Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(10) Валентина Васильевна Занина,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 177
Дзержинского района г. Новосибирска

Библиотечный урок, посвящённый Году космонавтики и 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, для школьников 4-9 классов «Космос. Этапы познаний»

Библиотекарь: Мир, в котором мы живём, огромен, необозрим. Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. С древнейших времён человечество пытается разгадать тайны космоса, но чем больше оно узнаёт, тем больше возникает новых вопросов и загадок. Древних учёных, наблюдавших за звёздами, называли звездочётами. Позже их стали называть астрономами, а науку о звёздах – астрономией.

Попытаемся условно разбить процесс познания космоса на 3 этапа:

1этап – Наблюдение за звёздами без увеличительных приборов.

2 этап – Исследование звёздного неба с помощью телескопа.

3 этап – Разработка и создание космических кораблей. Выход в космос.

А теперь рассмотрим все эти этапы более подробно.

Ведущий 1: На 1 этапе познания космоса человек вёл регулярные наблюдения за звёздным небом. Люди всегда интересовались погодой, переменами климата и Солнцем. Астрономические знания необходимы были людям и в Древнем Египте, и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, Везде, где люди жили, сеяли, собирали урожай, где они занимались охотой, рыболовством, скотоводством, совершали путешествия через пустыни и моря. Всем им необходимо было ориентироваться во времени и в пространстве. В то время люди научились определять свой путь по звёздам. Так же по звёздам смогли определять начало сельскохозяйственных работ, когда наступала пора пахать и сеять.

С помощью астрономических наблюдений люди могли вести учёт времени, смену дня и ночи, смену фаз Луны, смену времён года. Таким образом, много тысячелетий назад возникли первые календари. В те давние времена люди полагали, что земля плоская, что она покоится на спинах трёх китов или трёх слонов.

Ведущий 2: Множество учёных потрудилось над выработкой взглядов на окружающий мир, но, пожалуй, одним из первых выдающихся представителей древних наук был Аристотель из греческого города Стагиры (384-322 гг. до н.э.). Аристотель придумал собственную систему мира, т. е. рассказал, как, по его мнению, устроена Вселенная. В центре Вселенной он поставил неподвижную шарообразную Землю. Система мира Аристотеля называется геоцентрической: Земля (по-гречески «геос») – в центре, а все остальные звёзды и планеты, в том числе и Солнце, вращаются вокруг неё. Идею Аристотеля поддержал ещё один известный греческий учёный Клавдий Птолемей (ок. 90-160). Птолемеевской системе мира «повезло» в том, что её приняла и поддерживала христианская церковь. Всё, что не соответствовало церковному учению, объявлялось ересью, еретики томились в тюрьмах или погибали на костре. Геоцентрическая система просуществовала почти полтора тысячелетия до великого открытия Николая Коперника.

Ведущий 3: Польский астроном Николай Коперник (1473-1543) после тридцати лет упорного труда, долгих наблюдений неба, сложных математических расчётов доказал, что Земля – только одна из планет, что все планеты обращаются вокруг Солнца. Эта модель мира получила название Гелиоцентрической («Гелиос» – солнце – в центре). Церковь не принимала теорию Н. Коперника, запрещала чтение его трудов. Сохранилось известие, что опубликованную первую из написанных им шести книг, автор увидел только на смертном одре.

В эпоху Возрождения появилось много могучих творческих личностей. Один из них, который распознал истинную природу всей Вселенной, был великий итальянский учёный Джордано Бруно. Мироздание Джордано Бруно не имело фиксированного центра. Человек живёт на одной из множества обитаемых планет, затерянных в беспредельных далях космоса. И Солнце – наше Солнце – должно быть одной из звёзд, а если Солнце – звезда, то и все звёзды – солнца. Д.Бруно приходил к замечательным научным прозрениям, предвидениям. Многие его мысли созвучны современным физическим теориям. Бруно описывал гипотезу строения вещества из атомов, предвидел открытие вакуума, утверждал единство живых организмов, признавал материю вечной, находящейся в постоянном непрерывном изменении. Церковь объявила его еретиком, потребовала отречения от своих убеждений. Д.Бруно остался верен своим убеждениям и в 1600 году принял мученическую смерть на костре от рук иезуитов.

Библиотекарь: А теперь перейдём к рассмотрению 2 этапа познания человеком космоса – исследованию звёздного неба с помощью увеличительных приборов.

Ведущий 4: Начало этого этапа ознаменовалось открытием великим итальянским учёным Галилео Галилеем (1564-1642) в 1609 г. прибора – дальновидца (так переводится с греческого слово «телескоп»). Основа этого прибора – комбинация оптических стекол. Он собрал несколько телескопов, каждый последующий давал всё большее увеличение, и если первый увеличивал всего в 3,5 раза, то наилучший из галилеевских телескопов давал увеличение в 33 раза. С помощью этих самодельных приборов Галилей сделал великие открытия. Он узнал, что Луна представляет собой не эфирное светило из лёгких газов, а твёрдую планету, подобную Земле, с обширными равнинами, горами. Наблюдая Солнце (к объективу Галилей приставил закопчённое стекло), учёный обнаружил пятна, которые перемещаются. Подтвердилась догадка Д.Бруно: Солнце вращается вокруг своей оси, как и Земля.

В телескоп Юпитер виден не один, а с четырьмя спутниками, которые вращаются вокруг него, как будто это Солнечная система в миниатюре. Млечный путь – это туманная полоса, пересекающая небо; в телескоп видна рассыпающаяся на бесчисленное множество звёзда.

Открытия Галилея произвели переворот в мировоззрении людей. Система Коперника и гениальные предвидения Джордано Бруно получили подтверждение. Галилея жестоко преследовала инквизиция, его заставили отречься от своих открытий. Он умер в нищете, презрении и одиночестве, но до конца верил, что истина восторжествует, и последними его словами были: «А всё-таки она вертится!»

В одно время с Галилеем немецкий учёный Иоганн Кеплер (1581-1630) открыл законы движения планет. Путём вычислений он доказал, что планеты движутся не по окружностям, как думали Галилей, Коперник, а по эллипсам – замкнутым кривым, форма которых несколько отличается от круга.

Библиотекарь: Со времён Галилея Галилео телескоп претерпел множество видоизменений и усовершенствований. Появились новые виды более сильных телескопов. Среди известных в настоящее время телескопов можно назвать следующие:

– оптические телескопы:

а) линзовый телескоп,

б) зеркальный телескоп;

– радиотелескоп;

– ультрафиолетовый телескоп;

– рентгеновский телескоп;

– гамма-телескоп.

Оптические телескопы, как уже было сказано, подразделяются на линзовые (или рефракторы) и зеркальные (или рефлекторы). У рефракторов объектив, собирающий световые лучи, изготовлен из стеклянных линз, а у рефлекторов объективом служит вогнутое зеркало.

Принцип действия радиотелескопов, ультрафиолетового телескопа, рентгеновского и гамма-телескопа состоит в улавливании и усилении электромагнитных волн различных спектров.

Американские исследователи космоса вывели с помощью космического корабля телескоп Хаббл на космическую орбиту. Это позволило улавливать сигналы из далеко удалённых участков космического пространства, не преломлённых атмосферой Земли.

И, наконец, переходим к рассмотрению 3 этапа познания космоса: разработка и создание космических кораблей. Выход в космос.

Ведущий 5: Мы очень горды тем, что первенство в освоении космического пространства принадлежит нашей стране.

Ровно за сто лет до того, как над Землёй появился первый искусственный спутник, в сентябре 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский. Работая учителем провинциальной школы, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса. Циолковский впервые обосновал принцип передвижения ракеты в космическом пространстве – ракета перемещается в результате выброса отработанных газов. Строение её должно быть многоступенчатым: ступени ракет работают поочерёдно: когда топливо в одной ступени выгорит, она сбрасывается, и ракета становится легче. Начинает работать вторая ступень и т.д. Передняя ракета, как по эстафете, получает скорость, набранную предыдущими ракетами.

Идеи К.Э.Циолковского были реализованы в процессе создания искусственного спутника Земли Сергеем Павловичем Королёвым.

Чтобы расчёты и формулы воплотились в космические аппараты, чтобы человек смог действительно оторваться от Земли и выйти в космическое пространство, должен был прийти генеральный конструктор космических кораблей, человек необычайной энергии, творческого и организационного таланта, координирующий работу крупнейших коллективов, создающих ракетно-космические системы. Таким конструктором был Сергей Павлович Королёв. Он родился в 1906 году в семье учителей. Учился в Киевском политехническом институте, затем продолжил учёбу в Москве в Высшем техническом училище им. Баумана и в 1929 году закончил факультет аэромеханики. Вначале С.П. Королёв занимался легкомоторными самолётами, но мечты его уносили дальше, за пределы земной атмосферы. В 1934 году вышла книга Королёва С.П. «Ракетный полёт в стратосфере». Эту книгу отметил К.Э.Циолковский. В начале 30-х годов С.П.Королёв возглавил группу инженеров – специалистов в области ракетного движения. Несмотря на репрессии, Королёв С.П. преданно служил своей Родине, которую прославил необычайными достижениями в области завоевания космоса: первый искусственный спутник, ракета, доставившая вымпел на Луну, автоматическая станция, сфотографировавшая её обратную сторону, пилотируемые космические корабли.

Библиотекарь: 4 октября 1957 года  считается началом космической эры. В этот день был осуществлён запуск первого космического аппарата – искусственного спутника Земли. Его вывела на орбиту ракета-носитель, которая, развив скорость 8 км/с, взлетела вертикально. Автоматические устройства по заданной программе управляли движением ракеты. Она, пройдя200 км, постепенно приняла горизонтальное направление, легла на курс и отправила в путь блестящий шар из алюминиевых сплавов  диаметром58 см, массой84 кг, с четырьмя двухметровыми усами-антенами. На Земле принимали радиосигналы из космоса, расшифровывали их. Потом было запущено ещё очень много спутников с различными целями: для изучения атмосферы Земли, солнечного излучения, фотографирования обратной стороны Луны, доставки на Луну вымпела. Есть спутники для изучения погоды, для радиосвязи, для телевизионной передачи, спутники-разведчики.

Среди живых существ первыми покорителями космоса были собаки, насекомые, семена растений. Первая собака по имени Лайка погибла, не вернулась на землю. Затем были запущены собаки Белка и Стрелка, которые благополучно вернулись на Землю. Только после того, как были произведены успешные запуски живых организмов, было принято решение запустить в космос корабль с человеком на борту.

Ведущий 6: 50 лет назад, 12 апреля 1961 года весь мир был потрясён: в Советском Союзе впервые в истории человечества поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту! Юрий Алексеевич Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе. Вся планета ликовала! (Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был?»)

Ю.А. Гагарин родился 9 марта1934 г. в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский р-он Смоленской области), неподалеку от города Гжатск (ныне Гагарин). Русский. По происхождению выходец из крестьян. Учился в ремесленном училище, в индустриальном техникуме, в аэроклубе, затем в авиационном училище. Хорошая теоретическая, практическая и физическая подготовка позволили ему войти в отряд космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных. Полёт первого космонавта показал, что в условиях невесомости, в условиях, почти во всём отличных от земных, можно работать, обживать космическое пространство.

Вторым космонавтом, полетевшим в космос, был Герман Степанович Титов. Его полёт продолжался больше суток, он облетел вокруг Земли 17 раз, 34 раза сменялись день и ночь на борту корабля.

Ведущий 7: 16 июня 1963 года в космос полетела первая в истории женщина-космонавт – Валентина Владимировна Терешкова. В.В. Терешкова родилась в рабоче-крестьянской семье в деревне Масленниково Ярославской области. Отец погиб на войне. После 7-летки Валя пошла работать на завод, одновременно обучалась в школе рабочей молодёжи. Занималась парашютным спортом. Заочно окончила техникум лёгкой промышленности. 12 марта1962 г. Валя была зачислена в отряд космонавтов. Среди всех девушек отряда Валентина оказалась самой достойной, и С.П.Королёв выбрал её для первого полёта женщины в космос. После полёта, проанализировав её состояние, было ясно, что женский организм труднее справляется с космическими перегрузками, чем мужской, поэтому после этого полёта женщин долго «не пускали» в космос.

Библиотекарь: В 1965 году произошло ещё одно знаменательное событие в истории космонавтики – выход космонавта в открытый космос. Первым человеком, покинувшим космический корабль и вышедшим в открытый космос, является советский космонавт Алексей Архипович Леонов.

В 1969 году человек впервые высадился на Луне. В знаменитой экспедиции участвовало трое американских астронавтов: Нил Армстронг, Эдвард Олдрин и Майкл Коллинз. Первым ступил на поверхность Луны Армстронг, спустя 18 минут за ним последовал Олдрин.

В ответ на американский Лунный проект Советский Союз запускает в 1970 году космический аппарат «Луна-17», для доставки на поверхность Луны самоходного аппарата «Луноход – 1».

А в 1975 году происходит своеобразное примирение двух космических держав – США и СССР, что ознаменовалось реализацией советско-американской программы совместного экспериментального полёта советского корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Апполон».

В космосе два космических корабля дважды произвели стыковку кораблей. Совместный проект был удачно завершён.

В последние годы учёные всего мира работают над амбициозной задачей – отправить звездолёт на Марс.

Время быстро пролетает

Недавно это было иль давно,

Когда простой крестьянский парень

В космос открыл окно?

С тех пор каждый мальчишка мечтает

Сутками напролёт

Стать космонавтом, как Юрий Гагарин

И строит себе звездолёт,

Чтобы на нём улететь к Луне

Звёзды достать тебе и мне.

                                  В. Занина

Мы гордимся тем, что наша страна первая проложила дорогу в космос! Гордимся нашими доблестными космонавтами, реализовавшими библейское предсказание: «И последние станут первыми…»; выходцы из «низов», из рабочих и крестьян, смогли подняться на небывалые высоты космического пространства! С восторгом и радостью встретим 50-летний юбилей первого полёта человека в космос!

Приложение 1. Презентация «Космос. Этапы познаний»

Приложение 2. Песня «Трава у дома»

Приложение 3. Песня «Я – Земля»

 

Список используемой литературы:

1. Я познаю мир. Космос: энцикл. / авт.-сост. Т. Гонтарук; – М.: АСТ: Хранитель, 2007 г.

2. Железняк Г.В. Самое интересное о космосе. Харьков: Торнадо, 2007 г.

3. Звёзды и планеты. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. Ю.Н. Касаткиной, Д.С. Щигеля, М.А. Митрофановой. – М. АСТ: Астрель, 2008 г.

4. Порцевский К.А. Моя первая книга о космосе – М. ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008 г.

5. Большая астрономическая энциклопедия. – М. : Эксмо, 2008 г.

6. Сайт wikipedia.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 50)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Районный конкурс методических разработок среди библиотекарей, посвященный Году российской космонавтики и 50-летию полета Ю.А. Гагарина
2. Сценарий классного часа «День космонавтики»
3. Литературный час для учащихся 5-6 классов «Дорога в космос»
4. Классный час, посвященный истории космонавтики, для учащихся 7-8 классов «Дорога во Вселенную»
5. Интеллектуальная игра «Через тернии – к звездам!»
6. Библиотечный урок, посвящённый Году космонавтики и 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, для школьников 4-9 классов «Космос. Этапы познаний»
7. Методическая разработка коллективно-творческого дела для учащихся начальной школы «Как Незнайка в космос собирался»
8. Беседа-презентация ко Дню космонавтики «Четвероногие пионеры звёздного пространства»
9. День космонавтики в школе
10. Устный журнал «Память материнского сердца»
11. Беседа, посвящённая 50-летию первого полёта в космос Ю.А. Гагарина, «Сын Земли» (7-8 класс)
12. Тематический классный час «108 минут, изменившие мир» и интеллектуальная игра «Тайны вселенной» для учащихся 7-9 классов
13. Современная библиотека
14. Чтение как фактор личностного роста и адаптации в современном мире
15. Гражданская война. Живая история