Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(6) Анастасия Николаевна Тарасова,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Городского центра физической культуры и спорта
«Виктория» г. Новосибирска

Примерная тематика занятий по музейной педагогике для 1-4 классов

Данный цикл занятий разработан на основе работы: Панкратова Т. Н., Чумалова Т. В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2000. – 160 с. Авторы предлагают содержание и методику проведения музейных занятий с младшими школьниками. Занятия могут включаться в систему дополнительного образования, в школьный и региональный компонент образования. Адресовано учителям общеобразовательной школы, воспитателям, руководителям кружков и творческих объединений, педагогам дополнительного образования, сотрудникам музеев, работающим с детской аудиторией.

Эти занятия предназначены в основном для работы в школьных музеях, но могут использоваться и теми школами, музеи которых находятся лишь в фазе становления. Занятия могут помочь пополнить фонды музея. Младшие школьники в ходе занятий приобретают представление о значении культурного наследия и культуры. Занятия рассчитаны на три года.

Первый год обучения представляет для нас особый интерес, так как занятия этого периода могут подготовить учащихся к посещению музея, дать правильное представление о нем и экспонатах, которые в нем хранятся. В данной работе представлено 19 занятий.

На основе данной работы (цикла занятий для младших школьников – первый год обучения), мы составили свой цикл из десяти занятий (сократили и адаптировали), который может быть использован в любой школе и музее. Наша цель: используя накопленный опыт, донести его до руководителей школьных музеев.

Данный цикл занятий был успешно реализован в МБОУ СОШ № 32 (Октябрьский район города Новосибирска) в 2010-2011 учебном году, музеем «История школы № 32» в 1, 3 и 4 классах.

Примерная тематика занятий

  1. Что такое окружающий мир?
  2. Что такое время?
  3. Остановленное время. Источники изучения времени;
  4. Что такое музей? (Музей – «Машина времени»);
  5. Культурное наследие человечества;
  6. Что такое вещь, свойства вещи;
  7. Вещь как портрет эпохи, портрет человека.
  8. Остановленное время. Источники изучения времени;
  9. Подлинник и копия, их место в нашей жизни;
  10. Почему вещи попадают в музей?

Что такое музей? Музей – «Машина времени»

Цель: Дать детям первое представление о музее как о месте погружения в прошлое, месте хранения «остановленных мгновений».

Задачи:

1. Дать понятие «Музей».

2. Познакомить детей с разными профилями музеев.

План урока

  1. 1.                Вступление.
  2. 2.                Игра-упражнение. Понятие музей.
  3. 3.                Профили музеев.
  4. 4.                Музейный экспонат.
  5. 5.                Анкета.

Основные понятия: музей, профили музеев, экспонат, музеефикация.

Оборудование урока: карта России, проектор, иллюстративный материал, экспонаты школьного музея (на выбор учителя).

Рекомендуемая организация урока

Вопрос учителя: Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, время?

Правильные ответы: Ковер-самолет, машина времени.

Задание: Сконструировать в уме и нарисовать в тетради машину времени.

Вопрос учителя: Машины готовы отправить вас в дорогу? К каким последствиям приведет нас малейшая неисправность машин?

Правильные ответы (по наводящим вопросам): Можно заблудиться во времени, превратиться в вечного странника, быть выброшенным в незнакомом месте, оказаться в окружении непонятных вещей, людей, говорящих на непонятном языке, верящих в неведомых богов, исполняющих странные обряды; можно заслужить ненависть своим странным видом, «сверхзнанием» или «глупостью» и за это быть объявленным колдуном и погибнуть.

Затем детям предлагается игра-упражнение.

Условия игры: Странники во времени (первобытный человек, фараон, рыцарь, мушкетер, русские крестьяне, японский император)  попали в наш современный мир. Он могут возвратиться в свое время и свою страну, если мы найдем вещи их стран и эпох и покажем их «машине – времени».

На столе учитель раскладывает вещи – подсказки: макет или рисунок кареты, избы, пирамиды, императорского облачения, лука со стрелами, шпаги и др.

Настоящие вещи: папирус, гусиное перо, старинная русская монета, перстень, глиняная посуда. Среди вещей должны быть предметы, бытовавшие у разных народов в разные времена и вещи, незнакомые детям.

Детям раздаются роли «странников во времени». Учитель с классом помогает им разобраться с вещами, так как, только набрав 3 вещи, они получают возможность вернуться в свое время.

После игры учитель задает новый вопрос: Существует ли «машина времени» в действительности? (ответы детей – нет). Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе, есть и у нас. Часто мы становимся «пассажирами» этой удивительной «машины».

Вопрос учителя: Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:

– она похожа на дом, но дом необычный;

– чтобы войти в нее, необходимо взять билет;

– в «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути;

– двигателем этой машины являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое;

– управляют ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями культуры.

Правильный ответ: Это музей.

Вопрос учителя: Почему музей можно назвать «машиной времени»? Как он может перенести нас в другие страны, иные эпохи?

Правильные ответы (при подсказке учителя): Музей хранит много старых вещей, предметы из разных стран, картины рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие во времени сможет лишь тот, кто иного знает и умеет понимать безмолвный язык вещей.

Вывод: «МУЗЕЙ – МАШИНА ВРЕМЕНИ».

Вопрос классу: Какие  бывают музеи?

Как вы думаете, что бы ответили сам музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»

Варианты ответов: Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древни животных и растений, техника, изобретения, картины, произведения искусства.

После ответов детей возможен показ слайдов – предметов из разных музейных коллекций.

Вывод: МУЗЕЙ ХРАНИТ, ИЗУЧАЕТ и ПОКАЗЫВАЕТ все, в чем живет ВРЕМЯ.

Люди создают музеи, очень непохожие друг на друга: исторические, в которых хранят памятники истории; литературные – посвященные выдающимся писателям, поэтам, литературным произведениям; художественные – собирающие произведения искусства; научно-технические, посвященные изобретениям человека; естественно – научные, хранящие памятники природы.

Задание: Даны предметы (старый гвоздь, рукопись, часы, картина, камень с отпечатком древнего животного). Поместить каждый предмет в соответствующий музей. Дети выполняют практическую работу.

Комментарий учителя: Но памятники истории и культуры могут найти себе пристанище не только в стенах музея. Есть города, сохранившие свой первоначальный облик. В таком городе мы можем мысленно перенестись в прошлое, представить как жили люди 100, 200, 300 и больше лет назад. Такие города с полным правом можно назвать «городами – музеями» (можно показать слайды).

Вопрос учителя: Может ли музеем стать улица, дом? Если да, в каких случаях?

Правильные ответы (по наводящим вопросам): Напомнить об исторических событиях, о людях, участвующих в них, может и улица с ее прежним названием, и дом, и даже окно, дверь, крыльцо. Вот почему важно возвратить старым улицам их прежние названия, домам – их первоначальный вид. Ведь это не что иное, как попытка «остановить» время. Сохранить историю.

Задание: Прислушайтесь к говорящим названиям старинных улиц. Попытайтесь расшифровать их значение (здесь можно привести примеры наших улиц: Красный проспект – Новониколаевский, Большевистская – Будаговская, Восход – Сузунская).

Вопрос учителя: В каком случае обыкновенный дом может стать музеем?

Правильные ответы: Очень красивый дом, необычный, построенный известным архитектором, дом, связанный с судьбой выдающегося человека, важным событием, дом старый.

Комментарий учителя: Музей, расположенный в доме, в котором все напоминает нам об известном и любимом человеке называют «мемориальным» (от англ. «память»). Когда исчезает обстановка мемориального дома, он гибнет. Тогда ценным становится само место, где когда – то стоял сам дом. К нему мы испытываем особое чувство, ибо это тоже часть жизни знаменитого человека (напр. Дом Пушкина в Михайловском).

Вопрос учителя: Что еще может стать музейным экспонатом?

Ответ: Музейным экспонатом может стать любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в котором он создан и жил, а также уникальное создание природы, предмет (объект), хранящий память о выдающемся событии или человеке, прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).

В конце урока можно попросить ответить детей на следующие вопросы:

1. Что такое музей? Для чего он нужен?

2. В каких музеях бывали или хотели бы побывать?

3. Нужен ли в школе музей?

Домашнее задание: Какие современные объекты в своем городе ты предложил бы музеефицировать,  т.е. превратить в музей?

 

Культурное наследие человечества

Цель урока: Дать понятие о человеческой общности, о планете как общем доме для всех людей; понятие о наследии каждого народа как общем достоянии всего человечества и наоборот; понятие о наших обязанностях перед будущими поколениями, об охране и овладении наследием, его приумножении.

Задачи:

1. Раскрыть в доступной для детей форме понятие «культура», «культурное наследие», не снижая, однако, в их глазах сложности и неоднозначности этого понятия.

2. Выработать убеждение, что наследие всех национальных культур равноценно для человечества. Утрата любой культуры – невосполнимая потеря.

План урока

  1. Беседа. Понятие «наследие».
  2. Игра.
  3. Понятие «культурное наследие». Понятие «культура».
  4. Игра.

Основные понятия: наследие, культурное наследие, природное наследие, культура.

Оборудование урока: карта России, проектор, иллюстративный материал, репродукции картин (на выбор учителя).

Рекомендуемая организация урока

Наводящими вопросами учитель добивается самостоятельного определения детьми понятий: «родной дом», «Родина»,  «русский народ», «чужеземцы» (другие народы), «любовь к Родине», «предки», «потомки», «человечество».

Вопрос учителя: Есть ли на Земле место, одинаково дорогое и важное для всех народов Земли?

Ответ: Сама планета Земля.

Формулируется вывод: «Все мы – земляне. Земля – наш общий дом».

Учащиеся записывают в тетради, повторяют хором. Учитель разрешает самостоятельно выбрать способ выделения этой фразы. Далее, при рассмотрении на карте или глобусе, а также видеоряда различных уголков Земли, учитель формирует еще один вывод: «На земле нет ничего, что нам россиянам не дорого».

Комментарий учителя: Везде, кроме крайнего Севера и юга и просторов океана, живут люди. Сейчас мы можем сравнительно быстро и легко попасть в любое место на планете. Изучен почти каждый уголок суши. Большинство землян много знают друг о друге. Но так было не всегда.

С древности и до недавнего времени люди были разобщены. Каждый народ жил как бы в своем особом мире, иногда не подозревая, что на Земле живут и другие народы. К выводу, что человечество едино и Земля у всех одна, люди пришли не за 15 минут. Народы стали уважать и любить другие народы, когда лучше узнали о них, когда люди поделились своими знаниями и достижениями.

Ведь каждый народ изобрел что-то свое. При общении это становилось достоянием всех, помогало  всем сделать жизнь лучше, легче, веселее.

Вопрос учителя: Как мы, называем богатство, которое достаётся нам от предков?

Ответ: Наследство (наследие). Предки каждого народа оставляли наследство, причем не только своему народу, но и всем землянам. Попробуем найти это наследство в окружающем нас мире – в классе, дома, на улице, в магазине, везде.

Примеры: Классная доска, ручка, тетрадь, учебники.

Доску придумали и начали использовать еще в Древнем Риме, и за много лет не придумали ничего удобней для обучения детей.

Шариковую ручку первые придумали древние египтяне (такую ручку - из свинца с тростниковым стержнем – нашли в гробнице Тутанхамона), но об изобретении потом забыли. Второй раз изобрели в прошлом веке в Венгрии, а использовать ее стали английские летчики во время войны с немцами (чернила не замерзали на большой высоте). Выпускать стали в Америке.

Бумагу придумали китайцы. Одежду с рукавами и застежками – древние народы Ирака и Ирана. Оттуда же и брюки наших мальчиков.

Народы древности оставили нам очень большое наследство: свои легенды и сказки, одомашненных ими животных и растения. Свои знания и фантазии предки запечатлели в книгах, картинах  и статуях,  прекрасных сооружениях, в музыке и т.д. Они придумали множество вещей: спортивные игры, рецепты кушаний и лекарств, праздники, многие окружающие нас предметы.

Попробуем угадать, наследство  каких народов сейчас перед нами.

Дети участвуют в игре. Учитель показывает детям шахматную фигуру, пишет на доске цифры и буквы (римские и арабские), спрашивает у детей их имена (славянские, греческие, библейские), демонстрирует изображения Кремля, Эйфелевой башни, статуи Свободы, пачку чая, кофе, красный и черный перец, календарь, резиновый мяч и другие вещи (кратко – откуда они).

Современные народы – американцы, японцы, французы, немцы, русские и другие – обмениваются знаниями и достижениями, удобными вещами, любимыми фильмами и книгами.

Ученики приводят примеры и выясняют, что в современной жизни происходит интересный обмен между народами. Что весь мир пользуется телевидением и компьютерами, самолетами и поездами, ест одну пищу.

Вопрос учителя: Что мы – россияне, наши предки – подарили человечеству?

Самостоятельно и по наводящим вопросам дети должны вспомнить о космических исследованиях и первом космонавте. Они могут назвать русский балет, имена писателей, поэтов, художников, храмы и иконы, блюда и многое другое.

ВЫВОД: «МЫ наследники всех народов. Наследие русских – для всех землян».

Комментарий учителя: Лучшие достижения всех народов объединяются в понятие НАСЛЕДИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Мы пользуемся им, часто не сознавая, как трудно было бы жить без него. Пришлось бы вместо 33 букв учить 10000 иероглифов, жить без лекарств, без мультиков, без мороженого, без театра, без елки, без вычислительных машин, без посуды….

Наша задача – ОВЛАДЕТЬ наследием предков, ИЗУЧИТЬ, СОХРАНИТЬ его, чтобы ПЕРЕДАТЬ нашим потомкам, ПРИУМНОЖИТЬ его, внести сой вклад.

Зарисуем эти задачи с помощью пиктограмм (дети рисуют пиктограммы).

Затем учитель объясняет, что составной частью понятия «наследие» является «природное наследие». Остальная часть обозначается как «культурное наследие». Эта часть обязана своим возникновением не природе, а человеку.

Обратить внимание на слово «культурное». Дети сами формулируют вывод: «Культурное – это то, что связано с человеком, с людьми».

Далее следует разбор того, что оно означает, что такое «культура»? Слово это произошло от понятия «возделывание», «выращивания». Сейчас у него более 200 определений. Культура – результат деятельности человека, его рук.

Культурная деятельность может быть разрушительной для человека и человечества (примеры).

Это сложное определение можно выразить рисунком – пиктограммой (учитель рисует на доске). Рисуем человека, так как культура исходит только от человека. Рядом рисуем большой круг, так как круг – это все в целом. Далее проведем внутрь круга стрелочки от рук, головы и сердца человека. Ведь круг наполняется результатами деятельности ума, рук, чувств (сердца). Небольшую часть круга зачеркнем, показывая, что не все результаты деятельности человека совершенствуют мир и его самого. Учитель напоминает суть понятий «культура» и «культурное наследие» и демонстрирует (на слайдах или репродукции) образцы достижений культуры разных народов. Учитель обращает внимание как различно в разных культурах понимание красоты, как непохожи приемы и изображения, архитектура, одежда, предметы обстановки. Так же не похожи обычаи, еда, музыка.

НО в каждой культуре ЕСТЬ ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ЧЕРТЫ, МОТИВЫ, СЮЖЕТЫ. Они присущи людям всех национальностей: китайцам, русским, итальянцам, арабам. Для примера рассмотрим, как изображают разные народы красоту своих женщин, красоту материнства. Это любимая тема в творчестве каждого народа. Учитель демонстрирует репродукции произведений современных художников и скульпторов, произведений старых и даже древних мастеров из разных стран. Они должны быть выполнены в разной манере, из разных материалов.

Дети рассматривают принесенные учителем репродукции (они могут быть прикреплены к доске магнитами), производят отбор.

Учитель дает задание.

  1. Выберем лучшую.
  2. Отберите те, которые бы составили нашу личную коллекцию.

После выполнения заданий подчеркивается, как трудно иногда сделать выбор: вкусы разные.

Затем производится учебная игра.

Условия игры: Инопланетяне предложили провести на их планете выставку картин, посвященных материнству. Их летающая тарелка может вместить не все. Отберем картины для показа.

Из учеников класса назначается совет специалистов, который должен это сделать. В совет входят (роли учащихся): директор самого большого музея в мире (Лувра или Метрополитена), археолог, представители мужчин и женщин на Земле (негр, японец, американец, француженка).

После отбора картин учитель констатирует, что новая коллекция стала другой (негр и японец вспомнили о своих шедеврах и включили их в экспозицию). Учитель предлагает усложнить игру, драматизируя ситуацию. Новые условия: наша Земля может столкнуться с другими небесными телами и погибнуть. Инопланетяне предлагают спасти часть наших шедевров, так как все они взять не могут.

Задание: отобрать только те, которые достойны спасения.

По желанию или назначению учителя формируется отборочная комиссия, а затем ее выбор оценивается всем классом. В комиссию включается командир летающей тарелки. Он ограничивает количество картин определенным числом.

Вопросы учителя: Кто берется оценить выбор? Справедлив ли выбор?

В результате формируется вывод: достижения культур всех народов равноценны, представляют культуру землян во всем ее многообразии. Исчезнет одна – это будет невосполнимой потерей, искажающей общую историю культуры. Нельзя ничего уничтожать. Все надо беречь, изучать. У всех нас разные вкусы, разное понимание красоты. Культурное наследие помогает народам Земли лучше узнать, полюбить друг друга. Уничтоженное наследие нельзя восполнить.

Вопрос учителя: Как окончить игру? Что делать?

Ответ: Если нельзя все взять, надо сфотографировать и обмерить остающееся. Фотографии и видеофильмы помогут представить и восстановить утраты.

ВЫВОД (записать в тетрадь): «Культурное наследие всех народов Земли равноценно».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 31)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела