Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(3) Вера Евгеньевна Удодина,
педагог-организатор
ЦВР «Лад» Первомайского района
г. Новосибирска

Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста: особенности организации и проведения

Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и

требование его биологически оправданно и законно.

Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий

мир, прежде всего, и легче всего в игре, игрой.

А.М. Горький

 

Особое место в структуре учреждений дополнительного образования детей занимает досуговая деятельность, которая представляет собой организацию свободного времени в целях гармоничного развития личности ребенка, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, успешной социализации и адаптации всех членов коллектива (детей, педагогов, родителей). Работа по организации массовых мероприятий заключается не только в том, чтобы занять ребенка, заполнить его свободное время, но и организовать работу так, чтобы она была интересна ребенку, соответствовала возрасту, способствовала его интеллектуальному и физическому развитию, обогащала его эмоционально.

Отличительная особенность сферы досуга – добровольный выбор человеком, ребенком занятий, формы отдыха. При организации и проведении досуговых мероприятий педагоги Центра внешкольной работы «Лад» занимают «скрытую педагогическую позицию». Ребенок, попадая в поле «эмоционального заражения», приобретает опыт эмоциональных переживаний. В ходе мероприятия ребенок взаимодействует с товарищами, заводит дружеские связи, налаживает общение, что для дошкольника крайне важно.

В Центре внешкольной работы «Лад» разработана и апробирована «Модель воспитательной системы», которая обеспечивает наиболее полную самореализацию обучающихся, а также развитие мотивации к познанию и творчеству с учетом индивидуальных особенностей, их интересов, потребностей общества. Воспитательная деятельность в Центре внешкольной работы «Лад» – это организованное взаимодействие ребенка с окружающим миром, направленное на формирование социально-ценностного отношения к нему средствами целенаправленного и планомерного развития субъекта воспитания.

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Дети к моменту поступления в школу достигают необходимого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

В самом раннем возрасте творческие процессы детей лучше всего выражаются в игровой деятельности. Зачастую игра выступает не только воспоминанием о пережитом, но и как творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование и построение из них новой деятельности, отвечающим запросам самого ребенка. Необходимо постоянно пополнять опыт ребенка, для создания прочных основ творческой деятельности. Чем богаче его опыт, тем больше места для воображения.

Игра – самостоятельный, законный и очень важный для детей вид деятельности, равноправный со всеми иными. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, имеют возможность самостоятельно проявить себя без внешнего побуждения.

Игрою легко «выветрить» симпатии и антипатии детей, их выбор, предпочтения в среде сверстников («третий лишний», «ручеек», «садовник», «каравай», «колечко» и др.). Игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры «проявляют» физические способности: ловкость, силу, выносливость, координацию.

В дошкольном возрасте дети не видят достаточно четко конечного результата своей деятельности, и стремятся достигнуть определенной цели – они просто играют. Физические упражнения, особенно подвижные игры, служат средствами проявления и поддержания положительных эмоций. Это объясняется тем, что у них пока не сложилось ясное представление о пользе физических упражнений, их влияние на здоровье. Мероприятия физкультурно-спортивного направления в ЦВР «Лад» это – «Приз Деда Мороза», «Папа и я спортивная семья», «День чемпиона». Участие в основных мероприятиях у детей происходят заметные качественные изменения: возрастает естественность, так же индивидуальные проявления детей к окружающей их действительности, воспитывается устойчивый интерес к различным видам упражнений, к выполнению элементов выразительного образа двигательного действия. Дети быстро ориентируются в новых ситуациях, способны выполнять ритмически согласованные простые движения, делают большие успехи в прыжках, в бросках, метании, беге.

С помощью игр на танцевальных занятиях с дошкольниками педагог не только формирует представления и определенные знания, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры (танцевальные композиции, этюды).

Занятия: «Путешествие с воздушным шариком», «Цветик-семицветик», «Мама и я танцевальная семья», «День открытых дверей» и др., на этих занятиях педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания о танцевальном искусстве, то на этих занятиях детям предлагаются задания в виде загадок-импровизаций, ритмические упражнения, танцевальные викторины. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, что делает занятие интересным, веселым, поучительным и желания детей участвовать в совместных игровых действиях.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Итогом какой-либо игровой деятельности может стать праздничное досуговое мероприятие. Оно должно быть кульминационным событием в системе воспитания ребенка. Праздник это не только праздность, это большое и важное дело, всегда коллективное и творческое.

Праздник в ЦВР «Лад» – наиболее эффективная форма воспитательной работы с дошкольниками в ОРО «Радуга». Праздник как форма проведения досуга очень ценен, так как обеспечивает широкую возможность в общении с детьми, сочетая массовое общение с личным. Таким образом, праздник как средство воспитания играет огромную роль в развитии коммуникабельности ребенка, способствуя его социализации. Праздник сплачивает. Он раскрывает творческий потенциал личности, создает ситуацию успеха, что очень важно для формирования самооценки, а так же способствует выявлению задатков и развитию способностей.

«Посвящение в школяры» – это игра, для которой необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги дополнительного образования и педагог-организатор. Сюжет игры строится таким образом, что его сторонние участники (дошкольники) без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будет зависеть судьба героев игры.

«Новогодние приключения» – это мероприятие требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «У нас на юге», «Вперед четыре шага», «Левон Лявониху любил» и т.д.

Такой праздник в оформленном виде не может выглядеть просто как сценарий – это лишит дошкольников возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для его проведения необходимо иметь:

– четко изложенные педагогические задачи;

– план подготовки игры;

– экспозицию – характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия;

– сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения дошкольников в ту или иную ситуацию;

– список литературы для подготовки детей к игре.

Музыкальный концерт «Радуга талантов» характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом.

Важно воспитывать у детей зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ для этого – организовать дело так, чтобы дошкольники периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей.

Праздник «Выпускной бал» – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или следовать друг за другом одновременно для всех. В рамках праздника используются торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровая программа.

Программа праздника не только содержит перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей включено в организацию и проведение праздника, тем больше воспитательное, социализирующее значение имеет событие.

Традиции праздничной игровой культуры, реализуемы в ЦВР «Лад», привлекают дошкольников к серьезной творческой деятельности, в которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, приобретают замечательные качества: доброту и смелость, дружелюбие и товарищество, щедрость и добродушие, веру и верность, правдивость и честность.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела