Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Ирина Алексеевна Чебунина,
заместитель директора МБОУ ДОД г. Новосибирска
«Детская школа искусств № 11»

Татьяна Викторовна Синицкая,
преподаватель высшей квалификационной категории
МБОУ ДОД г. Новосибирска
«Детская школа искусств № 11»

Радость творчества и современные образовательные технологии

Учитель – человек,

который может сделать трудные вещи легкими.

Ральф Эмерсон

 

Теоретические дисциплины (сольфеджио, элементарная теория музыки, музыкальная литература и др.) занимают особое место в музыкальном образовании детей. Это наиболее сложные предметы, предполагающие освоение большого объема материала, который ребенку надо прожить, прочувствовать, понять и научиться применять в собственной деятельности. Для некоторых детей эти предметы становятся непреодолимым препятствием для получения музыкального образования, некоторые оканчивают школу и радостно переводят дух – всё, наконец-то, и лишь немногие действительно осваивают материал и могут применять полученные знания в своей дальнейшей деятельности. Это обычная картина. Преодолению этого стереотипа мешают разные проблемы, с которыми сталкивается преподаватель музыкально-теоретических дисциплин:

– отсутствие мотивации к обучению: у детей – потому что трудно, у родителей – потому что они зачастую вообще не понимают, что это за предметы;

– состав группы: группы обычно разновозрастные, дети приходят из разных школ и вне урока (1 раз в неделю) порой больше не встречаются, кроме того в течение года по разным обстоятельствам ребенок может поменять группу – все это не способствует созданию коллектива;

– непонимание дальнейших перспектив: как я буду использовать и применять полученные знания и умения в своей обычной жизнедеятельности.

Особенно остро эти вопросы встают при курсовом обучении детей по сокращенной программе.

Каждый преподаватель решает эти проблемы по-своему. По нашему мнению, для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, а именно – активные методы обучения.

В настоящее время отмечается повышенный интерес к активным методам обучения. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Использование активных методов обучения на уроках позволяет создать условия максимально соответствующие природе восприятия информации ребенком. Дети становятся активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.

Мы выделяем несколько основных направлений использования активных методов обучения в образовательном процессе:

1. Игровые методы как эффективный способ командообразования и формирования коллектива единомышленников: игры знакомства и приветствия, приемы Орф-педагогики и т.п.

2. Методы проблемного обучения, направленные на совместное решение определенной образовательной задачи (деловая игра, ролевая игра и др.).

3. Методы педагогики искусства (всевозможные творческие задания, перенесение впечатления от музыкального произведения на язык других видов искусства (живописи, литературы, пантомимы).

4. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые позволяют делать обучение интересным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяет потребности современных детей.

5. Вовлечение детей в творческий, научно-исследовательский процесс.

6. Новые формы контроля, позволяющие максимально снизить уровень тревожности детей.

7. Активная личностная позиция преподавателей. В 2009 году четыре преподавателя нашей школы участвовали в областном фестивале преподавателей музыкальной литературы «Профессия – любовь моя» и стали Лауреатами.

8. Постоянное повышение квалификации и педагогический поиск способствовали тому, что авторы этой статьи были включены в состав экспертной комиссии направления «Дополнительное образование детей», осуществляющей оценку работ, присылаемых на конкурсы и фестивали, проводимые Международным Институтом Развития «ЭкоПро» (образовательный портал Мой университет, факультет «Реформа образования»). В состав экспертных комиссий конкурса вошло только три педагогических работника города Новосибирска, все в направлении «Дополнительное образование детей». Работа экспертами конкурса «Мультимедиаурок в современной школе» и фестиваля «Мультимедиа в образовании» в течение всего 2010–2011 учебного года позволило нам обогатить свой опыт работы, наладить творческие контакты с преподавателями других городов России, познакомиться с лучшими достижениями в области внедрения ИКТ и активных методов обучения в педагогическую практику дополнительного образования детей.

В рамках работы появились новые учебные, учебно-методические пособия и методические работы:

1. Учебно-методический комплект И.А. Чебуниной (русская музыкальная литература):

Учебное пособие «Волшебный мир оперы» [5], цель которого – освобождение ребенка от затрат большого количества времени на запись той или иной необходимой информации под диктовку учителя. Четкая структурированность материала, полнота изложения, доступность информации позволяют существенно оптимизировать процесс введения проблемно-поисковых методов, направленных на расширение кругозора, развития умения работать с информацией, сопоставлять и анализировать полученные данные, проводить параллели, переносить полученные знания в другие предметные плоскости. Высвобождая время на уроке для интеллектуального развития и творческого эмоционального проживания, пособие позволяет также создать условия для грамотного просмотра оперных музыкальных спектаклей дома или в театре.

В процессе систематического применения активных методов обучения на уроках музыкальной литературы возникла потребность преобразовать систему контроля и проверки полученных знаний. В результате появилось приложение к учебному пособию «Волшебный мир оперы» – «Тесты по русской музыкальной литературе»[6]. Работа с заданиями, предложенными в пособии, осуществляется в процессе сотрудничества педагога и детей, а также детей друг с другом. Учебное сотрудничество может быть представлено в двух формах: «учитель – учащийся» и «учащийся – учащиеся». Выполнение тестов предполагает наличие книги «Волшебный мир оперы» у учащихся, по которой и осуществляется поиск ответов на вопросы, но возможно также их использование в качестве самостоятельного учебного пособия. Работа с тестами способствует активизации мыслительных процессов, получению информации в процессе работы над заданием (что немаловажно, так как информация, добытая путем активного поиска, подкрепленного положительными эмоциями осознания достижимости цели и элементами соревновательности, надолго остается в памяти). Кроме того, подобная форма контроля усвоенных знаний снимает тревожность учащихся, неуверенность в своих силах и способствует созданию благоприятной, доброжелательной атмосферы на уроке.

2. «Конкурс по русской музыкальной литературе» [2] Т.В. Синицкой – электронное пособие для изучения и закрепления знаний по русской музыкальной литературе. Может использоваться частично для закрепления той или иной пройденной темы или полностью как конкурсное мероприятие.

3. Методическая работа «Информационно-коммуникационные технологии в практике преподавателя музыкально-теоретических дисциплин» [1] Т.В. Синицкой с приложением диска, на котором представлены разнообразные формы применения ИКТ на уроках.

4. Методическая работа И.А. Чебуниной «Активные методы обучения на уроках музыкальной литературы» [4].

Все работы были представлены на профессиональных конкурсах и высоко оценены экспертными советами.

Получаемые результаты:

1. Повышается мотивация детей к обучению.

2. Повышается уровень сплоченности групп, а также налаживается взаимодействие между учащимися разных групп и годов обучения (через участие в различных конкурсах).

3. Повышается уровень качества знаний. Формируются компетенции: коммуникативная, информационная, личностная.

Таким образом, осознанное внедрение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет не только успешно решать узкоспециальные задачи. Помимо этого, оно направлено на расширение кругозора детей, обучение их свободному оперированию полученными знаниями, умению учиться самостоятельно, а также на развитие форм мышления необходимых им не только на предметах искусства, но и в дальнейшей деятельности, в ее любых творческих проявлениях. Так как именно творческая деятельность является высшей формой самореализации человека. И тогда на смену проблемам приходит радость творчества и сотворчества, вера в успех и вера в себя и свои возможности.

 

Литература:

1. Синицкая Т.В. Информационно-коммуникационные технологии в практике преподавателя музыкально-теоретических дисциплин, Новосибирск,2009 г.

2. Синицкая Т.В. Конкурс по русской музыкальной литературе //festival.1september.ru/authors/208-538-104/

3. Синицкая Т.В. Русская музыка XIX века// Игра. Творчество. Жизнь. Новосибирск, 2009, с. 88-99.

4. Чебунина И.А. Активные методы обучения на уроках музыкальной литературы в ДМШ//festival.1september.ru/authors/210-739-744/

5. Чебунина И.А. Волшебный мир оперы. Новосибирск, 2000 г.

6. Чебунина И.А. Тесты по русской музыкальной литературе (оперы). Новосибирск, 2009 г.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 591)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела