Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Александр Борисович Пивоваров,
преподаватель «Православной культуры России»
НОУ Православная Гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского
г. Новосибирска

О добром и прекрасном

Одна из самых замечательных книг академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906-1999) – «Письма о добром и прекрасном». Многие свои заветные мысли ученый оставил нам в статьях, опубликованных, уже после его кончины, в книге «Русская культура» (М.: «Искусство», 2000).

Дмитрий Сергеевич Лихачев – один из тех людей, о которых говорят: «совесть нации». И он был совестью нации в буквальном смысле: в годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья идеологии в культуре и науке ему удавалось сохранять, изучать, открывать для современников и потомков культурное наследие предшествующих эпох, с которым боролись те, кто хотел «свой, новый мир построить», а «старый разрушить до основанья». Он сделал очень много и для нас с вами, для вашего и последующих поколений: он сберег многое из вашего наследия, из тех культурных ценностей, что остались вам от предков и принадлежат вам по праву. Это памятники архитектуры и искусства, памятники родной истории, которые сегодня вновь считаются ценнейшими культурными сокровищами нашей страны; это памятники культуры, посмотреть на которые сегодня приезжают миллионы иностранных граждан, памятники, ставшие «лицом» России для всего мира. Многие годы жизни и много сил потратил Дмитрий Сергеевич, защищая, спасая, сохраняя эти памятники для нас с вами. И еще про него можно сказать, что для многих он являлся «лицом нации»: ученый с мировым именем, он сам был живым свидетельством высокой отечественной культуры, ее настоящим носителем, одним из самых уважаемых, самых авторитетных представителей нашей страны во всем мире.

Он был человеком удивительной судьбы. Свое образование он начал получать еще в дореволюционной России, и всю жизнь, по его собственным словам, он учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости древнерусской литературы и культуры, изучением которых он занимался профессионально, учился у своего собственного жизненного опыта, – а он пережил самые страшные события XX века: Первую и Вторую мировые войны, революцию, сталинские репрессии, он был узником печально знаменитых «Соловков», т.е. Соловецкого лагеря, куда попал практически студентом, он пережил Ленинградскую Блокаду, и он пережил все эпохи советской и постсоветской истории, вплоть до послеперестроечных событий; он много путешествовал, и еще больше читал, наблюдал, он старался изучать все явления человеческой жизни как единого целого, не замыкаясь в частностях, круг его научных и человеческих интересов был чрезвычайно широк (по его словам, нет неинтересных вещей – бывают неинтресующиеся люди); и, по его признанию, всю жизнь он учился у всего, с чем его сталкивала жизнь. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «тот, кто сам не учится постоянно, не сможет учить». И поэтому он смог стать Учителем – с большой буквы, автором не только ученых трудов, но и десятков учебников и научно-популяризаторских книг, открывших для молодых поколений их собственную историю и культуру. Он был великим знатоком отечественной культуры, и, несмотря на все тяжелейшие исторические условия в нашей стране в XX веке, он и в своей жизни оставался верен самым высоким культурным и нравственным идеалам; и не меньше, чем его труды по истории культуры, для нас важны сама его личность, его фигура – он сам был и является для нас живой «связью эпох», «связью времен».

Древнерусская литература, которую профессионально изучал Дмитрий Сергеевич Лихачев, очень внимательно относилась к опыту предыдущих поколений и эпох, старалась бережно хранить этот опыт, передавать его молодым поколениям; в древнерусской культуре существовала большая традиция различных поучений, сборников мудрых мыслей и изречений, книг, учивших жизненным правилам, правильному жизненному пути, специальных произведений, хранивших мудрость древних народов. Древнерусская культура полна была такими книгами: на протяжении целых семисот лет (с X по XVII век) люди хранили и изучали «книги мудрости» не только собственного народа – с первых лет его письменной культуры, – русские люди были знакомы с мудростью древних восточных культур, с книгами, написанными три и даже более трех тысяч лет назад, с изречениями античных мудрецов и мыслями европейских христианских философов, древнерусская культура бережно хранила это богатое наследие предшествующих веков. Как специалист по древнерусской литературе, Дмитрий Сергеевич Лихачев прекрасно знал эти произведения – многочисленные «наставления», «научения юным» и пр., знал всю эту учительную традицию более чем тысячелетней отечественной культуры. Уже в 80-х годах XX века, будучи глубоко пожилым человеком, он собрал свои собственные заметки и наблюдения, посвященные образованию и воспитанию человека, посвященные родной культуре и тому, как вырасти культурным человеком, и составил на их основе своеобразное послание молодым поколениям. Он назвал их просто: «Письма о Добром и Прекрасном», потому что Добро и Красота для Лихачева – это и есть главное содержание культурной жизни человека; ведь Добро и Красота, по мнению ученого, это именно то, что радует человека – в каких бы явлениях жизни человек их не замечал – а настоящая культура как раз и учит человека замечать и создавать это Доброе и Прекрасное во всех сферах его жизни. «Письма о Добром и Прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева, адресованные современному читателю, молодому читателю – это не просто мысли большого ученого и мыслителя, много совершившего в жизни и получившего мировое признание, – для нас это еще и «письма» от десятков поколений наших предков, наших предшественников (жизнь и культуру которых ученый так хорошо знал). Заканчивая этот труд, в последнем Письме Лихачев так отзывается о своей работе: «Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам.» (П.46 (с.236)). По своей сути эти «Письма» – голос нашей собственной культуры, ее послание нам; это мудрость и опыт тысячелетней русской традиции, подмеченный и записанный великим исследователем.

Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих «Письмах» и других публицистических работах часто указывает на одну очень важную закономерность. Эта закономерность хорошо была известна в русской культуре на протяжении многих веков, но о ней, к сожалению, редко вспоминают сегодня. Оказывается, в определенной ситуации любые, даже самые глубокие или самые важные знания могут оказаться абсолютно неэффективны, т.е. приобретены и даже применены – но... впустую, без пользы. Более того, в этих условиях знания могут оказаться вредны и опасны! Что же это за условия, что это за «ситуация бесполезности знаний»?

В свой статье «Экология культуры» Лихачев, кроме прочего, ставит вопросы о применимости знаний, об условиях их применения, и упоминает ситуации, когда применяемые знания не приносят в итоге пользы, и даже напротив: «Допустимо ли создание удобрений, вредно отражающихся на природе и на человеке – потребителе? А в промышленности? Все большее значение приобретает качество, а не количество: будет ли это качество бетона, металла, готовых изделий «всех кругов жизни», которые легко из кругов мечтаемого рая могут стать кругами ада».

Действительно, недобросовестно выполненная работа может привести даже к катастрофам, превратить жизнь высокоразвитой цивилизации в настоящий ад. Недобросовестно сделанная работа... Вот, наверное, очень важное слово для описания «ситуации бесполезных знаний». Это слово: «не-добро-совестно». Задумайтесь над его смыслом, над его этимологией. «Добросовестно» – не значит просто «на высшем уровне», «качественно», это значит: «по совести» и «на совесть». «Добро», «Совесть». Казалось бы, понятия, далекие от науки и техники, от сферы любых высокотехнологических разработок. Однако, оказывается, что условием полезности любого знания является «добро-совестность» при его применении.

Лихачев отметил и еще одну закономерность: чем сложнее техника и научно-технические знания, тем серьезнее стоит вопрос о «добро-совестности» как условии их применения. Вот что пишет ученый в статье «Экология культуры»: «Во все времена, в любом обществе без культуры и нравственности не могут действовать законы экономики,  юриспруденции, законы исторические (ведь любое появление тиранов тормозит развитие общества, хотя может показаться, что «добрая тирания» может загнать общество в счастливое будущее).

«В ХХ столетии роль этики, самые этические принципы усложнились чрезвычайно – подчеркивает Лихачев. – Нравственность нужна особенно в современном обществе. Почему? А ведь мы не замечаем, что живем в последние десятилетия в совершенно особом мире... Изменилась планета, на которой мы живем: стала маленькой, перенаселенной и черезвычайно зависимой от нас.

В самом деле, мир науки невероятно усложнился по сравнению с тем, каким он был десятки лет назад. Требуют своего этического рассмотрения цели и способы ряда научных экспериментов. От каждого ученого требуется нравственность в «тысячи вольт напряжения». Стоит совершить ошибку в опыте, который стоит иногда сотни тысяч и миллионы рублей, и скрыть эту ошибку, подтасовать факты, нарушить товарищество ученых, как «полетят» выводы целой отрасли науки или затормозятся надолго. Мы знаем это на примерах Лысенко, Марра, Вышинского. Вспомните войну против кибернетики, генетики, космополитизма, формализма... В науке сейчас нужны не только честь, честность вместо честолюбия, лести, подхалимства, но и осторожность, скромность: полное осознание масштабов себя и всего своего... Способов обойти совесть бесконечно много. Но результат один: в науке не появляются новые крупные имена, наука хиреет (из статьи Д.С. Лихачева «О науке и ненауке» // Русская Культура. с. 331).

А в медицине? В армии? Сколько нравственных проблем решает сейчас водитель транспорта, строитель плотины, нефтепровода, АЭС...» (от себя мы можем заметить, что все они тоже могут быть описаны словом «добро-совестность»: добросовестно ли выполнил человек свои профессиональные обязанности? И не нарушены ли в угоду корпоративным интересам, интересам бизнеса правила, права других людей, страны, народа, государства? А может быть, и всего человечества? На совесть и по совести ли сделана работа? Не принесен ли этой работой вред другим людям?)

«Совсем особая область – пишет Лихачев – дипломатия государств, нравственная ответственность «высоких договаривающихся сторон» и отдельных дипломатов.

В последнее время со всей остротой проявилась нравственная сторона национальных взаимоотношений, отношений к культуре и культурным памятникам других народов, в том числе и исчезнувших на данной территории. Важнейшая область «усложнившейся этики» – работа чиновников, правдивость их информации, недопустимость так называемого «административного вранья», то есть лжи, с помощью которой начальники отделываются от обращающихся к ним за помощью, продвигают свои планы, проекты, финансирование своих замыслов и т.д., и т.д.»

Вернемся к Письму, с которого мы начали урок: к письму под названием «Учитесь учиться!». Вспомним слова Лихачева о все более усложняющихся знаниях, «без которых, по словам ученого, просто нельзя будет работать, приносить пользу», его наблюдения о все возрастающей роли машин, автоматов, компьютеров в физическом и даже интеллектуальном труде. Какой же вывод делает ученый, что он предлагает изучать в связи с этим человеку современности в первую очередь? Процитируем далее это письмо: «Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки.

Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть ... человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов» (Письмо 26. с. 106). «Общее образование – заключает Лихачев – может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться» (Письмо 26. с. 106).

Так что же можно назвать «бесполезными знаниями» с этой точки зрения? Такими знаниями оказываются «знания без нравственности», «знания без культуры»: когда человек усваивает знания о мире, но не усваивает образцы правильного отношения к людям, когда он приобретает навыки физические и интеллектуальные, но не приобретает при этом навыков правильного поведения, навыков «доброй совести». На первый взгляд, если рассуждать отвлеченно, знания и нравственность, знания и культура – понятия, не связанные напрямую; но если задуматься над тем, как человеческие знания функционируют, как и в каких ситуациях, в каких условиях люди пользуются ими, то становится очевидной взаимосвязь между наукой, техникой, политикой, медициной, вообще любой деятельностью человека – и «доброй совестью». Эту функциональную зависимость великий исследователь культуры Лихачев назвал «экологией культуры». Как и в природе, в реальной человеческой деятельности все внутренне взаимосвязано, и знания, лишенные нравственного и культурного осмысления, оказываются «неэкологичными». Ведь человек применяет свои знания среди других людей, часто для других людей, и без нравственной основы здесь не обойтись – как и без культуры, которая помогает найти людям общий язык.

Неотделимой от нравственности оказывается для Лихачева и сфера эстетики (а для XX века, нередко провозглашавшего «имморализм искусства», такой взгляд оказывается настоящим открытием – «хорошо забытого старого»). Большая часть его Писем посвящена искусству, воспитательной роли памятников культуры. Неслучайно в одном из изданий ученый ставит эти понятия красоты и добра рядом, называя книгу «Письмами о добром и прекрасном»: именно это ценно в художественной культуре, во всей эстетической жизни для Лихачева. Д.С. Лихачев пишет: «Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. «Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Искусство в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает в читателе, в зрителе – во всяком, кто его воспринимает – сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству ... заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, чужой радости, делает чужую боль и радость в значительной мере своими. Оно служит единению человеческих душ» (В этом месте Д.С. Лихачев цитирует книгу Маймина Е.А. «Искусство мыслит образами»). Сравним это со словами из другого письма Лихачева, его словами о нравственности как великой объединяющей силе: «Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания – пишет Лихачев в письме седьмом... В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития» (Письмо 7, с.32) Навыки нравственного, сострадательного отношения к другим, осознание и ощущение своего духовного единства с другими – не это ли лучшая школа «добро-совестных отношений»?

Необходимость нравственного отношения к миру, без чего оказывается невозможной нормальная жизнедеятельность человека и общества, необходимость воспитания в себе такого отношения – вот одно из самых важных «открытий», которые Лихачев не просто делал как учитель, но и наглядно доказал и показал как ученый.

Сегодня на книжных прилавках молодому человеку в качестве учебников жизни в большом количестве предлагаются биографии и размышления о жизни известных бизнесменов, успешных менеджеров, учащие правильно (с точки зрения, конечно же, карьеры, делового успеха) общаться с людьми, относиться к людям, и т.д. Огромен выбор и экзотических для русского читателя учебников по «достижению счастья», «самосовершенствованию» и «духовному саморазвитию». И иногда кажется, что наименее известно современному читателю, какое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», имела его собственная, отечественная культура.

В этой книге – огромный опыт не только самого Лихачева, но и, без преувеличения, всей русской культуры, ее десяти веков, и тот опыт, который русская культура переняла у своих предшественниц – культур Византии и Ближнего Востока, культур, неразрывно связанных с Библией.

Читать «Письма  добром и прекрасном» особенно интересно в сравнении с теми книгами, по которым учились правилам жизни наши предки на протяжении столетий. Например, Лихачев пишет: «Главной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах или неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, всей вселенной... Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль» (Письма 6, 46). Традиционная русская культура хорошо знала эту мысль о «неразменном рубле» по Евангельскому афоризму: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19, 20). А слова ученого о том, что «надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим», напомнит знающему читателю о той единственной заповеди, к которой, по словам великого учителя христианства, можно свести все нравственное учение Библии: отношении к другому как к самому себе («Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.» Гал.5:14). А свою мысль о необходимости не только физического, но и нравственного здоровья для долголетия Лихачев прямо проиллюстрировал заповедью из Декалога («Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои» Втор.5:16). И такой важный, ключевой для «Писем» Лихачева образ, как «путь добра» (ведь вся жизнь человека должна стать продвижением, восхождением по этому пути!), оказывается, был знаком еще нашим далеким предкам буквально с первых уроков грамоты: ведь это ключевой образ Псалтири, по которой учились читать в Древнерусской культуре, уже первый псалом расказывает человку о пути Добра и пути Зла. Такие «текстологические» сопоставления можно было бы продолжать и продолжать. Мысли Лихачева оказываются глубоко созвучны мудрости многих поколений наших предков – той мудрости, которая позволяла им достигать настоящего единства народа, общества даже в те сложные исторические моменты, когда не было единства политического, а иногда и географического, и которая учила человека искать счастья в самом высоком – Любви к ближнему.

Заканчивая свои «Письма» молодому поколению, вступающему в жизнь, Лихачев высказывает удивительную для современности мысль: «в жизни надо иметь служение – служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен... А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас» (Письма 46, 3). Вместе с приведенными выше словами о «главной жизненной задаче» это высказывание Лихачева складывается в подлинно духовный идеал: Жизнь как служение, служение Добру!

Лихачев имел полное право закончить книгу своих советов молодому поколению простыми словами: «Поверьте мне!». Ведь сам он был подлинно счастливым человеком. И даже по меркам современности он был успешным человеком. Он дожил до глубокой старости. В своей профессии (и далеко за ее пределами) он получил мировое признание. Но самое удивительное то, что он умел быть счастливым в таких страшных обстоятельствах, когда, наверное, сам вопрос о счастье становится бессмысленным. Его воспоминания о годах, проведенных в Соловецком концлагере, о времени Ленинградской блокады и других тяжелых испытаний, показывают: Лихачев умел видеть и запоминать среди окружающих его ужасов эпохи доброе и прекрасное, и именно это позволяло ему испытывать радость, делало его счастливым человеком. Принципы этой «науки быть счастливым» он и постарался изложить языком, доступным современному человеку, в своих «Письмах о добром и прекрасном».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 348)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела