Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Марина Павловна Леонова,
учитель английского языка
образовательного комплекса школа-сад «Наша Школа»

Гражданская война. Живая история

«...Давным-давно была война..». Путешествуя по Горному Алтаю, разговаривая с местными жителями, мы то и дело наталкивались на противоположные оценки событий почти вековой давности – гражданской войны. В одном селе говорили: «пришли красные бандиты, а нашим пришлось защищаться малыми силами...», в другом: «красногвардейцы освободили наше село и ушли, но пришли белые и начались бесчинства...». В наших сердцах до сих пор идёт война, что может быть основанием примирения? Только личное понимания того, что же происходило в нашей истории – моё личное соприкосновение с истиной, порождение мной исторической памяти дает понимание события, самого себя как части своего народа.

Такая реконструкция события делает историю живой, становится собственным переживанием человека. Такой подход основан на отличных от традиционных подходов принципах. Это прежде всего размыкание границ зацементированных представлений о мире, об истории, о нашей способности понимать мир и его изменении, это создание полипозиционных площадок, необходимых для включения школьников, студентов и взрослых в реальную систему отношений.

С начала 2010-2011 учебного года В.А. Николаев – образовательный комплекс школа-сад «Наша Школа», Т.Г. Шароглазова – Фонд Образовательных Технологий в сотрудничестве И.И. Ветровым – музей Октябрьского района г. Новосибирска расширяют границы социального партнерства и развивают новый  образовательный проект – «По следам нашей истории: прошлое, настоящее, будущее. Гражданская война – Живая история. Новосибирская область – Горный Алтай». Этот проект является межведомственным и межрегиональным и объединяет специалистов из разных сфер: наука, искусство, педагогика, культура и сервис, как со стороны Новосибирска, так и со стороны республики Горный Алтай. Уникальность проекта заключается в самой технологии «Социального партнерства», в результате которого удается формировать детско-юношеское-взрослое сообщество и механизмы передачи образцов духовного развития от поколения к поколению.

Первым этапом проекта была организационная, подготовительная работа, в результате которого была сформирована рабочая группа проекта, сформировали круг партнеров, насчитывающий более двадцати частных лиц и организаций. В данный момент разворачивается этап исследования исторического события Гражданская война, разработка маршрута по местам основных военных действий, в летнее время планируется провести первую экспедицию по разработанному маршруту, позже он станет постоянно действующим. На протяжении всех этапов проекта киногруппой проводятся съемки и осенью будет выпущен научно-документальный образовательный фильм о том, как мы понимали историческое событие, что мы поняли об истории, об отечестве и о себе.

В ходе исторического исследования участники реконструируют поведение и взаимодействия участников Гражданской войны как антропологический феномен истории России с трех позиций: изучение и анализ фактов, связанных с Гражданской войной, этно-культурологическое исследование народов Сибири и Алтая, и изучение личностей, связанных с событиями, восстановление их значения в истории региона.   Другая образовательная составляющая – сам способ устройства исследовательской группы. В её состав входят и школьники, и студенты, и преподаватели из разных школ и вузов  г. Новосибирска и Горно-Алтайска. Участие в проекте студентов согласовано с учебными программами  вузов и является их курсовой работой или работой в рамках спецкурса. Так, например, группа студентов НГТУ, Факультета Бизнеса, направления «Социально-культурный сервис и туризм» под руководством замдекана Е.Ю. Воротниковой, участвует в этом проекте и занимается разработкой туристко-краеведческого маршрута по местам основных военных действий, а студентка Архитектурно Строительного Факультета НГАСУ Екатерина Захарова, во всем исследовании выделяет аспект поиска и охраны архитектурных памятников в данных регионах, кроме того она руководит одной из исследовательских подгрупп с этно-культурологической направленностью.

Сейчас исследовательская группа восстанавливает событие через работу с архивными документами, художественной, научно-публицистической литературой, в дальнейшем в ходе экспедиции школьники, студенты и взрослые смогут через общение со свидетелями событий, их потомками дополнить живую картину происходившего.

На сегодняшний день в России катастрофически мало подобных комплексных проектов, обеспечивающих строительство детско-взрослых сообществ, а значит преемственность подрастающим поколением уклада жизни, духовного багажа предыдущих поколений.

Стать участником проекта еще не поздно, подать заявку на участие вы можете на сайте Нашей Школы по адресу http://nshkola.ru/ и по телефону 8 903 938 17 33, менеджер проекта – директор музея Октябрьского района Иван Иванович Ветров.

Вот ссылка на раздел сайта, где собран материал по проекту.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Районный конкурс методических разработок среди библиотекарей, посвященный Году российской космонавтики и 50-летию полета Ю.А. Гагарина
2. Сценарий классного часа «День космонавтики»
3. Литературный час для учащихся 5-6 классов «Дорога в космос»
4. Классный час, посвященный истории космонавтики, для учащихся 7-8 классов «Дорога во Вселенную»
5. Интеллектуальная игра «Через тернии – к звездам!»
6. Библиотечный урок, посвящённый Году космонавтики и 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, для школьников 4-9 классов «Космос. Этапы познаний»
7. Методическая разработка коллективно-творческого дела для учащихся начальной школы «Как Незнайка в космос собирался»
8. Беседа-презентация ко Дню космонавтики «Четвероногие пионеры звёздного пространства»
9. День космонавтики в школе
10. Устный журнал «Память материнского сердца»
11. Беседа, посвящённая 50-летию первого полёта в космос Ю.А. Гагарина, «Сын Земли» (7-8 класс)
12. Тематический классный час «108 минут, изменившие мир» и интеллектуальная игра «Тайны вселенной» для учащихся 7-9 классов
13. Современная библиотека
14. Чтение как фактор личностного роста и адаптации в современном мире
15. Гражданская война. Живая история