Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(3) Нина Александровна Склянова,
доктор медицинских наук, профессор,
директор ГЦОЗ «Магистр» г. Новосибирска

Все статьи автора(3) Елена Брониславовна Лейтан,
кандидат медицинских наук, доцент,
заведующая лабораторией кинезиотерапии
ГЦОЗ «Магистр» г. Новосибирска

Библиотека «Городского центра образования и здоровья «Магистр»

К 10-летию «ГЦОЗ «Магистр» в целях достижения высокого качества образования, решения задач восстановления и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников открыта научно-практическая библиотека для педагогического сообщества города Новосибирска.

Библиотека «ГЦОиЗ «Магистр» обеспечивает оперативность профессиональной информации и компетентность педагогического сообщества города. В библиотеке применяются традиционные и инновационные методы работы. Главное условие текущего информирования – оперативность. Это направление отличается от традиционного библиотечного обслуживания активными методами работы: информация ищет потребителя, а не наоборот.

Для участников образовательного процесса созданы дополнительные условия высокоэффективной работы по вопросам педагогики и психологии здоровья, психологической безопасности личности, создания школ укрепления здоровья, а также организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Библиотека нашего Центра способствует формированию культуры личности педагогов, психологов и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса. Она доступна и бесплатна для руководителей, учителей, психологов, воспитателей и других специалистов образовательных учреждений города. Библиотека удовлетворяет также запросы родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.

Основные функции библиотеки традиционны: образовательная, информационная, культурная.

Библиотека «ГЦОиЗ «Магистр» ставит задачи:

– создания условий для самообразования городского педагогического сообщества;

– обеспечения самообразования путем библиотечного обслуживания педагогов, психологов и других категорий читателей;

– формирования у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации;

– совершенствования традиционных и освоения новых библиотечных технологий, расширения ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышения их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

Каталог книг по проблемам охраны и укрепления здоровья, инновационным процессам в образовании представлен следующим образом:

1. Управление здоровьесберегающими процессами (вся литература по организации здоровьесберегающей деятельности ОУ).

2. Инновации в области охраны здоровья детей:

– ДОУ;

– Школа;

– Специальные коррекционные образовательные учреждения;

– Учреждения общественного воспитания.

3. Безопасность образовательного пространства.

4. Психологическое сопровождение образования:

– ДОУ;

– Школа;

– Специальные коррекционные образовательные учреждения;

– Учреждения общественного воспитания.

5. Медицинское сопровождение образовательного процесса.

6. Педагогика и психология здоровья.

7. Современные оздоровительные технологии на уроках физической культуры.

8. Профилактика аддиктивного поведения у детей и подростков.

9. Дети с особыми образовательными потребностями.

10. Профессиональное здоровье учителя.

11. Оздоровительно-реабилитационная работа.

12. Семейное воспитание (семейная педагогика).

13. Школы укрепления здоровья г. Новосибирска и НСО, опыт регионов.

14. Законы, нормативно-правовые документы МО, МЗ, НСО, г. Новосибирска. Публикационно-издательская деятельность.

15. Методология.

Постоянно на базе методического кабинета и библиотеки проводятся научно-методические консультации по проектированию и внедрению образовательно-оздоровительных программ в образовательных учреждениях города. Важный аспект просвещения родителей – информационная безопасность.

В 2010 году «Городской центр образования и здоровья «Магистр» изменил свой статус, став аккредитованным образовательным учреждением дополнительного образования для детей и взрослых. Возникла потребность в разработке концепции развития библиотеки. Проект назван «Создание библиотечно-информационного центра» для руководителей и педагогов города.

В основу концепции развития положены следующие идеи:

Библиотека – центр единого информационного пространства для педагогического сообщества города Новосибирска по вопросам здоровьесбережения.

Библиотека – место самообразования и самоподготовки руководителей, педагогов образовательных учреждений, специалистов «ГЦОиЗ «Магистр».

Библиотека – центр культуры и духовности.

Проект развития библиотеки представляет собой программы по созданию комфортной библиотечной среды и ее компьютеризации.

Цель программы по созданию комфортной библиотечной среды:

– расширение территориального и информационного пространства библиотеки;

– модернизация материально-технической базы;

– создание читательской зоны;

– моделирование свободных доступов к фондам.

Для их достижения следует решить задачи по переводу библиотеки в новое, специально спроектированное помещение, создать единый библиотечный комплекс, пространственно объединить модули абонемента, читального зала, методического отдела, книгохранилища, сектора каталогизации и обработки, обновить оборудование и дизайн помещений.

К планируемым результатам реализации программы должны быть отнесены следующие качественные изменения и параметры:

– пространственный ресурс для прироста и качественного обновления фонда печатных изданий;

– создание электронной библиотеки, работающей круглосуточно;

– формирование у педагогов навыков самостоятельного поиска на основе активного использования открытого доступа ко всем фондам;

– возможность раскрытия фондов по тематико-отраслевому принципу;

– создание читательской зоны;

– сокращение до минимума потерь времени при обслуживании на основе создания единого библиотечного пространства;

– создание эстетически и психологически комфортной среды.

Компьютеризация – важнейшее направление модернизации библиотечно-информационного обслуживания педагогов. Она призвана усовершенствовать традиционные «рутинные» библиотечные технологии, повлечь принципиальные изменения в психологии библиотекаря, педагога, в имидже самой библиотеки.

Этапы компьютеризации:

1. Автоматизация библиотечно-библиографических процессов, в ходе реализации которой должны быть созданы и объединены в локальную сеть автоматизированные рабочие места на следующих участках ручного труда:

– каталогизация;

– комплектование;

– информационный поиск;

– обслуживание читателей.

2. Автоматизация управления, в рамках которой предусматривается использование Интернета, электронной почты, электронного делопроизводства.

3. Развитие новых форм обслуживания пользователей. Создание медиатеки как специализированного отдела для свободного доступа к работе с сетевыми и электронными информационными ресурсами.

Реализация поставленных целей требует решения ряда задач и подзадач. Последовательность их решения представлена ниже.

1. Запуск системы.

1.1. Приобретение и монтаж оборудования, сетей.

1.2. Приобретение лицензированного программного обеспечения.

1.3. Организация структурного подразделения с выделением штатной единицы, сектора автоматизации.

1.4. Обучение персонала.

1.5. Организация системы сопровождения (информационного и технического).

2. Создание электронных каталогов.

2.1. База данных «Новые поступления».

2.2. Каталог книгообеспеченности.

2.3. Каталог ретроввода (фонд читального зала, методического отдела, аудиовизуальные документы).

2.4. Организация информационного поиска (для педагогов).

2.5. Создание автоматизированного рабочего места «Читатель».

3. Организация медиатеки.

Библиотека – место хранения всей печатной продукции, находящейся в ведении Центра. Кроме традиционных фондов литературы, периодических изданий, имеется также фонд методических изданий, книг-подарков, сигнальных методических материалов.

В структуре библиотечно-информационного центра два равноправных подразделения: библиотека и медиатека. Медиатека это специализированный отдел, представляющий возможность открытого доступа к различным носителям информации.

В медиатеке выделены зоны:

– центр самообразования педагогов (рабочие места, оборудованные восемью мультимедийным компьютерами, обеспеченные Интернетом, услугами электронной почты, информационно-поисковой системой;

– мультимедийный центр (предметно-информационная среда, созданная для групповой и индивидуальной работы с видео- и аудиоинформацией;

– копировально-множительный участок (рабочее место, оборудованное ризографом, копировальным аппаратом, для выпуска, копирования и тиражирования печатной продукции согласно утвержденным лимитам, а также в рамках дополнительных платных услуг).

Техническая база представлена телевизорами, аудио- и видеомагнитофонами, видеокамерами, мультимедиапроектором и др.

Возможности библиотечно-информационного центра позволяют оказывать следующие услуги педагогам:

– компьютерные курсы;

– копирование документов;

– работа в Интернете;

– печать файлов (по утвержденным лимитам);

– копирование видеофильмов.

Таким образом, библиотеку Центра невозможно рассматривать в отрыве от образовательного процесса; она его неотъемлемая часть и, одновременно целостная информационная система Центра, отвечающая в первую очередь за информационное обеспечение образовательного и воспитательного процесса. Происходящие перемены в образовании прямо или косвенно затрагивают все аспекты деятельности библиотеки: от организации работы и внедрения новых технологий до взаимоотношений с коллегами, педагогами и администрацией.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 17)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела