Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(2) Ирина Юрьевна Мельникова,
методист МБОУ ДОД Городского центра
физической культуры и спорта «Виктория» г. Новосибирска

Шаг в будущее

Новая стратегия модернизации образования сегодня в качестве главного результата рассматривает готовность ученика нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В этой связи меняется система образования, которая все больше становится компетентностной. Деятельность любого современного учреждения наполнена такими понятиями, как качество образования, инновационные программы, стратегические направления развития. Особенностью образования сегодня является развитие системы дополнительного образования.

Успешно решая задачи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», мы усиливаем воспитательный потенциал через музейную педагогику. Музеи осуществляют организационный и непрерывный процесс педагогического воздействия на чувства, сознание, на духовно-нравственное развитие учащихся.

Сегодня педагог дополнительного образования должен быть готов к оправданным изменениям к себе и в школе, и в музее. «Процесс изменений неизбежен и он должен проходить в интересах детей!» Конфуций

В конце 2010 года по приказу Главного управления образования я в составе рабочей группы выехала в школы города Новосибирска с целью изучения работы музеев и создания информационной базы. Радует, что в большинстве школ и детских садах работают талантливые, творческие педагоги. В городе работает школа «Юный экскурсовод», по окончании которой активистам школьных музеев выдаются свидетельства. Эти ребята в дальнейшем на профессиональном уровне проводят экскурсии, работают с документацией музея, готовят доклады и сообщения для научно-практических конференций разного уровня. Учеба в школе «Юный экскурсовод» – это повышение квалификации как учеников, так и педагогов и создание условий для их непрерывного образования. Здесь хочется отметить педагога дополнительного образования Городского центра физической культуры и спорта «Виктория» Олимпиаду Ивановну Сычеву. Ученики Олимпиады Ивановны – участники многих научно-практических конференций. А в 2010-2011 учебном году работа выпускницы школы «Юный экскурсовод» Луцук Татьяны вошла в состав «Золотой лиги» (конференция «НОУ «Сибирь», секция «Музеология»). Огромная работа с Татьяной была проведена и руководителем музея МБОУ СОШ № 15 Куликовой В.М. Валентина Михайловна возглавляет методическое объединение руководителей музеев Ленинского района, участвует во всех городских конкурсах и занимает призовые места.

Среди победителей городских конкурсов можно выделить следующих руководителей музеев: Куликову В.М., Журовик Г.Ф., Митюкляеву Н.Г., Сергиенко М.П., Вишнякову Г.И., – журнал «Мы голову склоним…», который подготовлен по материалам конкурса «Маршруты по школьным музеям», номинация «По дорогам Боевой Славы». Выпущены два сборника «Музеи ведут поиск…» и «Путешествие по вехам истории» по материалам смотра-конкурса «Обзорная экскурсия». Журнал «Я хочу рассказать вам…» был подготовлен по материалам конкурса «Династии города Новосибирска».

Одной из форм распространения педагогического опыта являются научно-практические конференции руководителей музеев, что позволяет знакомить с интересным опытом педагогов Ткаченко Н.Ю., Перкова В.А., Жуковой О.Ю., Кузиной Е.Н., Ожоговой Е.М., Коледенко Л.В., Журовик Г.Ф., Неживых Л.Г. Шигаевой Т.Г., Калининой В.П., Романенко О.А., Головановой Е.Н., Коршуновой Р.А., Маховой М.Д., Таран О.В., Гондаревой Е.А. и других.

Реальную возможность выбора своего пути дает ребенку дополнительное образование: именно оно позволяет создать оптимальные условия для развития творческих интересов учащихся и включения их в художественную, военно-патриотическую, историко-краеведческую и иную деятельность. В отделе музеев Городского центра «Виктория» созданы условия для повышения качества воспитания и формирования индустрии досуга в интересах личности ребенка (городские конкурсы, фестивали, практическое ведение экскурсий школы «Юный экскурсовод», научно-практические конференции).

В духе времени работают наши педагоги дополнительного образования: многогранно и динамично. Пильноватых А.Н. – руководитель музея МБОУ СОШ № 7 снимает и оформляет фильмы по темам, заявленным нашим отделом; Анкуд Г.В. – руководитель музея МБОУ СОШ № 13 собирает материалы и издает книги «Бойцы вспоминают минувшие дни», «Помнит мир спасенный», «Нам дороги эти позабыть нельзя» и другие; многие руководители работают над созданием проектов.

Руководители музеев вместе с учащимися проектируют занятия, имитирующие жизненные ситуации, при которых формируется позиция, мнение ученика. Учащийся учится отстаивать свою позицию убедительно и аргументировано. Педагог на таком занятии – дирижер, консультант, помощник, наставник, с которым можно поспорить, не согласиться. В то же время он умный стратег, тонкий психолог, способный выстроить работу разумно и продуктивно.

Данная технология позволяет решать следующие задачи:

1. Формирование умений находить, отбирать, систематизировать и представлять информацию.

2. Формирование гражданских качеств личности.

3. Развитие навыков публичного выступления.

4. Развитие творческого потенциала.

Наблюдая за современным поколением, беседуя в процессе совместной учебной и внеурочной деятельности, я пришла к выводу, что в условиях рыночных отношений, коммерциализации общества духовные качества человека часто отходят на второй план. Но без воспитания гражданско-нравственных качеств вряд ли получишь ответственного, любящего свое дело человека. Поэтому в педагоге дополнительного образования основными инструментами должны стать: он сам, его педагогическая техника, мудрость, опыт, душа. Как сказал Конфуций, в совместном деле «ученик и учитель растут вместе».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела