонда нашего музея, который мы привезли из краеведческого музея города Томска, когда ездили туда на Шатиловские чтения по приглашению директора музея «Следственная тюрьма НКВД» Ханевича Василия Антоновича. Дело в том, что у нас в школе есть еще один уникальный музей, который был создан раньше музея «ВМЕСТЕ» на несколько лет. Это музей Памяти жертв политических репрессий. И мы с руководителем этого музея Шадриной Вероникой Викторовной тесно работали над его реорганизацией, над пополнением экспонатов, и вышли, тогда еще виртуально, на томичей. С тех пор завязалась дружба между нашими музеями.

На этом диске была собрана очень интересная информация о городах Томской губернии, в том числе и о Новониколаевске. И там была фотография первой печати города Новониколаевска, еще даже не герба. А когда накануне мы все готовились к 115 дню рождения города и пытались найти в том числе и эту информацию, то нигде, ни в современных энциклопедиях, ни в Интернете, мы не нашли изображения, только описание. Так вот, ребят эта тема увлекла. Они засели за литературу, что есть у нас в библиотеке. Материал собирался по крупицам. Они нашли все последующие гербы города Новониколаевска – Новосибирска, используя иллюстрации из нескольких книг о нашем городе (я уверена, что во многих библиотеках образовательных учреждений есть подобная литература), затем все отсканировали, собрали в логическую цепочку и получился эксклюзивный материал, которого нет ни в одной энциклопедии о городе! С этой работой учащиеся успешно выступили на районной конференции. Это был наш первый опыт работы в научно-практической конференции.

2009 год. Наша школа находится на территории квартала, образующегося пересечением улицы имени К.С. Станиславского и улицы имени Г.С. Титова. Такие знаковые для российской культуры и науки имена! А так как наш музей не только музей истории школы, но и микрорайона, на котором она расположена, то нам хотелось подробнее изучить историю этих улиц, историю застройки, историю названия. Ведь это центральные улицы Ленинского района! Так возникла тема проекта «История улицы – этапы городского строительства. История застройки улицы им. К.С. Станиславского». Взялась за это исследование Благодарова Кристина, теперь уже учащаяся 11 класса. И опять работа над музейной тематикой привела, конечно, в библиотеку. Замечательные энциклопедии под редакцией В. Шумилова об истории строительства и развития Новосибирска и Левобережья, которые были распространены по школьным библиотекам города, помогли нам и в этой работе с Кристиной. Материала надо было просмотреть огромное количество и выбрать то, что как-то касалось именно периода застройки улицы Станиславского. Порой Кристина говорила, что она уже во всем запуталась и уже ничего не понимает, когда, что и где строилось. Тогда мы с ней составили план улицы и разобрали все по десятилетиям. Она прошла по улице от ее начала, площади Труда, до завершения – Станиславского жилмассива, и сфотографировала необходимые к презентации объекты, жилые дома, памятные места, площадь им. Станиславского. В результате получилась еще одна интереснейшая работа. С этим проектом Кристина Благодарова выступила на Городской научно-практической конференции «НОУ «Сибирь» в секции «Музеология» и стала Лауреатом.

А в 2010-2011 учебном году ученица 9а класса Василькова Дарья изучила историю улицы имени Германа Степановича Титова. И как кстати! Все мы помним, что этот год – год 50-летия полета Ю.А. Гагарина в космос. О первом космонавте Земли Ю.А. Гагарине Дарья сделала проект в прошлом году. В нашем музее есть коллекция открыток 70-х годов с фотографиями Юрия Гагарина. И когда Дарья занималась описанием этой коллекции (ей как члену Совета музея было дано такое задание), она задала себе вопрос: «Такие хорошие, добрые фотографии. А каким человеком был Юрий Алексеевич Гагарин?». Вопрос поставлен, надо найти ответ. Началась работа, конечно, с исследования информации из книг библиотечного фонда. То, что есть в изданиях советского периода (70-80-х годов), не найдешь в Интернете. С этой работой Даша познакомила учащихся нашей школы и даже провела небольшое исследование о том, что знают современные дети о первом космонавте Земли.

Естественно, что надо было продолжить тему космоса, тем более что улица имени Титова – это еще одна наша родная улица. Опять же в школьном музее есть экспонаты из Государственного музея имени Германа Степановича Титова в селе Полковниково, привезенные из алтайской экспедиции летом 2009 года, когда мы, руководители школьных музеев, ездили на Алтай на юбилейные Шукшинские чтения. Загадок и в этой поисковой работе пришлось нам отгадать немало. Например, правда ли, что Герман Титов, уроженец Алтая, учился в Новосибирске? Конечно, здесь книги нам мало в чем помогли, но вот Интернет-ресурсы в этом проекте были просто необходимы. Поэтому после уроков Даша садилась за компьютер в библиотеке и начиналась поисковая работа. Она также выступила успешно в этом году на городском этапе НПК, стала дипломантом конференции.

Я, конечно, не осветила в этой своей статье еще многие аспекты совместной работы школьного музея и школьной библиотеки. Очень буду рада продолжению разговора на эту тему со стороны как библиотекарей, так и руководителей школьных музеев.

Жду, уважаемые коллеги, ваших комментариев и вопросов, а также, пользуясь случаем, приглашаю посетить наши музеи в школе № 94 Ленинского района города Новосибирска. Мы расположены по адресу 1-й переулок Серафимовича, дом 4а; телефон 3610739.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 650)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела