Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Евгения Александровна Горбунова,
библиотекарь МБС(К)ОУ С(К)ОШ №37 I,II вида
г. Новосибирска

Школьная библиотека – активный участник образовательного процесса

Сегодня школьная библиотека – участник образовательного процесса, т.к. она взаимодействует с обучающимися с целью передачи социального опыта.

Школьная библиотека претерпевает сейчас самые существенные изменения. Из физического пространства – где хранятся книги, проводятся занятия по привитию любви детей, подростков и молодежи к чтению, используя печатные источники информации, библиотека становится виртуальной, ее функции значительно расширяются до междисциплинарных сетевых сообществ, поддерживающихся технологиями, где есть место электронным собраниям ресурсов, он-лайн обучению, самостоятельным исследованиям и творчеству, наставничеству, независимой экспертизе, общению. Роль библиотекаря в школе становится совершенно особенной – этому способствуют внедряющиеся в обучение и повседневную жизнь подростков и молодежи электронные книги, мобильные технологии, социальные сервисы.

Основная цель педагогической деятельности школьной библиотеки: через подготовку квалифицированного читателя к формированию духовно богатой личности. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня педагогического процесса. В.А Сухомлинский еще в середине ХХ века писал, что «Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения». Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивая влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на повышение уровня достижений школьников. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество – это повседневная работа школьной библиотеки. Библиотекарь, как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо в различных ситуациях:

1. При объяснении нового или его повторении, закреплении. Здесь нужно демонстрировать владение вербальными методами рассказ, объяснение, беседа (диалог) с использованием слухо-зрительного восприятия учащихся, тактильной и жестовой речи библиотекаря и учащихся, консультирование, работа с книгой.

2. При выработке учебных умений и навыков. Здесь используются упражнения, практические работы – показ использования справочно-библиографического аппарата книги, библиотеки, привитие умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т. д.

3. При организации общения читателя и библиотекаря. Здесь идет разработка и внедрение определенных моделей педагогического общения, применение различных его стилей.

4. При формировании ответственности и обязательности читателей-учащихся, развитии критического мышления. Здесь важен и собственный пример, и организация обсуждения действий литературных персонажей, и изучение жизни и творчества писателей.

Органичной частью единого процесса руководства чтением детей в библиотеке является и формирование библиотечно-библиографической грамотности. Составление тематико-типологической модели фонда школьной библиотеки аккумулирует принцип технологического подхода. Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В работе библиотекарей с читателями возможны и необходимы использование интерактивных методов, поскольку они позволяют эффективно формировать библиотечно-библиографическую грамотность каждого читателя библиотеки. Интерактивное обучение основано, прежде всего, на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие библиотекаря и читателя, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познавания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, имеет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать не только новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В работе библиотекаря интерактивные методы возможно использовать при проведении занятий, больших мероприятий, на которых применяются обучающие игры. Приобщение навыков поиска необходимой информации из различных источников, которые помогают учащимся готовить интересные сообщения, презентации.

Не остаются без внимания и родители, которые совместно с детьми создают презентации. В этом случае огромную помощь также оказывают и учителя предметники. Особенно учителя русского языка и литературы. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекаря школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки. Активные формы обучения в библиотеке позволяют повысить интерес к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней,  а следовательно, помогают сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала.

Наряду с ролевыми играми, уроками-конференциями, уроками-экскурсиями к активным формам обучения относятся и уроки-викторины. В нашей школе они стали одной из разновидностей краткосрочных или средней продолжительности проектов, позволяющих интегрировать знания из разных областей для их применения на практике. Совместный урок строится библиотекарем и учителями русского языка в соответствии с методикой, используемой педагогами-предметниками, и равным образом предполагает наличие трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающегося и воспитательного. В зависимости от выбранной для урока темы, библиотекарь с педагогами формируют их наполнение. При проведении викторины для учащихся 5-6 классов по произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», посвящённой 180-летию написания книги и викторины для учащихся 9 классов по произведению Марка Твена «Приключения Тома Сойера», посвящённой 135-летию написания книги,  предусматривались все аспекты: познавательный аспект, развивающий аспект, воспитательный аспект. Дети с помощью педагогов готовили презентацию к мероприятию. Они, используя интерактивную доску,  составляли кроссворды, подбирали рифму к словам, собирали отрывки произведений из отдельных словосочетаний и т.д. «Ожившие картины» – инсценирование отрывков произведений и выполнение заданий на их основе очень понравились всем участникам мероприятий.

Таким образом, проводимые успешно совместно с педагогами уроки и внеклассные мероприятия – это форма продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированная на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов. Школьная библиотека в таких условиях становится участником образовательного процесса. Учебники и методические материалы школьной библиотеки активно используются в процессе обучения. Сегодня в школе используются очень хорошо и внешние ресурсы. Педагоги поощряют учеников использовать мультимедийные издания, как дополнительные источники информации по предмету. Всё информационное богатство (в том числе и электронные ресурсы) библиотекарь  привлекает для индивидуальной работы со школьниками,  особенно со старшеклассниками, которые занимаются более глубоким  изучением отдельных предметов и поиском дополнительных материалов, в том числе и цифровых при создании ученических проектов, докладов, рефератов, подготовке к внеклассному мероприятию.

7 лет я возглавляю работу по формированию экологической грамотности. Уже четыре поколения ребят принимают активное участие в городском экологическом турнире для младших школьников «Седьмой лепесток». В году проходит три игры. Мы получаем задание, и ребята начинают работать: подбирают информацию в интернете, в энциклопедиях, справочниках. Они занимали первые и вторые места, соревнуясь со слышащими детьми, становились абсолютными победителями.

Становление школьного библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью необходимых им умений: конструктивных (умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности), организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, умение включать детей в различные виды деятельности), коммуникативных (умение устанавливать контакты с детьми, общаться, включая такт, правильную речь) проектировочных (умение планировать педагогическую деятельность, учитывать ее использовать дидактические материалы), гностических (умение вести самообразование, самосовершенствование). Библиотекарь современной школьной библиотеки и учитель обладают такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, потребность в постоянном самообразовании. Школьная библиотека участвует в педагогической деятельности школы. Это участие в научно-практических педагогических семинарах и конференциях, участие в педагогических советах школы.

Образовательно-развивающая функция школьной библиотеки позволяет рассматривать библиотекаря, как педагога, профессионального партнера учителей-предметников.

Педагогическая функция библиотеки сегодня – это ее активное участие в учебном и воспитательном процессе. Являясь неотъемлемой частью школы, школьная библиотека имеет огромный и востребованный потенциал в условиях начавшегося в школах обновления всей системы воспитания. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнить на высоком уровне свои воспитательные и образовательные функции. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела