Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(2) Ирина Михайловна Зеленова,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 18
Дзержинского района г. Новосибирска

Интеллектуальная игра «Через тернии – к звездам!»

Целевая группа: учащиеся 5-6 классов.

Цель мероприятия: пробудить интерес к истории космонавтики, воспитать гордость за героическое прошлое, вызвать стремление больше узнать об этом событии.

Вступление: В 2011 году отмечается 50-летие одного из важнейших событий мировой истории – полета первого пилотируемого космического корабля. Значение этого события невозможно переоценить – люди впервые смогли взглянуть на нашу планету со стороны, увидеть звезды, не замутненные земной атмосферой. Сегодня мы с вами проверим ваши знания о самых значимых событиях в истории развития космонавтики.

Вопрос 1: Кто изобрел телескоп? (Г. Галилей)

Комментарий к 1 вопросу: Первым применил телескоп для изучения звездного неба Галилео Галилей, крупный ученый итальянского Возрождения. В телескоп, дающий 32-кратное увеличение, он разглядел, что поверхность Луны не хрустальная, как учили в древности, а покрыта возвышенностями и долинами. Светлые точки на темной половине Луны – вершины гор, освещаемые лучами Солнца.

Вопрос 2: Ученый, открывший атмосферу на Венере? (М.В. Ломоносов)

Комментарий ко 2 вопросу: Новый тип отражательного телескопа – рефлектора был изобретен великим русским ученым М.В.Ломоносовым. Он установил, что на Венере есть атмосфера, но более плотная, чем на Земле.

Вопрос 3: Кто первым создал проект космической ракеты? (К.Э. Циолковский)

Комментарий к 3 вопросу: Константин Эдуардович Циолковский – российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.

Вопрос 4: Какая планета самая яркая из видимых с Земли? (Венера)

Вопрос 5: Назовите страну, которая первой запустила искусственный спутник Земли. (СССР)

Комментарий к 5 вопросу: 4 октября 1957 года был произведен запуск первого искусственного спутника Земли, первого искусственного небесного тела, созданного человеком. Только спустя 4 месяца, в феврале 1958 года, на орбиту был выведен первый американский спутник Земли, а еще позднее – французский, японский и китайский.

Вопрос 6: Кто побывал в космосе первым? (Собака)

Комментарий к 6 вопросу: Предшественником человека в кабине космического корабля могло быть только высокоорганизованное существо, обладающее развитой психикой и интеллектом. Выбор был сделан в пользу дворняжек. Ведь «потомственные» дворняги научились выживать в любых условиях: борьба за место под солнцем сделала их сообразительными, смелыми, непритязательными. Собак учили перед полетом не бояться ракетных двигателей, переносить вибрацию, самостоятельно забираться на «рабочее место», безропотно носить датчики на своем теле, нажимать мордой на рычаг для получения питья и пищи, терпеть световые вспышки и переносить жару.

Вопрос 7: Назовите то место Солнечной системы, куда ступала нога человека. (Луна)

Комментарий к 7 вопросу: «Аполлон – 11» – так назывался первый космический корабль, доставивший космонавтов к Луне. Командиром корабля был Нил Армстронг.

Вопрос 8: Назовите имя и отчество первого космонавта. (Юрий Алексеевич)

Комментарий к 8 вопросу: Мы должны гордиться нашей наукой и нашими учеными. 12 апреля 1961 года был сделан новый шаг в познании неизведанного. Первый человек преодолел земное притяжение и облетел вокруг нашей планеты. Юрий Гагарин был первым! Его знали люди всей Земли. Гагаринская улыбка стала визитной карточкой советского человека во всем мире.

Вопрос 9: Назовите фамилию первой в мире женщины-космонавта. (Валентина Терешкова)

Комментарий к 9 вопросу: Прежде чем совершить свой подвиг в космосе, космонавт совершает его на Земле. Этот подвиг – длительные, упорные тренировки. Валентина Терешкова вместе с другими девушками училась управлять современными самолетами, она привыкала к состоянию невесомости. В сурдокамере, полностью изолированной от внешнего мира, испытывала на себе «земной космос». Большое место в предполетной подготовке В.В. Терешковой занимала специальная тренировка вестибулярного аппарата на «качелях Хилова» и центрифуге. Спортивные увлечения детства и юности, а также природная выносливость и упорство помогали Терешковой в физической подготовке.

Вопрос 10: Как назывался первый в нашей стране космодром? (Капустин Яр)

Комментарий к вопросу № 10: Первый космодром в нашей стране был основан в 1946 году в местечке Капустин Яр.

Вопрос 11: Когда Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)

Вопрос 12: Как назывался космический корабль, на котором был осуществлен первый запуск человека в космос? ( Восток – 1)

Вопрос 13: Как долго продолжался первый полет человека в космосе? (108 минут).

Комментарий к 13 вопросу: «9 часов 07 минут. Пуск! Слышен свист и нарастающий гул. Началась борьба с силой земного притяжения. Растут перегрузки. Чувствую, как какая-то сила все больше вдавливает меня в кресло… Наступила невесомость. Я оторвался от кресла и как бы повис между потолком и полом кабины. Нахожусь над Южной Америкой. Полет продолжается хорошо. Вижу Землю, лес, облака. Красота-то какая!

Вопрос 14: С какого космодрома был произведен запуск первого космического корабля с человеком на борту? (С Байконура)

Вопрос 15: Кто из космонавтов первый вышел в открытый космос и когда? (Алексей Леонов ,18 марта 1965 г.)

Комментарий к вопросу № 15: 18 марта 1965 года состоялся первый выход человека в открытый космос. Над Землей на высоте почти 500 км, со скоростью 28000 км/час в открытом космическом пространстве летел человек, который стал на 20 минут спутником Земли.

Вопрос 16: Назовите главного конструктора первых советских космических кораблей. (С.П. Королев)

Комментарий к вопросу № 16: Его школьные годы пришлись на период, когда наша страна переживала серьезные потрясения: Великая Октябрьская социалистическая революция, Гражданская война. Вся его жизнь была проникнута романтическим стремлением летать. Летать все выше, быстрее и дальше, создавать для этого уникальные машины, сплачивать вокруг себя коллектив энтузиастов и мечтателей. При жизни его имя находилось в тени, потому что работы, проводимые под его руководством, были стратегически важными для государства и, конечно, засекреченными.

И закончить нашу игру я хочу словами Юрия Алексеевича Гагарина:

«…Самая большая победа придет только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие, незаметные для других победы. Всегда и во всем стремитесь к большой цели, тренируйте свою волю, не отступайте ни перед чем, что кажется трудным».

Приложение. Презентация к интеллектуальной игре.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Районный конкурс методических разработок среди библиотекарей, посвященный Году российской космонавтики и 50-летию полета Ю.А. Гагарина
2. Сценарий классного часа «День космонавтики»
3. Литературный час для учащихся 5-6 классов «Дорога в космос»
4. Классный час, посвященный истории космонавтики, для учащихся 7-8 классов «Дорога во Вселенную»
5. Интеллектуальная игра «Через тернии – к звездам!»
6. Библиотечный урок, посвящённый Году космонавтики и 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, для школьников 4-9 классов «Космос. Этапы познаний»
7. Методическая разработка коллективно-творческого дела для учащихся начальной школы «Как Незнайка в космос собирался»
8. Беседа-презентация ко Дню космонавтики «Четвероногие пионеры звёздного пространства»
9. День космонавтики в школе
10. Устный журнал «Память материнского сердца»
11. Беседа, посвящённая 50-летию первого полёта в космос Ю.А. Гагарина, «Сын Земли» (7-8 класс)
12. Тематический классный час «108 минут, изменившие мир» и интеллектуальная игра «Тайны вселенной» для учащихся 7-9 классов
13. Современная библиотека
14. Чтение как фактор личностного роста и адаптации в современном мире
15. Гражданская война. Живая история