Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(3) Татьяна Леонидовна Синдеева,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБОУ ДОД Центра воспитательной работы «Лад»
Первомайского района г. Новосибирска

Игра как элемент культурно-досуговой деятельности старшеклассников

Сохранение и развитие празднично-игровой культуры содействует реализации права детей на отдых и досуг, право участвовать в играх, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка (ст. 31).

Игра не чужда и для старшеклассников. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. Подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика.

Старшеклассники предрасположены к игровой деятельности и нацелены на познание своих личностных качеств. Но проблема состоит в том, что педагоги зачастую не владеют технологией моделирования, организации и проведения игр для старшеклассников. В связи с этим, они не могут предложить обучающимся игровую деятельность, которая могла бы оказать помощь им в самопознании, самореализации.

В ЦВР «ЛАД» дети этого возраста в основном занимаются в объединениях физкультурно-спортивного, туристско-краеведческого и военно-патриотического направлений. Их посещает около 800 детей. Педагоги-практики, как правило, применяют сюжетно-ролевые игры, рассчитанные на длительное время. Культурно-досуговая деятельность учреждения реализуется на нескольких уровнях:

– мероприятия учебных групп;

– межгрупповые мероприятия;

– массовые многодневные программы (как правило, в дни школьных каникул);

– районные, городские массовые открытые программы, праздники, фестивали.

Наиболее ярким примером является длительная досуговая программа военно-патриотического клуба «Альбатрос». В течение года в объединениях клуба проходят предметные недели с четким планированием, ролями: «Командирские курсы», «Принятие присяги», «Лыжный переход через Обь», «Робинзонада» и т.д., а затем на базе летних оздоровительных лагерей проводится длительная игровая программа, которая становится основной тематикой смены. Составной частью культурно-досуговой деятельности Центра стали программы каникулярного отдыха детей. Профильные смены на базе образовательно-оздоровительных летних лагерей (Центра дополнительного образования «МГИВ», детского оздоровительно-спортивного лагеря «Пилот» под городом Искитимом) являются своеобразными диагностико-аналитическими площадками, позволяющими лучше узнать и понять воспитанников, их интересы, внутренний мир.

Образовательная и культурно-досуговая деятельность вместе составляют единую синтезированную систему. Объектом этих видов деятельности является ребенок, поэтому они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: культурно-досуговая деятельность логически вытекает из образовательной, а последняя создает необходимую предметную и исследовательскую базу для реализации культурных и социальных потребностей детей.

Длительные досуговые программы стимулируют к развитию умений и навыков обучающихся, предоставляют им возможность для самореализации, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность детей.

Работа клуба носит интегративный характер, поэтому объединения клуба взаимодействуют с объединениями других направленностей. Традиционно проводятся районные спортивные игры совместно со школами района «Виват России, Армии и Флоту!», «Зарница».

Содержание культурно-досуговых программ связано:

– с постижением культуры общения, поведения;

– с формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

– с освоением основ культуры быта, особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних оздоровительных лагерей, экспедиций, соревнований и т.д.

Мы коснулись одной из актуальных проблем организации игровой деятельности, которая существует, разрабатывается в практике центров досуга. Вариантов решений данной проблемы может быть много, в нашей практике сложилась такая система, с некоторыми методическими и практическими находками мы поделились с вами.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела