Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Светлана Александровна Рязанова,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 4
Центрального района г. Новосибирска

Информационная среда школы как условие формирования информационной культуры личности

То, как школа использует свою библиотеку,

показывает, что в ней понимают под образованием.

Дж. Р. Браун, консультант IASL по работе школьных библиотек

Библиотека образовательного учреждения всегда осуществляла важные функции информационно-документального обеспечения учебного процесса; духовно-нравственного воспитания учащихся через знакомство с литературными произведениями зарубежных и отечественных классиков; являлась культурно- информационным центром микрорайона, центром внешкольной работы.

В период образовательной реформы школьная библиотека является одним из основных ресурсов для качественного изменения системы образования, перехода на новые федеральные образовательные стандарты, развития информационных процессов в образовании. Именно библиотека сможет дать устойчивость развития образовательным процессам. И наш подход – рассматривать школьную библиотеку как главный системообразующий элемент школы, где генерируется питательная информационно-образовательная и социокультурная среда для учителей – трансляторов инноваций и творческих учащихся.

Руководствуясь этими соображениями, определив последовательность шагов, пять лет тому назад мы начали создавать библиотечно-информационный центр, создавать для учащихся и учителей условия свободного выбора методов, форм и средств развития личности; обеспечивать возможность наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам в процессе самостоятельной учебной и научно-поисковой работы учащихся и методической работы учителей; налаживать партнёрские отношения с социокультурными институтами: публичными, специальными, учебными библиотеками. Такое «рождение связей» открывает простор для развития многосторонних коммуникационных процессов, нацеленных на самообразование и саморазвитие личности – дело далеко не одного года, требующее больших материальных затрат (сразу заметим, при отсутствии какой-либо финансовой спонсорской поддержки) и непременно творческого участия всего педагогического коллектива.

Сегодня библиотечно-информационный центр школы – это выстроенная инфраструктура с его индивидуальными автоматизированными рабочими местами, зонами, медиаклассом, включающая информационные ресурсы (фонды документов и информационных изданий на различных носителях, электронные библиотечные документация, каталоги и картотеки), компьютерную технику, средства доступа к внутрибиблиотечным и удалённым информационным ресурсам.

Каталогизация и создание электронных каталогов, автоматизация и интенсификация работы библиотекарей – это, несомненно, составляющие информатизации библиотек образовательных учреждений. Но наша основная задача – это поддержка содержания образования информационными ресурсами. Стоящие сегодня перед образовательными учреждениями цели – переход к новой парадигме образования, к новым стандартам образования – ведут к тому, что электронная библиотека школы стала необходима.

Затруднения у школьных библиотек, к великому сожалению, общие: нам выделяется абсолютно недостаточно денег на подписку, не хватает учебников по предметам, справочной литературы и т.д. Вряд ли стоит ожидать, что положение изменится в ближайшем будущем. Между тем уже сейчас некоторые проблемы мы решаем, используя Интернет. Ресурсы из Сети способны дать существенную информационную поддержку школьным библиотекам. И интернет-ресурсов, составляющих электронную библиотеку нашей школы, уже достаточно много:

– электронные библиотеки художественной литературы;

– образовательные порталы федерального, регионального, местного уровней, где размещены ресурсы в поддержку образования, в том числе нормативно-правовые материалы;

– периодические и подписные издания в Сети.

Мы понимаем важность образования в течение всей жизни. Настоящая информационная поддержка обучения строится на платформе библиотечного фонда. Но нам надо думать о том, как догонять детей в той среде, где они уже привычно ищут информацию. Сегодня дети прочно «сидят» в многочисленных социальных сетях. И наша большая задача – подтянуть их к социальным образовательным сетям, приучить ежедневно их использовать. И это можно сделать с помощью ресурсов электронной библиотеки школы – данная среда является тем местом в Интернете, где школьники получают образовательную поддержку, консультацию и помощь.

На пути интеграции ресурсов нашими партнёрами стали ОДБ им. А.М. Горького, библиотека им. Фурманова, ГПНТБ и др. Существующий опыт такого единения культурно-образовательного пространства обоюдополезен и высокоэффективен. Подобное взаимодействие – не самоцель. Оно направлено, прежде всего, на расширение образовательного пространства, удовлетворение личностных интересов пользователей и выполнение информационных и образовательных запросов субъектов образования.

Вся деятельность центра строится в тесном сотрудничестве и взаимодействии с коллективом школы, в соответствии с координационным планом на учебный год. Его основная цель – от информационной грамотности – к читательской культуре.

Общеизвестно, что эффективность процесса формирования информационных компетенций и информационной культуры личности обучающихся обусловливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, наглядность, доступность, дифференцированный подход.

Мы активно применяем в библиотечном обслуживании дополнительные формы обучения с использованием информационных технологий, среди которых можно выделить следующие виды занятий: виртуальные экскурсии, обзоры, викторины, информационные часы, курс-презентация «Основы информационной культуры личности» для учащихся младшего школьного возраста, уроки-презентации с элементами игровой деятельности, библиотечные и информационно-библиографические уроки с сопровождением презентационного ряда. Использование в учебно-воспитательном процессе межпредметных связей и интегрированных занятий содействует оперативному и эффективному усвоению обучаемыми материала как общеобразовательных предметов, так и информатики.

Мультимедийные технологии позволили нам значительно расширить границы предъявления информации, создать разнообразные информационные продукты без привлечения специалистов в области компьютерных технологий.

Современные информационные педагогические технологии предпочтительней традиционных методик для формирования информационных компетенций и информационной культуры личности, так как взаимодействие участников образования (обучающих и обучаемых) стимулирует установление производственных и личностных контактов. Использование разнообразных методик и форм работы позволяет не только обучить школьников, но и изучить уровень развития их информационной культуры, а также создать в процессе игры проекты и модели для последующей практической реализации в библиотечном обслуживании. Применяя в мероприятии наглядность, занимательность, эмоциональность, используя графики, видео, анимацию и звуки, произведения искусства и литературы, включая в осваиваемый материал картины, фотографии, рисунки самих обучающихся – всё это, мы убедились, позволяет нашим читателям получить максимальное впечатление от представленного материала, стимулирующее интерес к данной конкретной проблематике, сделать фактический материал интересным и доступным.

Завершить рассказ о нашей работе хотелось бы цитированием Бим-Бада Б.М., академика Российской академии образования: «Образование должно быть сообразным с природой человека и с его культурой, средой, действительностью, практикой общества. Школа – сколок общества и культурный центр своей общины. Школа должна воспитывать лучшее в человеке. …Школа помогает систематизировать, упорядочить и углубить картину мира в сознании учащихся, которые учатся понимать себя и других. Школа исходит из повседневных восприятий, наличных интересов, потребностей, проблем и влечений учащихся, облагораживая их. Школа учит мыслить, мыслить научно, серьёзно и долго – вплоть до совершеннолетия человека и, желательно, человечества».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела