Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Татьяна Владимировна Штадлер,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 94 Ленинского района г. Новосибирска

Укрепление здоровья школьника как способ дополнительного образования

Проблема сохранения здоровья стала актуальной еще в древности. В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья как в процессе обучения, так и в период организации свободного времени. Таким образом, проблема здоровья детей и подростков сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос «Что для нас, педагогов, важнее – их физическое состояние или обучение». Такая озабоченность вполне понятна. Так по данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровыми лишь являются 10-12% детей. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов.

Современное образование столкнулось со сложнейшей проблемой – не просто обучением подрастающего поколения, но и сохранением у него устойчивого здоровья. Оказалось, что готовность к интеллектуальным нагрузкам связана не только с умением читать и писать, но и с уровнем здоровья ребенка. В последние годы было разработано много «здоровьесберегающих программ». Мною разработана Программа «Здоровячок», цель которой – сохранение и укрепление состояния здоровья детей младшего возраста, формирование ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Задачи:

  1. Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье.
  2. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни (научить выполнять правила личной гигиены, сформировать представление о правильном питании, сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха).
  3. Научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
  4. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам.

Я, как учитель-предметник, при построении уроков использую в своей работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе соответствуют норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

3. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

4. Присутствуют оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

5. В урок включаю вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

6. Помню, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки, поэтому шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение присутствует на каждом уроке и переменке.

Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, неблагополучная экология Ленинского района и города в целом влияют на состояние здоровья детей. Частые болезни приводят к тому, что они пропускают учебные занятия. В Программе один из разделов посвящен закаливанию детского организма. Поэтому на родительском собрании были приняты решения о посещении бассейна «Заря» Ленинского района и о принятии кислородного коктейля. Традиционно мною проводятся: Дни здоровья в Бугринской роще, мероприятия по предупреждению травматизма и безопасности дорожного движения встречи инспектором ГИБДД, МЧС, «Игра по станциям «Юный пешеход», занятия в «Детском автогородке», спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», прогулки на свежем воздухе. После занятий веду кружок «Здоровячок», где также как и в урочное время реализую свою Программу по здоровьесбережению.

Такое комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе и внеурочное время позволило снизить утомляемость на 94%, пропуски уроков без уважительной причины на 100%, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 33)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела