Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(25) Людмила Николаевна Зезюля,

учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района
г. Новосибирска

Использование здоровьесберегающих технологий в МАОУ гимназии № 11 «Гармония»

Единственная красота, которую я знаю – это здоровье.

Г. Гейне

Рост благосостояния людей, разработка высокоэффективных промышленных технологий, нарушения экологии и другие факторы привели к тому, что образ жизни современного человека всё в большей степени стал провоцировать гиподинамию, переедание, психическое перенапряжение и т.д.

Сохранение здоровья школьников – один из основных принципов автора статьи, потому что именно во время обучения в школе развивается наибольшее количество заболеваний. И это не случайно, ведь ребёнок здесь проводит большую часть своего времени на протяжении 11 лет, и тогда же происходит интенсивный рост, сопровождающийся гормональной перестройкой. И от того, как этот период организован, непосредственно зависит уровень здоровья школьника и его дальнейшее благополучие.

Для организации благоприятного климата на уроках английского языка, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации школьников использую на уроках здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя три функции:

– создание санитарно-гигиенических условий;

– использование здоровьесберегающих форм и методов работы;

– формирование культуры здоровья через предметное содержание.

Санитарно-гигиенические условия кабинета. Одними из определяющих факторов здоровья являются надлежащие санитарно-гигиенического условия класса: надлежащее освещение, поддержание температурного режима, цвет стен спокойный, много цветов, классы проветриваются на переменах. Дети занимают места в классе согласно физической конституции и особенностей зрения. На первой страничке классного журнала вклеена табличка «Посадка учеников» согласно предписаниям врача.

Использование здоровьесберегающих форм и методов работы. Валеологизация учебно-воспитательного процесса предполагает, что каждый урок должен содержать в себе оздоровительный эффект, препятствовать развитию переутомления, не ухудшать здоровье, а способствовать его укреплению.

Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, основной целью которых считаю сохранение здоровья учащихся и поддержание высокого уровня работоспособности. Поэтому физкультминутка является обязательным моментом на уроке. Она состоит из упражнений в танцевальной форме и таких динамичных движений, как ходьба, наклоны головы, движения рук и элементы современных танцев. Сопровождает физкультминутку весёлая и энергичная английская песенка, только понимая смысл которой дети могут двигаться. Таким образом, в физкультминутке сочетаются два важных момента: здоровьесберегающий фактор и понимание английской речи на слух. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют лёгкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Ребятам очень нравится этот момент на уроке, и они по очереди руководят зарядкой, придумывая свои собственные движения и элементы танцев.

Помимо рифмовок и песенок провожу разминки невербального характера, которые активизируют двигательную активность, снимают напряжение с определённых групп мышц, а также развивают внимание детей, так как предполагают определённую последовательность выполнения упражнений: поздороваться с каждым в классе за руку, «Зеркало» – повторение движений одноклассника, «Кривое зеркало» – движения партнёров противоположны, «Опрос общественного мнения» – коммуникативные задания, где закрепляются грамматические структуры, зарядка для глаз.

Формирование здорового образа жизни через предметное содержание. Создание здоровьесберегающей среды начинается с отбора содержания материала, а именно с реализации модели здоровьесберегающей педагогики. На уроках английского языка в разных классах можно не только узнать полезную информацию о здоровье из текста, но и научиться решать проблемы, связанные со здоровьем, проигрывать их в сценках, проводить опрос общественного мнения и комментировать полученные результаты, выпускать красочные плакаты и делать проекты.

Таблица № 1.

Примеры здоровьесберегающей педагогики

Класс

Название модуля

Цели модуля и рефлексия

2

My Favourite Food

Обучение запрашивать информацию и выражать отказ от нездоровой пищи. Собственные рисунки.

6

«Распорядок дня»

Формирование потребности в распорядке дня.

Проект «Мой любимый день недели» как я провожу с пользой для здоровья

6

«Праздники»

«Еда и напитки»

Воспитание культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Проект «Моё любимое блюдо»

7

«Стиль жизни»

Освоение норм личной безопасности в большом городе.

Плакат «Безопасность на дорогах»

9

«Покупки, магазины»

Воспитание культуры питания как составляющую здорового образа жизни. Проект – «Ты то, что ты ешь». As I cooked

11

«Без стрессов»

Обучение анализу жизненных ситуаций и умению комментировать полученные результаты, чтобы сформировать здоровый образ жизни.

Конкурс плакатов «Как справиться со стрессом!»

 

Ежегодно мы представляем такие работы на районной, городской и Всероссийской НПК:

– районная НПК – Шарапенко Анастасия (10 класс) заняла I место – «Проблемы экологии и здоровье человека» 2009/10 уч. год;

– Всероссийская НПК «Национальное Достояние России» очный этап в г. Москве, где моя ученица Хренова Евгения (9 класс) получила Диплом II степени за работу «Как быть здоровым» – март 2010 года. Её имя и тезисы работы занесены в книгу «Национальное Достояние России».

Каждый учебный год в нашей гимназии начинается с туристического слёта – и это уже стало традицией. Проводится он на биатлонной базе и имеет особенный распорядок дня: обустроить отрядные места, отрепетировать презентацию класса, а затем спортивные соревнования, в которых принимают участие почти все. Кросс, эстафеты, стрельба из винтовки по мишени, бег в противогазах для тех, кто промахнулся, прыжки через скакалку, игра в футбол.

Но самое главное впереди – это конкурс блюд! В течение года мы много говорим о здоровом питании и вот теперь нам выпал шанс показать это на практике и удивить жюри своими кулинарными способностями! Мы заранее составляем здоровое меню и закупаем продукты, а затем на костре готовим картофель, нарезаем овощи, делаем салаты. Блюда всегда вкусные, оригинальные, полностью соответствуют походной тематике и приготовлены по всем канонам здорового питания! Всегда в этой номинации мой класс получает грамоту в номинации «Здоровое питание – это жизнь».

Последняя суббота января – День Семьи, который с нетерпением ждут и ученики, и родители, и учителя! Наукой доказано, что совместные занятия родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь. Совместно с родителями проводятся различные мероприятия, направленные на поддержание здоровья: «Папа, мама, я – спортивная семья».

После открытого урока проходит самое интересное мероприятие дня – «Весёлые старты». В этот день царит особенная атмосфера в классе и все готовятся к празднику без лишней суеты и очень слаженно – как и подобает настоящей команде. В этот день мы быстро бегаем, ловко прыгаем, точно передаём эстафету от участника к участнику! И в 2009/10 учебном году мой 5 «Д» класс занял достойное второе место на параллели пятых классов. 

Каждый школьник с нетерпением ждёт каникул, особенно зимних, ведь это две недели радости, веселья и самого главного праздника – Нового года! И для моих учеников эти каникулы становятся особенными. Три года подряд мы проводим эти каникулы в детских оздоровительных лагерях: им. Олега Кошевого, «Тимуровце» и «Берёзке». Каждый драгоценный день каникул в таком лагере наполнен интересом, весельем, нет ни минутки, чтобы потужить или погрустить.

Последний раз мы ездили в лагерь «Берёзка», где работает огромное количество мастерских, где можно научиться делать картины на стекле из пластилина, рисовать, а также научиться невероятному искусству восточных танцев. Хоть и зима, но дети не сидели по корпусам, а играли в футбол на свежем воздухе, ходили на лыжах. В корпусах же были соревнования по теннису. В «Берёзке» было всё, что необходимо для полного отдыха любому подростку!

В лагере проводились колядки – весёлый праздник перед Рождеством. Многие замёрзли, но всё же остались самые ‘колядистые’ – петь и танцевать! После этого мы посетили сауну.

Спортивные мероприятия в лагере: прогулки на лыжах/ теннис/ игры в корпусах/ игры на свежем воздухе/ акробатические композиции в исполнении моих учеников.

В начале этого учебного года в моём классе был проведён классный час о важности подвижных перемен. Нашему классу было предложено работать с 3 А классом. Мы все вместе обсудили это предложение, увидели плюсы не только для детей младшего возраста, но и для себя – двигаемся, веселимся, расширяем круг общения; разделили класс на группы и придумали игры. Составили график посещения и наладили сотрудничество. Детям нравится – и третьего класса, и шестого – все довольны!

Подвижная игра – одна из важнейших форм релаксации, а также и концентрации внимания учащихся. Игры направлены на личное и командное первенство, пантомимы: изобразить животное движением, мимикой, жестами, действиями, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, лёгкость и удовольствие.

«Мы есть то, что едим» – гласит восточная мудрость. Организация питания – одно из важнейших направлений в жизни гимназии. В столовой ребят ждут сбалансированные обеды, заботливо приготовленные школьными поварами.

80% учащихся моего класса посещают спортивные секции. Шесть человек из 6 Д класса включены в состав сборной команды по футболу и принимают участие в соревнованиях за честь гимназии, где команда гимназии последние два года занимает I место в районе и призовые места в городских соревнованиях.

В рамках профилактики простудных заболеваний учащиеся гимназии употребляют кислородный коктейль. Так, учащиеся 6 Д класса в I полугодии пили коктейль, в связи с этим сократились пропуски по причине простудных заболеваний во II четверти на 16%.

Автор статьи считает, что критерий оценки здоровьесберегающей деятельности может и должен быть только один: уровень здоровья учащихся – и приводит данные мониторинга состояния здоровья детей, в которых он преподавал на протяжении нескольких лет с применением здоровьесберегающих технологий.

Таблица № 2.

Мониторинг состояния здоровья учащихся 7-10 классов (2010/11 уч/год).

Всего учащихся 101, выражено в %

Заболевания

10А

10Б

10В

10Г

Всего в 7-х

классах

Всего в 10-х классах

Нарушения осанки

76

56

76

40

81

65

80

60

78

55

Нарушения зрения

32

44

36

36

42

46

36

28

37

39

Заб. нерв. сист.

2

16

4

12

11

7

8

8

8

11

Заб. лор органов

8

-

8

8

27

11

16

16

15

9

1гр. здоровья

-

-

-

-

-

7

-

-

-

2

2гр. здоровья

76

76

76

84

73

65

68

68

73

73

3гр. здоровья

24

24

24

26

27

27

32

32

27

25

В числителе абсолютное количество больных, в знаменателе выражено в %. За 10 лет обучения на параллели 11-х классов наблюдается улучшение всех показателей.

 

Автор статьи вместе с коллегами обучает этих школьников с пятого класса.

 

Таблица № 3.

Мониторинг состояния здоровья учащихся 1-11 классов (2010/11 уч/год).

Всего учащихся 64, выражено в %

Заболевания

11А

11Б

Всего в 1-х

классах

Всего в 11-х классах

Нарушения осанки

22/69

19/60

21/66

20/63

43/67

39/61

Заб. нерв. сист

8/25

6/19

10/32

2/6

18/28

8/13

Заб. лор органов

9/28

4/13

9/28

4/13

18/28

8/13

Нарушения зрения

8/25

8/25

12/38

10/32

20/31

18/28

1гр. здоровья

0

1/3

1/3

0

1/2

1/2

2гр. здоровья

28/87

24/75

25/78

25/78

53/83

49/77

3гр. здоровья

4/13

7/22

6/19

7/22

10/16

14/22

В числителе абсолютное количество больных, в знаменателе выражено в %.

 

За 10 лет обучения на параллели 11-х классов наблюдаем улучшение всех показателей. Автор статьи вместе с коллегами обучает этих школьников с пятого класса.

 

Исследование мотивации учащихся 5-11 классов к разным школьным предметам. Автор статьи совместно с психологической службой с целью определения качества образовательного процесса провёл исследование мотивации учащихся 5-11 классов к разным школьным предметам.

Подросткам предлагалось оценить степень своего согласия с четырьмя утверждениями относительно каждого школьного предмета, изучаемого в текущем году, по пятибалльной шкале:

4 – совершенно согласен;

3 –согласен;

2 – затрудняюсь ответить;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Утверждения, предлагаемые для оценки учащихся:

* Как правило, на уроке мне интересно.

* На уроке созданы все условия для развития моих способностей.

* Обычно я иду на этот урок с хорошим настроением.

* Домашние задания по этому предмету мне понятны.

(Для количественного анализа результатов был применен закон нормального распределения, или закон Гаусса).

Средний процент мотивации учащихся гимназии № 11 с 5 по 11 классы составил 83 %, что соответствует уровню мотивации выше среднего (80-88 % – мотивация выше среднего).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в гимназии созданы все условия для всестороннего и гармоничного развития личности и гимназия № 11 в действительности является территорией здоровья!

Подведя итоги своей повседневной работы, автор статьи считает использование здоровьесберегающих технологий и формирование культуры здоровья учащихся важнейшей задачей для того, чтобы подготовить выпускника к дальнейшей успешной и счастливой жизни, которая невозможна без достаточного уровня здоровья.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 175)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела