Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Галина Петровна Ильина,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 180
Заельцовского района г.Новосибирска

ИКТ в работе школьной библиотеки

Наше время по праву именуется «веком информатизации», когда все сферы деятельности человека – обучение, работа, досуг – пронизаны информационно-коммуникационными технологиями. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине и библиотекарь, в том числе должен уметь подготовить и провести урок или внеклассное мероприятие с использованием ИКТ.

Одним из важных направлений в деятельности библиотеки в современных условиях является переход к овладению навыками использования ИКТ для быстрого получения информации. Сегодня учителя и ученики школы могут получить в библиотеке следующие информационные услуги:

– бесплатный доступ к сети Интернет;

– информация из первоисточников, на электронных носителях. В библиотеке имеются различные электронные энциклопедии как универсальные, так и тематические. Такие как: «Большая энциклопедия», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Путешествие по Библии», «Энциклопедия классической музыки» и др.;

– получение индивидуальных консультаций по поиску информации;

– подача заявки на подбор требуемой информации, как из книжных источников, так и материалов из сети Интернет, оставив свой запрос в журнале;

– использование учителями видеоматериалов или компакт-дисков в домашних условиях;

– использование баз данных «Образовательные Интернет-ресурсы».

Среди первоочередных задач библиотеки – создание электронного каталога на основной фонд и включение в него материалов из периодических изданий.

В связи с внедрением в учебный процесс проектной деятельности учащиеся сегодня заинтересованы в расширении ассортимента предоставляемых библиотекой информационных продуктов и услуг. Их сегодня привлекает не только книговыдача, возможность поработать с литературой в читальном зале, выставки, беседы, списки литературы, справки и обзоры и т.д., но и получение подборок полезных ссылок в сети Интернет, копий статей, фрагментов книг, информирование о публикациях в периодической печати, и ресурсами Интернет. Все это разнообразит работу библиотекаря, заставляет активно задействовать новые технические средства и технологии.

У меня тоже есть небольшой и, на мой взгляд, успешный опыт в этой области. Так традиционный библиотечный урок «Структура книги» я заменила творческим проектом и предложила ребятам написать книгу. «Мы разные, но мы вместе» назвали ее ребята.

Для написания книги была создана редакторская группа, в качестве писателей выступили учащиеся класса.

Написать рассказ о себе и проиллюстрировать его оказалось не самым трудным, для того чтобы создать книгу ребятам пришлось самостоятельно исследовать из каких элементов состоит книга, как она устроена. В процессе работы над книгой была создана презентация «Как устроена книга», которую я теперь с успехом использую на других библиотечных уроках. Сама книга первоначально создавалась тоже в электронном варианте. Эта работа была полезной и для меня (я лучше узнала ребят, у нас установились партнерские отношения) и для ребят работа носила творческий, позитивный характер, и  материал урока был усвоен гораздо лучше, ведь хорошо запоминается то, что интересно.

Есть у меня и опыт индивидуальной работы это исследовательский проект «История Книжной закладки» (Шункова В.), творческие проект «Энциклопедический словарь моды к произведению А.С.Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (Кухаренко Н.), «Перечитывая Гоголя» (Шункова Я.) и др.

Применение информационных технологий в проектной деятельности повышает значимость для учащегося умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать, делать выводы и заключения.

Следующее направление в деятельности библиотеки является воспитание информационной культуры, культуры чтения. Реализуется это направление через систему библиотечно-библиографических уроков. С использованием ИКТ библиотечный урок перестал носить повествовательный характер. Игровой метод в сочетании с красочной презентацией делает урок праздником книги. Сегодня я учусь создавать и использовать все многообразие информационных ресурсов, в том числе и электронные продукты собственного производства.

На уроках я использую презентации «Откуда пришла книга», «Чего боится книга », «Реферат пишем правильно» и  др. а так же работы коллег (с обязательным соблюдением авторского права). Таким образом, с приходом компьютера в библиотеку, открылись совершенно новые возможности. А именно компьютер помогает провести любое мероприятие, урок на высоком уровне – интересно, увлекательно, зрелищно и современно.

Информационно-коммуникационные технологии открывают новые возможности для реализации активных форм работы с читателями.

Одной из наиболее успешных моих работ прошедшего года можно считать внеклассное мероприятие «Такие разные куклы», показанное на Региональном семинаре «Современные технологии в реализации ФГОС средствами УМК «Перспективная начальная школа».

Я не ограничилась использованием презентации, которой сопровождалось мероприятие, а использовала при проведении урока современные формы и методы работы:

– метод случайного выбора при формировании групп. Перед входом в класс ученикам предлагается выбрать себе любую фигурку, лежащую в корзинке (бабочка, рыбка, цветочек, птичка, грибок). На столах, за которые рассаживаются дети, к скатертям прикреплены бумажки с надписями «Грибовы», «Цветочкины», «Бабочкины» и т.д. В ходе урока дети решали, что означают эти надписи, для чего они нужны – все рассаживались по наличию фигурок – за стол с надписью «Грибовы» садились все у кого были грибочки и т.д. Таким образом были сформированы группы-семьи;

– для создания необходимой атмосферы и эмоционального фона использовались игровые моменты – девочки надевали платочки и превращались в девочек-крестьянок, все сидящие за одним столом считались братьями и сестрами, а я была их бабушкой, играла  с ними и учила их делать куклу-оберег «кувадку»;

– беседу с детьми я строила на основе проблемного диалога:

Посмотрите вокруг, что изменилось в вашем классе (репродукции картин, куклы, выставка книг о куклах). Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (о куклах)

Что вас удивило в моей последней фразе? (то, что куклами не играли) У кого есть предположение почему (предположения детей)

Какой вопрос напрашивается? Какие есть мнения?

Проблемный диалог позволяет детям использовать собственные знания, выдвигать предположения, оспаривать чужое мнение, выслушивать разные точки зрения, самостоятельно делать выводы.

Работа в группах сопровождалась напоминанием, что они одна большая дружная семья, где все помогают друг другу. Каждый делал свою куклу, затем детям предлагалось показать, что  их куклы тоже большая и дружная семья, индивидуальная деятельность переходила в групповую. Дети тем или иным способом при помощи ленты объединяли кукол в единое целое – хоровод, подвеску…

Такие библиотечные уроки регулярно проводятся в нашей школе. Дети очень любят их, с нетерпением ждут, готовятся. Я тоже очень тщательно готовлюсь к проведению таких занятий: продумываю сюжет, оборудование, детали интерьера и, конечно же, все применяемые технологии, методические и дидактические приемы.

Центральное место в моей работе занимают информационно-коммуникационные технологии. ИКТ дают библиотекарю большое поле для творчества, не позволяют быть инертным, заставляют находить новые способы и формы влияния на развитие информационной культуры ребенка-читателя. Сейчас в моем арсенале имеется подборка разработок библиотечных уроков на различные темы с применением ИКТ, материалы для организации проектной деятельности. В течение ряда лет члены библиотечного кружка успешно участвуют в различных конкурсах проектов, научно-практических конференциях и побеждают в них.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 30)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела