Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(2) Наталья Михайловна Томилова,
заведующая библиотекой
МАОУ Информационно-экономического лицея
Ленинского района г. Новосибирска

Использование информационных технологий в школьной библиотеке лицея

Успешная организация образовательного процесса складывается из многих факторов. Одним из них является и школьная библиотека, которая сегодня должна стать основным звеном обеспечения необходимой информацией, как учителей, так и учащихся, осуществлять переход функций школьной библиотеки на более качественный уровень.

От уровня библиотечно-информационного обслуживания пользователей современной школьной библиотеки во многом зависит достижение нового качества образования. Приведу мнение заведующей научно-исследовательской группой «Школьная медиатека» ИОСО РАО Е. Ястребцевой: «Без понимания важности предоставления информационных услуг участникам педагогического процесса в школе не мыслится современная школьная библиотека, а она – информационное ядро в школьной информационной службе. Она – условие для свободного доступа к информационным ресурсам в школе».

Библиотека включает в себя зоны открытого и закрытого доступа к библиотечным фондам, зону справочной службы – для регистрации и учета всех действий, связанных с выдачей, использованием и возвратом литературы на традиционных носителях, читальный зал на 30 посадочных мест, места для индивидуальной работы, для работы педагога с методическим фондом.

Компьютерная зона: 2 компьютера (для библиотекаря и пользователя), копир, сканер, два принтера, проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, DVD-плеер. Внутренняя локальная сеть лицея объединяет все компьютеры (они установлены на каждом рабочем месте) и имеет связь с внешней локальной сетью, что позволяет выйти на сервер, где хранятся все базы данных, детские и преподавательские работы, презентации, сканированные периодические издания. Можно связаться с компьютерами в классах информатики, с компьютерами администрации. Это очень удобно для работы. В текущем учебном году лицей установил мини-АТС на 16 номеров пользователей, в том числе и для библиотеки. На сайте лицея запланировано размещение web-странички библиотеки, где будет отражаться текущая информация о новостях информационного центра.

Библиотека имеет статус информационного центра и работает совместно с научно-методическим советом лицея, в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом.

Учащиеся и работники школы имеют возможность:

– выхода в Интранет лицея;

– пользоваться электронной почтой;

– обучаться работе с пакетом программ Microsoft Office;

– получать навыки работы в сети;

– работать с электронными учебниками, журналами, энциклопедиями и обучающими программами на CD-ROM, для подготовки к урокам и самосовершенствования.

Необходимо сказать, что учащиеся и педагоги при использовании компьютера в читальном зале получают необходимые консультации по работе с компьютерными программами, по навигации в Интернет-сети, при индивидуальных занятиях с использованием компакт-дисков. Для классных руководителей создаются систематические папки журнальных статей и материалов по воспитательной работе.

Ориентируясь на потребности читателей, библиотека накапливает в своей базе данных самые различные материалы: аудио- и видеозаписи; материалы для воспитательной работы; методическая копилка уроков; ссылки на образовательные Интернет-ресурсы; ссылки на сайты крупнейших библиотек и образовательных учреждений; литература для детей в электронном виде; законодательные документы в сфере образования.

Создаётся база данных наглядных материалов к урокам и внеклассным мероприятиям, тестирующих программ, созданных педагогами и учащимися лицея.

Используем компьютерные презентации и на занятиях по формированию информационной культуры, например, «Строение книги», «Творчество художников-иллюстраторов», «Информация вокруг нас» и др.

Выбирая оптимальную стратегию развития, стоит принять во внимание современное состояние библиотеки, ее ресурсы, техническое оснащение, возможные взаимодействия с партнерами, ожидаемые затраты. Необходимо учесть и образовательные особенности школьной библиотеки, безусловную специфику ее деятельности:

– информационное обеспечение учащихся;

– информационная поддержка педагогов в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;

– помощь в самообразовании, саморазвитии детей и взрослых;

– педагогическая работа сотрудника школьной библиотеки, так как школьная библиотека – участник образовательного и воспитательного процесса.

На данном этапе школьная библиотека, хоть и не так быстро, как хотелось бы, все же занимает свою нишу в информационном пространстве школы и вносит значимую лепту в повышении и развитии информационной культуры пользователей, а значит и модернизации образовательного процесса.

Горят, как жар, слова,

Иль стынут, словно камни, –

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в сей час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной красоты.

Н. Рыленков

 

Я смотрю на книги своей библиотеки. Какое наслаждение просто брать в руки любимые тома, гладить рукой переплёт, вдыхать запах и даже потереться иногда щекой о гладкие страницы… Мне люди так не помогали, как книги.

Ганс Христиан Андерсен! Я помню его лет с пяти, но только лет в девять-десять я по-настоящему открыла его для себя и до сих пор нахожу в нём что-то новое. Но тогда… «Далеко в море вода синяя-синяя, как васильки, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло…» Даже сейчас не знаю, чем поразили меня тогда эти строки. Не знаю. Но только вдруг защемило сердце неведомая до этого печаль, а когда окончила читать «Русалочку», то всё поняла. И высокое благородство чистой души, и счастье, и горе молчаливой неразделённой любви, и столько всего, что не могла выразить словами. Это «Русалочка» помогла мне понять, что такое «светлая печаль»…

Все сказки и истории Андерсена я перечитывала опять и опять, и находила в них такое, что было скрыто до сих пор. Я ещё не знала, что, повзрослев, я найду в знакомых сказках бездну душевной и житейской мудрости.

Своими лучшими чертами характера я обязана книгам и, прежде всего, Андерсену. Это он научил меня видеть поэзию в самых простых вещах. Без него я не смогла бы так глубоко понять и полюбить А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и других моих любимых писателей.

Да, из горящего дома я спасла бы самую дорогую мне книгу – «Сказки Андерсена». И окажись с этой книгой на необитаемом острове, я сумела бы с помощью Андерсена рассказать ребенку о большом мире, о людях, научить его доброте, деликатности, бескорыстию, привить ему душевную тонкость и чувство юмора, воспитать стойкость и мужество, научить его любить людей и жизнь, любить верно, преданно, беззаветно, как любят  герои сказок Андерсена, как любил сам добрый, мудрый, ироничный волшебник Ганс Христиан Андерсен.

В мире столько разных книжек

Для девчонок и мальчишек.

Можно многое узнать,

Если все их прочитать.

Читайте, читайте,

Творите, мечтайте,

Найдете удачу в пути.

Читайте, читайте,

Страницы листайте

Свой мир открывайте,

В нём всё впереди.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1843)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела