Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Все статьи автора(2) Валерий Алексеевич Понырко,

учитель истории Новосибирского специализированного лицея с этнокультурным еврейским компонентом образования «Ор Авнер»,
«Учитель года» в рамках новосибирской ассоциации лицеев и гимназий (2007 г.),
победитель Международного фестиваля учителей из школ с этнокультурным
(еврейским) компонентом образования «Учитель года-2009»

Школьный учебник истории на постсоветском пространстве как инструмент формирования коллективной памяти

Развитие последних десятилетий нам ярко демонстрирует, как через внесение изменений в содержательное пространство уроков истории, через переписывание учебников можно воздействовать на сознание масс, на формирование коллективной памяти, которая в свою очередь является аккумулирующим инструментом нации.

Так как коллективная память является органической частью социальной жизни, соответственно она преобразуется в ответ на потребности изменяющегося общества. Исходя из выборочных критериев, коллективная память делит прошлое на важное и менее важное для групп общества, на то, что общество предпочитает помнить и что оно предпочитает забыть. Коллективная память может выполнять определенный заказ власти, идеологии, социума, этноса.

Историческая память играет меньшую роль в воспитательном процессе, в процессе поиска своей идентичности. История воспринимается, в особенности школьником, как «внешняя» и мертвая. Коллективная память в отличие от исторической, крупные исторически события, сильно травмирующие историческое сознание, подвергает относительному забвению или вытеснению. И наш реальный мир, фальсифицируя историю, воздействует на сознание масс. Использование подложных документов, фотографий давно стало неотъемлемой частью такой фальсификации. И эти грубые приемы могут достичь своей цели – современная молодежь мало читает, она смотрит картинки.

Переписывание истории, переоценка прошлого, свержение кумиров, ирония и насмешка разрывают хрупкую нить исторической памяти, изменяют энергетический потенциал культуры. Великие «отцы» становятся забытыми «дедами», новые памятники противоречат прежним ценностным ориентирам, мемориалы становятся бесхозными, книги оказываются ненужными. Примеров тому масса. Остановимся на одном из них. Как учат школьников в странах бывшего СССР?

ЛАТВИЯ

Пятый класс, «Родной край», автор Индулис Кениньш.

Параграф 10 – «Население Латвии»: «Различают постоянных жителей государства – тех, кто живет в этой стране на протяжении многих лет, и приезжих – тех, кто приехал из других стран сравнительно недавно. Постоянные жители, в свою очередь, делятся на коренное население и людей других национальностей (пришлое население)... Коренное население Латвии – латыши и ливы».

Стр. 83 – карта: «Балты во второй половине I тысячелетия до нашей эры занимали территорию, раз в 8 большую, чем славяне».

Стр. 131: «Русские княжеские дружины часто нападали на земли латгалов», «хотели покорить и другие народы Латвии», «нередко латгальские воины совершали набеги на русские земли и отбирали награбленное».

О введении христианства: «Власть имущие начали понимать, что это учение выгодно для них, ибо призывало подвластных им людей терпеливо переносить все тяготы и не противиться господам... Однако народ отверг чужого Бога. Предкам латышей были ближе их божества и древняя вера, которая учила человека хорошо относиться не только к другим людям, но и к природе, учила уважать труд и любить свой родной край – отчизну».

«Никогда жизнь латышских крестьян не была столь тяжелой, как после присоединения Латвии к России».

Великая Отечественная война: «Многие латышские легионеры отличились в боях особой выносливостью, умением и отвагой. Пришив к этой форме как символ веры маленький красно-бело-красный щит, они, стиснув зубы, врубились в наводненную чужими войсками землю отчизны». Учебник «История Латвии» для основной школы повествует о том, как латышские воины храбро сражались в 15 и 19-й дивизиях немцев. Правда, о принадлежности этих дивизий к Ваффен СС, которая Нюрнбергским трибуналом признана преступной организацией, – ни слова. «По итогам войны Латвия снова попала под советское оккупационное ярмо».

Эпоха СССР: «Латвия из процветающего культурного государства, которое во всей Европе могло гордиться своим чистым и прозрачным морем, ухоженными городами и сельскими усадьбами, превратилась в запущенную окраину Советского Союза». «Построенные в последние десятилетия жилые массивы на окраинах Риги очень отличаются от остального города своим однообразием и неухоженностью».

ЭСТОНИЯ

«Сто эстонцев были приданы армии киевского князя Олега и сыграли ведущую роль при штурме в 907 году Константинополя» (учебник «История Эстонии» Марта Лаара).

Русские и Россия – главный источник всех бед и несчастий народов бывшего СССР. Эстонские историки сожалеют, что крестовый поход не прошелся по России. «Отчего же Запад не осуществил масштабный крестовый поход на Русь?.. К 1240 году время было упущено».

«17 июня 1940 года в Эстонию прибыло более ста тысяч красноармейцев. Народ глядел на марширующие войска молча. У многих в глазах стояли слезы... теперь не оставалось никаких сомнений: Эстония оккупирована чужеземной армией» (учебник истории для начальной школы).

Эстония «оказалась в числе проигравших Вторую мировую войну». В учебнике вообще нет упоминания, кто же все-таки взял Берлин – Советская армия или союзники. Стыдливо упоминается лишь капитуляция Германии. Из иллюстраций к главе – только фото Гитлера, Муссолини и капитулировавшего немецкого солдата.

Детям также рекомендуется гордиться добровольческим эстонским батальоном СС «Нарва», созданным в 1943 году и «проявившим незаурядную отвагу в боях на Украине». Там, по логике авторов, эсэсовцы тоже боролись за эстонскую независимость.

В период «советской оккупации» Эстонская ССР мучительно страдала: «...были построены многочисленные крупные заводы, шахты и электростанции, абсолютно не нужные для самой Эстонии».

УКРАИНА

Учебник по истории Украины для девятого класса утверждает, что лучше всего жилось украинцам под властью Австрии. «Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского» 1710 года, разработанные генеральным писарем гетмана Мазепы Филиппом Орликом: «Краеугольные положения этого уникального документа стали фундаментом основных законов США, Великобритании, Франции и многих других развитых стран».

«Украинский язык – один из древнейших языков мира... Есть все основания полагать, что уже в начале нашего летосчисления он был межплеменным языком» (Украинский язык для начинающих. Киев, 1993 г.).

«Включение Крымского полуострова в состав Украины было попыткой переложить на ее плечи моральную ответственность за выселение татарского населения и вынудить взять на себя ответственность за восстановление хозяйственной и культурной жизни полуострова» (учебник истории для пятого класса, рекомендованный министерством образования Украины, 2005 г.). В том же учебнике: украинская повстанческая армия под руководством Степана Бандеры к 1943 году «освободила от немцев большинство городов Украины».

В учебнике «История Украины. Конец XVIII – начало XX века» появился следующий материал, Голодомор является «следствием продуманной политики, целью которой были ликвидация проявлений «украинизации», лишение украинцев исторической памяти, нейтрализация их стремления к самостоятельной национально-государственной и культурной жизни».

ГРУЗИЯ

В учебнике для 1-го класса цитируется «Акт государственной независимости Грузии», который был принят 9 апреля 1991 года. «...в феврале – марте 1921 года Советская Россия путем вооруженной агрессии совершила оккупацию грузинского государства, за чем последовала ее фактическая аннексия. Весь период нахождения Грузии в составе СССР был отмечен кровавым террором и репрессиями... Скрытая война против Грузии продолжается и сейчас. Ее цель – остановить движение Грузии к свободе и демократии...» – учит грузинских первоклашек учебник истории.

А пятиклассники узнают, что Российская империя завоевала Грузию. Не приняла под свой протекторат согласно Георгиевскому трактату 1782 года и не спасла от Турции и Ирана, а именно насильственно захватила.

Петр I – тот вообще подло надругался над грузинами: «...не пожелал даже приютить у себя им же самим обманутого несчастного Вахтанга VI». Хотя вообще-то в 1725 году этому Вахтангу выделили в дар Пресню – целый район в Москве.

На картах грузинских учебников в качестве исторических областей Грузии показаны территории Азербайджана, России и Турции. «Советская власть... всеми мерами пыталась принизить грузинское национальное самосознание и лишить грузинскую культуру самобытности и национальности».

Особый курс «Родина» появился в грузинских школах после августовских событий 2008 года. Четвероклассникам рассказывается, что осетины издавна живут «на грузинской земле в тесной дружбе и родстве с грузинами», но недавно «коварный враг посеял вражду».

«Согласно последним исследованиям в Дманиси люди жили приблизительно 1 800 000 лет назад. В Европе не обнаружены останки людей столь далекого времени. Поэтому археологи называют дманисских людей «первыми европейцами».

АЗЕРБАЙДЖАН

В учебниках для шестого класса пишется, будто азербайджанцы – современники древнейшей цивилизации шумеров: «Первые письменные свидетельства о племенах Древнего Азербайджана даны в шумерских эпосах и клинописях». Отсюда вывод: «Современная Армения возникла на территории древнего Западного Азербайджана».

Учебники вещают семиклассникам: «Во время похода 914 года славянские дружины беспрерывно грабили и разоряли населенные пункты на азербайджанских берегах Каспийского моря».    Российско-азербайджанские отношения описываются так. «В ответ на присоединение вспыхнули народные восстания. Одно из них насчитывало 12 тысяч восставших против 600 человек русских. Когда русские перешли в рукопашную, мятежники понесли тяжелое поражение». Но, оказывается, лишь потому, что эти 12 тысяч героев, потерпевших поражение от 600 человек, просто «не хотели воевать».

Из учебника для старших классов «История Азербайджана» – «В результате претворения в жизнь курса на индустриализацию Азербайджан превратился из аграрной страны в аграрно-промышленную. За счет создания новых рабочих мест был положен конец безработице. Вместе с тем индустриализация превратила Азербайджан в сырьевую базу СССР».

Ученикам сообщают, что «первая весть о мужестве азербайджанцев пришла из Брестской крепости», где, по их данным, сражались 44 азербайджанца (по официальным спискам среди защитников был всего один выходец из Азербайджана – Ахвердиев Халил Гамза-оглы. То огорошивают их рассказом о том, как героически сражались азербайджанцы в «особых национальных воинских частях», которые создал Гитлер, и «немцы высоко оценили их боевые качества, наградив многих из них медалями».

В главе о перестройке говорится следующее, «Горбачев особо отличался ненавистью к мусульманам, тюркскому миру. Горбачев начал осуществлять план переселения тюркских народов в Западную Россию и другие славяно-христианские республики, а их земли заселил христианским населением».

КАЗАХСТАН

А вот цитата из казахского учебника: «Борьба казахского народа против российского колониализма длилась долго, охватив вторую половину XVIII века до 90-х годов XX века».

«Руководство советской страны, как и царское правительство, рассматривало Казахстан как источник сырья», – сообщает одиннадцатиклассникам «История Казахстана: Важнейшие периоды и научные проблемы». Героической борьбе казахов за независимость посвящена целая глава. Стремление казахов к свободе ставится в один ряд с «борьбой индийского народа против английских колонизаторов, борьбой алжирского народа против французского колониального господства, войной вьетнамского народа против американского колониализма». Одним из ярчайших эпизодов такой борьбы авторы учебника считают события в Темиртау в 1959 году.

УЗБЕКИСТАН

В пособии по истории Узбекистана говорится: президент Каримов сказал, что «узбекская государственность своими корнями уходит в глубь веков и насчитывает около трех тысячелетий».

«Нам достался в наследство низкий уровень жизни населения. По этому показателю республика занимала одно из последних мест в Союзе».

КЫРГЫЗСТАН

В киргизском учебнике для 5-го класса написано: «За всю свою трехтысячелетнюю историю кыргызский народ не был в таком жалком состоянии, как при продолжателях дела царского империализма – красных милитаристах...»

В учебниках выдвигают против России обвинения в геноциде. Киргизские историки под ним подразумевают подавление восстания в Туркестане в 1916 году.

МОЛДОВА

«СССР готовил «освободительную» войну Европы от фашизма, начав операцию «Барбаросса», А. Гитлер опередил наступление советских войск на Запад».

В учебнике для XII класса уверенно рассказывается, что первый немецкий самолет на рассвете 22 июня 1941 года сбил уроженец Кишинева.

 

Слов «Великая Отечественная война» в учебниках Грузии, Молдавии, Узбекистана нет, а вину за начало Второй мировой на равных с Германией несет Советский Союз, именуемый агрессором.

Таким образом, общее для всех учебников истории, изданных в бывших советских республиках (кроме Беларуси и Армении), – это отказ от нашей общей дореволюционной и советской истории. Преподавание истории в школе стало инструментом воздействия политиков.

С замечательным предложением выступила Белоруссия, она инициировала создание единого учебника истории для школьников СНГ. Министр образования и науки России Андрей Фурсенко идею поддержал.

В Библии сказано: разделенный дом не устоит. У наших народов общая история на протяжении веков, а с некоторыми – и тысячелетий. Не было 200 лет назад никаких понятий «белорус» или «украинец». Было единое государство. Наши предки вместе пахали и сеяли и защищали свою землю. Еще до Великой Отечественной войны понятия «украинец» и «белорус» означали скорее место проживания, чем национальность. И нельзя это перечеркивать из-за того, что 20 лет назад мы по воле неумных людей оказались по разные стороны государственных границ.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 19)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Школьный учебник истории на постсоветском пространстве как инструмент формирования коллективной памяти