Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современная библиотека образовательного учреждения: новые возможности и перспективы»
Выпуск №34 Апрель 2011 | Статей в выпуске: 93


Ведущий рубрики
Все статьи автора(17) Алексей Викторович Малыгин,

учитель математики НОУ Православная Гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

Сократ: «Не от денег добродетель, а от добродетели и деньги, и все прочие блага»

Из речи Сократа на суде: «Я вас, афиняне, люблю и обожаю, но …пока дышу и в силах, не перестану … уговаривать и указывать каждому из вас: «О деньгах тебе не стыдно заботиться, чтобы их было у тебя, как можно больше, а о рассудительности, истине и о душе, чтобы она была как можно лучше, ты не заботишься и не печешься». Ведь я только и делаю то, что хожу и убеждаю вас, и молодых и старых, не заботиться ни о теле, ни о деньгах прежде всего и так сильно, как заботиться о душе, чтобы она была как можно лучше. И говорю я вам: «Не от денег добродетель рождается, а от добродетели и деньги, и все прочие блага для людей и в частной жизни и в общественной» [1].

Педагогические традиции, последователями которых мы себя считаем, корнями своими уходят в античность. Сократ – один из тех, кто стоял у истоков педагогики. Сократ − один из первых, кто четко сформулировал цели педагогики, задачи воспитания, приоритеты обучения: «Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам, родным, друзьям, отечеству, согражданам» [2].

По мысли Сократа, неверно ставить первой и основной задачей образования подготовку профессионалов в престижных профессиях (ораторов, экономистов, программистов и т.п.); а нужно, прежде всего, воспитывать людей благородных, обладающих добродетелью, т.е. нравственностью. Ученики Сократа шли к нему, прежде всего, за добродетелью; а уходили, в том числе, и профессионалами в различных областях.

Сократ неоднократно доказывал и показывал, что искать нужно, прежде всего, добродетели, а все остальное − деньги, блага личные и общественные – приложатся. В связи с этой идеей Сократа, вспоминаются два замечательных русских мыслителя: знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов и академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Николай Иванович Пирогов, великий хирург (1810-1881)

В одном, как бы сейчас сказали, интервью Николая Ивановича Пирогова спросили, кем он видит своего сына в будущем?

– Человеком, – ответил Пирогов.

– Понятно, что человеком, – улыбнулся журналист, – но кем именно? Врачом? Инженером?

– Прежде всего, человеком! – настаивал Николай Иванович.

Журналисты тогда не совсем поняли, что имел в виду Пирогов. Мы сейчас можем это понять, прочитав цикл педагогических статей Пирогова. Николай Иванович хотел сказать, что если его сын будет человеком высоконравственным, порядочным, трудолюбивым и честным, то он сможет стать, кем захочет – врачом, инженером, экономистом и т.д. И, хочется продолжить, если не станет нравственным человеком, то не сможет стать ни врачом, ни инженером, ни экономистом – этого ему не позволят его лень, его непорядочность, его нечестность; Уголовный кодекс, в конце концов.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999)

 

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, которого еще при жизни называли совестью нации, писал: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть, прежде всего, нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую» [3].

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871)

Константин Дмитриевич Ушинский в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» писал: «Политико-экономическое значение труда вполне уяснено наукой, и ему давно уже отведено почетное место между природой и капиталом… Без труда богатства и обилие капиталов оказывают гибельное влияние не только на нравственное и умственное развитие людей, но и на их материальное благосостояние» [4].

Мысль Ушинского, который в этой статье писал только про одну добродетель (трудолюбие), а также приведенные здесь мысли Лихачева, Пирогова и Сократа, можно обобщить следующим образом: «Будет нравственность – будет польза; не будет нравственности – будет вред». Действительно ли, без нравственности будет вред?

Известен афоризм: «Знание без воспитания – все равно, что меч в руках безумца».

Вспоминается история испытания первой атомной бомбы Робертом Оппенгеймером.

Аламагордо, штат Нью Мексико, 16/07/45 в 5:29:45 производится успешное испытание заряда «Gadget»

Журналист-летописец Лоуренс записал: «Это был такой солнечный восход, которого еще не видел мир; огромное зеленое суперсолнце, за какую-то долю секунды поднявшееся на высоту более трех километров и продолжавшее подниматься еще выше, пока оно не коснулось облаков, с поразительной яркостью осветило вокруг себя землю и небо. Через несколько секунд раздался оглушительный грохот взрыва. Пылающий огненный шар все увеличивался в размере, достиг полутора километров в диаметре и все еще продолжал шириться». Кто-то воскликнул в панике: «Бог мой, они потеряли контроль над цепной реакцией!!» В небе на высоте двенадцати километров расплывался гриб атомного взрыва... [5].

Что же всех так напугало? Только ли вид необычного «зеленого суперсолнца»? Нет, все гораздо трагичнее. Дело в том, что на момент первого испытания атомной бомбы было опасение, что ядерный взрыв породит цепную реакцию – в эпицентре взрыва все атомы всех химических элементов, начнут распадаться; Значит, все камни, деревья грунт и т.д. станут атомными бомбами. И, в конечном итоге, весь Земной шар превратится в Солнце. На тот момент еще не было теоретически доказана невозможность «холодного синтеза». Вот и запаниковали некоторые ученые, увидав расширяющийся огненный шар от первого атомного взрыва!

Значит, «отец атомной бомбы» Роберт Оппенгеймер ради научного открытия, ради карьеры, ради известности пошел на риск спалить нашу Планету, превратив ее в один большой Чернобыльский реактор!

Что это? Мы хотим иметь такую науку и таких успешных людей, которые способны подвергнуть нас такой опасности?

Это ли не ядерный меч в руках безнравственного, безответственного человека!?

С античности известно, что добродетель нужно воспитывать, что нравственность сама собой в душе человека не разовьется.  К.Д. Ушинский писал: «Чувство общественности или, другими словами, нравственное чувство живет в каждом из нас точно так же, как и чувство личности, эгоизма.

Оба эти чувства, в виде микроскопических зародышей, рождаются вместе с человеком. Но тогда как первое, то есть нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие, нежнейшие растения. Сам Божественный Сердцеведец нашел ненужным заботиться о возрасте этого чувства: никто и без того из собственного побуждения не подавляет своей живучей плоти, этого источника всякого эгоизма, «но питает и греет ю» (по-русски – «но питает и греет её». – Послание к Ефесянам, глава 5, стих 29).

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке. Кроме того мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [6].

Отрадно, что руководство нашей страны говорит о воспитании. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» написано: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Законодательство Российской Федерации об образовании говорит, что: «Основные общеобразовательные программы... обеспечивают... духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» (Федеральный закон №309-ФЗ «О внесении изменений…», пункт 6, статья 9). Знаменательно, что о воспитании порядочного и патриотичного человека, а значит, о воспитании духовных ценностей, говориться как об одной из главных задач современной школы.

Повторимся: с античности известно, что добродетель нужно воспитывать, что нравственность сама собой в душе человека не разовьется. Но французские просветители выступили с «инновацией»: «Человек по природе своей совершенен». Оказывается, можно и не ставить воспитание задачей педагогики, достаточно просто научить человека и дать ему возможность раскрыть свое «совершенство».

Идеи Руссо и других просветителей продолжают жить и в современной школе, когда, например, говорится, что главная задача школы – воспитывать человека успешного; но успешность не всегда увязывается с нравственностью. Однако, как мы знаем, совсем не обязательно свою успешность человек направит на пользу себе и другим. Как сказал один из персонажей фильма «Кто, если не мы»: «Ты знаешь, какие головы в тюрьме сидят? Академики!»

Успешность без нравственности – это химера, которая, помимо всего прочего, может еще и спалить нашу планету в адском огне термоядерного синтеза.

Такие необходимые вещи, как материальная база образования и образовательные инновации – компьютерная техника, бассейны, горячее питание – сами по себе еще не гарантируют воспитания нравственности. «Не от денег добродетель…».

Человек свободен в своем выборе, но человек не свободен от последствий своего выбора.

Пренебречь воспитанием нравственности – все равно, что опять убить Сократа, который добровольно пошел на смерть, чтобы донести до нас мысль о необходимости добродетели. Конечно, мы свободны в своем нравственном выборе, и можно еще раз Сократа убить. Тогда бы он нам сказал: «Меня, присужденного вами, постигнет смерть: вас же, присудивших меня, постигнет зло и позор, к которым вас приговаривает истина. И я останусь при своем наказании, а вы при своем» (из последней речи Сократа на суде).

Жак Луи Давид, «Смерть Сократа», 1787 г.

 

Однако есть надежда, что в следующей Образовательной инициативе наш президент скажет о воспитании нравственности не как об «одной из», а как о главной задаче, на решении которой основывается вся деятельность образовательной системы.

Это были бы достойные слова мудрого руководителя государства. Это было бы достойным продолжением педагогических традиций, дошедших до нас от Сократа через Ушинского, Пирогова, Лихачева!

 

Примечания:

1. Платон, Апология Сократа, I, 29, с, 30, с. (Перев. С. Жебелева, изд. «Academia»).

2. Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, I, 2, 248.

3. Лихачев Д.С. «Русская культура». – М.: «Искусство», 2000, с. 154–155.

4. Ушинский Д.С. «Труд в его психическом и воспитательном значении» // Журнал Министерства народного просвещения,
№7, 1860 г.

5. http://www.pacificstorm.net/Articles/A-bomb/a-bomb.htm

6. Приводится по изданию: Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.: В 2-х т. Т.1. М., 1953. С. 327–332.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 398)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. О добром и прекрасном
2. Сократ: «Не от денег добродетель, а от добродетели и деньги, и все прочие блага»
3. «О городе с любовью»: проект в рамках гражданско-правового образования