Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Лариса Григорьевна Рудзинская,
учитель-дефектолог
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната №37 I,II вида г. Новосибирска

Чтение с лица – жизненно важная для неслышащих людей коммуникативная компетенция

Вам, наверное, приходилось видеть, как «необычные» люди говорят между собой жестами. Это люди с нарушенным слухом. Я однажды была невольным свидетелем беседы врача с глухим юношей. Он никак не мог понять, чего от него хочет взволнованный доктор. А доктор просил его срочно сдать кровь (оказалось у юноши серьёзные проблемы со здоровьем). Возникла проблема.

Мир слышащих не готов принять глухих людей. Кто они в глазах «слышащего мира»? Он, этот мир, рассматривает глухого человека как отклонение от «нормы», которую воплощает слышащий человек.

Слух – удивительный дар, которым природа наградила человека. Нарушенный слух в большей степени, чем какая либо другая патология, влияет на социальные связи человека с миром. Нарушение слуховой функции – дефект, который имеет сложную структуру. Потеря слуха влечёт за собой недоразвитие или полное отсутствие речи. Роль устной речи трудно переоценить. Овладение языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений человека. Коммуникативная компетенция является жизненно важной, ключевой компетенцией для неслышащих людей и, следовательно, её формирование – приоритетное направление в работе нашей школы.

Устная коммуникация включает в себя восприятие (слуховое, слухо-зрительное и зрительное) и воспроизведение устной речи. Контакт со слышащими людьми предполагает умение лиц с нарушенным слухом понимать обращенную к ним речь путем слухо-зрительного восприятия или чтения с лица и умение говорить разборчиво, внятно.

Чтение с лица – это зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов. Оно дополняет слуховое восприятие речи, особенно в тех случаях, когда последнее чем-либо затруднено (шум, недостаточная громкость, невнятность произношения).

Цель обучения чтению с лица: формирование качественных навыков зрительного восприятия речи окружающих.

Задачи:

1. Выработать у неслышащих и слабослышащих учащихся навык быстрого и в соответствии с объективными возможностями дифференцированного зрительного восприятия речевых движений.

2. На базе сформированной собственной речи максимально натренировать встречную активность: умение опираться в процессе чтения с лица на фонетические, лексические и грамматические закономерности, на смысловые связи и отношения между словами и фразами, на речедвигательные стереотипы.

Слышащим людям трудно понять, как справляются неслышащие с распознаванием звуков и слов, когда такое число фонем имеет почти одинаковые видимые образы. Что может помочь в решении этой трудной задачи:

– Избыточная информативность речи. Иногда необходимо лишь несколько верно схваченных звуков, чтобы понять смысл сказанного.

– Для лучшего понимания говорящего человеку с нарушенным слухом важно знание предмета разговора и догадка.

– Важным условием является чёткая артикуляция, хорошее освещение и медленная, ясная речь.

Например, глухому мальчику говорят: «папа ушёл на работу». Слово «папа» с губ читается совершенно также как и «мама», «баба». Но мальчик знает, что если бы первое слово было «мама», начало фразы звучало бы «мама ушла», а звукосочетание «ёл» и «ла» отлично различаются.

Очень важно научить неслышащего школьника внимательно следить за губами говорящего, уметь отличать характерные для звуков признаки. В нашей школе применяются различные методы и приёмы по формированию навыка чтения с лица. Один из них – тренинг. Он включает в себя ролевые игры («Угадай настроение у друга»), тренировочные упражнения по формированию зрительного внимания и контекстной догадки («Считай с губ фразу и покажи картинку», чтение профилей («Прочитай слово по профилю») и т.д.

Чтение с лица больше напоминает искусство, чем науку. При раннем обучении этому искусству особо одарённые виртуозы почти безошибочно считывают речь с лица незнакомых людей.

Чтение с лица, пожалуй, наиболее трудный способ общения глухого человека и слышащего. Но он очень важен. Особенно важен для неслышащих студентов, обучающихся вместе со слышащими в училищах и колледжах. Разговоры на улице, в магазине, поликлинике ведутся, как правило, таким образом.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 18)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела